Статья «Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности»
Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики через различные способы деятельности.
…Мотивацию учения нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как, например, навыки чистописания, нельзя мотивации и научиться, как таблице умножения, её можно лишь стимулировать, развивать, повышать…
А.Б.Орлов
Проблема качества математического образования была и остаётся приоритетной в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве профессий. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». Отношение школьников к учебе, результат их учебной деятельности во многом зависит от того, что побуждает эту деятельность, то есть от мотивации. Мотивация – важнейший компонент учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Выделяют пять уровней учебной мотивации: первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности, второй уровень – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней нормой, третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, четвертый уровень – низкая школьная мотивация, пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. От того и существует, к сожалению, категория учеников – неуспевающие. Поэтому, каждый современный учитель математики определил для себя цель: повышение успеваемости и качества знаний учащихся и поставил задачи: выявить возможные причины снижения успеваемости и качества знаний учащихся, принять комплексные меры, направленные на повышение успеваемости, создать все необходимые условия для успешного усвоения учащимися учебной программы, сформировать у каждого ребенка ответственное отношение к учебному труду.
Причины неуспеваемости: (по схеме П.П.Борисова)
общепедагогические
психофизиологические
социально-экономические
Категории неуспеваемости
I категория: глубокое и общее отставание.
II категория : частичная, но относительно устойчивая неуспеваемость.
III категория: эпизодическая неуспеваемость.
Элементы неуспеваемости
Не стремится получать новые знания теоретического характера.
Не стремится к оценке своих достижений.
Избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними.
Не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков).
Не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки.
Не усвоил понятий в системе.
Типы неуспевающих
Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с положительным отношением к учебе
Высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учебе
Низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учебе
Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
неблагоприятная наследственность;
нарушения нервной деятельности;
общая неспособность к интеллектуальному труду;
физическая ослабленность;
школьная незрелость;
педагогическая запущенность;
недостаточное развитие речи;
боязнь школы, учителей;
инфантилизм (т. е. детскость)
астеническое состояние;
снижение зрения;
гиподинамия;
социум;
миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе.
Формы работы с неуспевающими:
Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке
Создание особых условий опроса
Индивидуальная форма обучения
Дифференцированная работа с временными группами
Дифференцирование домашней работы
Дополнительные занятия с неуспевающими
Стимулирование развития интересов
Активизация познавательной деятельности
Активизация самостоятельности, усиление творческих элементов в ней
Система работы со слобоуспевающими учащимися:
Выявление слабоуспевающих учащихся.
Изучение причин неуспеваемости.
Направление работы с неуспевающими: учет индивидуальных особенностей личности, учет социальных условий, учет возрастных особенностей, учет состояния здоровья, учет сформированности общих и специальных условий.
Формирование и развитие учебных навыков:
- коррекционная работа;
- индивидуальная работа;
- дифференцированная работа;
- дополнительные занятия;
- вовлечение в секции, факультативы;
- работа с родителями.
План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.
Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
Своевременные индивидуальные задания учащимся.
Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
Организация взаимной помощи среди учащихся.
В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта: системное одобрение; похвала; доброжелательность, улыбка, умеренные жесты; создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного. На этом этапе просматривается, как обучающиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивации класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала.
При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных обучающихся, привлекаю обучающихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока задания творческого характера.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка деятельности школьников, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.
Существующая пятибалльная шкала оценивает объем и глубину усвоения знаний, умений и навыков, т.е. результат, и не оценивает личностный рост ученика. При этом оценка деятельности обучающихся должна быть адекватной самооценке самого ученика, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами. Достижения обучающихся независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Виды помощи в обучении:
* Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
*Напоминание приема и способа выполнения задания.