Урок по технологии в 5 классе «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»
Тема урока: «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»
Цель урока:
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о видах одежды;
- познакомить с правилами ухода за одеждой и условиями её хранения;
- учить пользоваться предметами по уходу за одеждой
Коррекционные:
- развивать связную речь через умение вести диалог;
- работать над развитием памяти, мышления, внимания, мелкой моторики;
-
Коммуникативные УУД:
1Формировать умение работать в паре, в команде.
2.Учить представлять результат своей работы;
3.Формировать умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников.
4. Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельности, самообслуживания, умение работать в коллективе, в командах;
- воспитывать культуру общения
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, самостоятельная работа, дифференцированная работа, практическая работа,
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая
Термины и понятия: алгоритм, плечики,
Материально - техническое оснащение и дидактическое обеспечение:
Эмблемы команд.
Раздаточный материал «Оденем куклу», «Разрезные картинки».
Картинки с видами одежды и карточки с названиями видов одежды.
Текст рассказа о происхождении одежды.
Щётки для чистки одежды.
Плечики узкие, широкие, с прищепками (по 1 шт.).
Презентация «Уход за одеждой».
Оргмомент.
-
Рефлексия на урок.
– Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
- Я очень рада, что ваше настроение немножко улучшилось. Но мне хочется, чтобы к концу урока у вас у всех было только хорошее настроение. Попробуем это сделать? Постараемся?
1. 2. Повторение изученного материала.
- Вспомните, какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
- Кто расскажет, как появилась одежда? (рассказ ученика)
Ниток и, значит, тканей тогда еще не было, шить древние люди не умели. Поэтому они просто оборачивали вокруг тела кусок шкуры убитого ими на охоте зверя. Выглядело это примерно вот так (показ кукол). Со временем люди умнели и развивались. Научились сшивать куски ткани и шкур в единое целое. Вся одежда - и мужская и женская, - была похожа на платье или плащ. Отличалась она лишь длиною: у женщин, как правило, юбки были длиннее мужских.(показ кукол) В Древней Греции и Риме мужчины и женщины одевались в плащи, туники, хитоны, тоги, которые представляли собой рубахи свободного покроя куском ткани. (показ кукол)
Когда и как появились первые штаны, ученые пока не знают. Скорее всего, их придумали кочевники - народы, занимающиеся разведением скота. В юбке сидеть на коне очень неудобно, к тому же, во время долгой скачки можно очень сильно натереть кожу. Поэтому, похоже, именно кочевники Азии придумали "раздвоить" юбку и сделать отдельную штанину для каждой ноги. (показ кукол)
Привычные же для нас длинные широкие штаны появились через несколько сот лет, сначала они были одеждой моряков.
Женщины же все это время - от древности до начала 20 века продолжали ходить в платьях и юбках. За ношение штанов женщину в Средние века могли сжечь на костре! (показ кукол)
Многие мамы, и тем более бабушки помнят, что когда они были маленькими, брюки на женщине считались не очень приличными. Это была одежда для спорта или тяжелой работы. Но в школу или на работу в офис в них ходить было нельзя. Неприлично было и появляться в них в театре, кино или кафе. Но где-то в 70-е годы женщины все больше и больше стали носить брюки. А уж когда появились прочные и удобные джинсы, то в них стали ходить все - и мужчины и женщины, и девочки и мальчики. (показ кукол)
- Молодцы! Очень интересный материал вы нам предоставили.
- Сегодня мы продолжим знакомство с темой «Одежда».
- Вспомните, на какие группы делится одежда? (по сезонам, по назначению) (вывешиваю слова)
- Как называется одежда по сезонам?
- Что значит демисезонная?
- На какие виды делится одежда по назначению?
Работа в командах
- Предлагаю разделиться на команды. У каждого из вас висит эмблема. Найдите по ней свою команду. (3 команды).
Предлагаю каждой команде выполнить задание (раздаются конверты с заданиями).
1 команда: На парте лежат слова с названиями видов одежды. Попробуйте найти ту картинку, которая относится к вашему слову. (- Команда, проверьте правильность выполнения своего задания).
