12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куклева Марина Михайловна16
4

Статья "Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности".

Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.

Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…

А.Б.Орлов


Проблема качества математического образования была и остаётся приоритетной  в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве профессий. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Отношение школьников к учебе, результат их учебной деятельности во многом зависит от того, что побуждает эту деятельность, то есть от мотивации. Мотивация – важнейший компонент  учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Выделяют пять уровней учебной мотивации: первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, четвертый уровень – низкая школьная мотивация, пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. От того и существует, к сожалению, категория учеников – неуспевающие. Поэтому, каждый современный учитель математики определил для себя цель: повышение успеваемости и качества знаний учащихся и поставил задачи: выявить возможные причины снижения успеваемости и качества знаний учащихся, принять комплексные меры, направленные на повышение успеваемости, создать все необходимые условия для успешного усвоения учащимися учебной программы, сформировать у каждого ребенка ответственное отношение к учебному труду.


Причины неуспеваемости: (по схеме П.П.Борисова)

общепедагогические

психофизиологические

социально-экономические


Категории неуспеваемости

I категория: глубокое и общее отставание.

II категория : частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость.

III категория: эпизодическая неуспеваемость.


Элементы неуспеваемости

Не стремится получать новые знания теоретического характера.

Не стремится к оценке своих достижений.

Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними.

Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков).

Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.

Не усвоил понятий в системе.


Типы неуспевающих

Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебе

Высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учебе

Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учебе


Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

неблагоприятная наследственность;

нарушения нервной деятельности;

общая неспособность к интеллектуальному труду;

физическая ослабленность;

школьная незрелость;

педагогическая запущенность;

недостаточное развитие речи;

боязнь школы, учителей;

инфантилизм (т. е. детскость)

астеническое состояние;

снижение зрения;

гиподинамия;

социум;

миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);

социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе.

Формы работы с неуспевающими:

Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке

Создание особых условий опроса

Индивидуальная форма обучения

Дифференцированная работа с временными группами

Дифференцирование домашней работы

Дополнительные занятия с неуспевающими

Стимулирование развития интересов

Активизация познавательной деятельности

Активизация самостоятельности, усиление творческих элементов в ней


Система работы со слобоуспевающими учащимися:

Выявление слабоуспевающих учащихся.

Изучение причин неуспеваемости.

Направление работы с неуспевающими: учет индивидуальных особенностей личности, учет социальных условий, учет возрастных особенностей, учет состояния здоровья, учет сформированности общих и специальных условий.

Формирование и развитие учебных навыков:

- коррекционная работа;
- индивидуальная работа;

- дифференцированная работа;

- дополнительные занятия;

- вовлечение в секции, факультативы;

- работа с родителями.


План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.

Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.

По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.

Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.

Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.

Своевременные индивидуальные задания учащимся.

Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.

Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.

Организация взаимной помощи среди учащихся.


В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: системное одобрение; похвала; доброжелательность, улыбка, умеренные жесты; создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного. На этом этапе просматривается, как обучающиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивации класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.

При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных обучающихся, привлекаю обучающихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока задания творческого характера.

 Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.

Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика. При этом оценка деятельности обучающихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами. Достижения обучающихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Виды помощи в обучении:

*  Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

*  Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

   *  Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

*  Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

*Напоминание приема и способа выполнения задания.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.