2 команда: «Разрезные картинки».
- Соберите картинку и скажите, к какому виду относится ваша одежда?
3 команда: «Одень куклу».
- Ваша задача: одеть куклу на день рождения к подружке. (Какая одежда подходит к вашему заданию? Как называется такой вид одежды?)
Проверка заданий.
2. Сообщение темы урока.
В класс входят 2 девочки, споря между собой.
Хором. Ой! Извините, пожалуйста! Мы опоздали. / Продолжают спорить/
Грязнуля: А я тебе говорю, что некрасивое!
Чистюля: Да мне оно больше всех нравится! И чтоб ты мне не говорила, ты меня не переубедишь!
Учитель технологии. Да что у вас произошло?
Чистюля. / Плача/. Ей моё платье не нравится.
Грязнуля. Ах-ах-ах! Какое платье!
Да ведь не на что смотреть!
Я б такое не надела.
У меня – другое дело!
От борща пятно большое,
Вот сметана, вот жаркое,
Вот мороженое ела,
Это – в луже посидела.
Это клей, а здесь – чернила.
Согласитесь, очень мило.
Я наряд свой обожаю,
На другой не променяю.
Я открою вам секрет –
Лучше платья просто нет.
- Девочки, я предлагаю вам не спорить, а спросить у ребят, кто же из вас прав (Ответы детей).
- Как можно назвать здесь Иру? (неряха)
Актуализация знаний.
-
Словарно-орфографическая работа
- Есть такая пословица «Видно неряху по грязной рубахе»
- Каково значение этого слова? (Ответы учащихся)
НЕРЯХА – (разг.) неряшливый человек. Имеет неряшливый вид.
НЕРЯШЛИВЫЙ – неаккуратный, лишённый опрятности. Неряшливая одежда. (слайд 2)
А давайте подберём слову «неряха» противоположное слово, т.е. слово наоборот.
ОПРЯТНЫЙ – чистый, чистоплотный, аккуратный.
Опрятный человек. Опрятно одет кто-нибудь. Опрятность в одежде.
Учитель:
Опрятный опрять – «порядок» (русское)
Неряха ряха – «неопрятно одетая» (русское) (слайд 3)
Неряха. /плача/ . Ой! Что же, меня теперь все неряхой называть будут?! Что же мне теперь делать?!
- Не переживай, Ира, это легко исправить.
- Как вы думаете, ребята, сможем мы помочь Ире?
- Что вы можете ей посоветовать? (научиться ухаживать за своей одеждой).
- Да, одежда имеет большое значение в жизни человека. Она согревает его, скрывает недостатки фигуры, украшает. Представить человека без одежды невозможно. В ней он учится, работает, занимается спортом, отдыхает. Для того, чтобы вещи, которые мы носим, служили дольше, за ними нужно правильно ухаживать и уметь их правильно хранить.
- И тема нашего сегодняшнего урока «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению».
- Запишите т/у в тетрадь.
2. Изучение нового материала
- Бывая в музеях, где выставлена одежда, мы удивляемся тому, как опрятно она выглядит, опрятнее платья, купленного совсем недавно. Почему?!
- Дело в том, что бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считались добродетелью человека – его большим достоинством. Срок носки одежды зависит от аккуратности человека, правильного ухода за нею. Если постараться, мы можем тоже приобрести такие качества. Но здесь нужно и хотенье, и уменье.
- Хотите приобрести такие качества как аккуратность и бережливость?
Работа в подгруппах. (2-3 мин)
- У вас на партах лежат листки бумаги. Посовещайтесь между собой и попробуйте предложить свои варианты ухода за одеждой. (Каждая команда потом зачитывает свои предложения. Слабым учащимся дать другое задание: Выбрать только те слова, которые подходят к правилам ухода за одеждой).
На доске, по мере высказывания детей, я показываю схему на компьютере.(слайд 4)
Как ухаживать за одеждой ?
гладить
стирать
ремонтировать по мере необходимости
сушить чистить
- В течение дня наша одежда может попадать в разные ситуации, т.е. с ней могут произойти разные неприятности. Как вы думаете, какие? (попасть под дождь, испачкаться, посадить пятно, забрызгаться грязью, порваться, помяться)
- Скажите, есть выход из таких положений?
- Я предлагаю вам составить алгоритм по уходу за одеждой в разных ситуациях. Знаете что такое алгоритм? (вывешиваю слово)
Алгоритм – это набор инструкций, которые описывают последовательность выполнения действий для достижения некоторого результата.
Уход за одеждой
- Что вы будете делать с одеждой, если она порвалась?
- Что вы будете делать с одеждой, если она помялась?
- Что такое плечики? (Вешалка (также плечики) — приспособление для хранения одежды в подвешенном состоянии. Одежда на ней вешается на крючки либо на плечики (которые тоже называются вешалкой). (Показ наглядно вешалок).
- Почему они такие разные? (Широкие – для верхней одежды, узкие – для лёгкой одежды, с прищепками – для брюк и юбок)
- Что вы будете делать с одеждой, если она попала под дождь? (встряхнуть и повесить на плечики, чтобы она высохла)
Практическая работа.
- У меня на столе лежат плечики, а там лежит одежда. Повесьте правильно одежду на плечики.(по командам). (Капитаны выбирают вешалки, а ищут к ней одежду всей командой)
- А к какому виду относится ваша одежда сейчас?
- Расскажите, что вы делаете со школьной одеждой после уроков? (рассказы детей интернированных и городских мальчиков и девочек)
- Научите, пожалуйста, нас правильно вешать брюки. (По стрелочкам, скл
- Девочки, а как вы приводите в порядок своё школьное платье? (Платье сначала тщательно очищают от пыли, отутюживают помятые места и затем – в шкаф на плечики. Если грязное, сначала постирать, высушить, выгладить, затем повесить на плечики).
- Давайте рассмотрим следующий вариант ухода за одеждой.
- Чем вы чистите брюки, платье? (одёжной щёткой).
- Посмотрите, сколько разных одёжных щёток существует. Каждая из них предназначена для выполнения своих функций. (слайд 9)
Практическая работа по командам. (почистить одежду щёткой)
Уход за одеждой
(Проверка заданий по ПК).
- А где хранится одежда? (в шкафу, в сундуках, на плечиках)
- Раньше шифоньеров, шкафов для одежды не было. Всю одежду хранили в сундуках. Были отдельные сундуки для верхней одежды и для другого белья. Всю одежду аккуратно укладывали в сундук, пересыпали табаком, чтобы моль не поела. Кроме того, эти сундуки служили раньше кроватью. Помните, в рассказе В. Осеевой «Бабка»: Спала бабка на сундуке.
А потом люди придумали шифоньеры, шкафы для хранения одежды.
- Скажите, верхняя одежда хранится вместе с другой одеждой и бельём? (нет, отдельно)
- А как хранят одежду в шкафу? (сложена на полочках или висит на плечиках)
- Что вы храните на плечиках? (костюмы, верхнюю одежду, платья, брюки, юбки)
- Как вы храните трикотажные (шерстяные) изделия? (складываются на полочках)
- Почему нельзя их вешать на вешалки? (ответы детей)
Придя из школы, не стоит сразу вешать брюки в гардероб. Хорошо бы взять щётку и почистить брюки, особенно тщательно их нижнюю часть. Если погода была дождливой и брюки намокли, тогда стоит им дать высохнуть и только после этого почистить щёткой. Хорошо вычищенные брюки можно отутюжить, особенно в тех местах, которые вытянулись (особенно на коленках).
Платье также сначала тщательно очищают от пыли, отглаживают помятые места и затем – в шкаф на плечики.
Чтобы юбка или брюки не вытягивались, их надо своевременно утюжить, а также давать им «отдохнуть», выветриться после 2-3 дней носки. Для юбок и брюк нужны специальные вешалки.
Трикотажные, вязаные изделия нужно хранить аккуратно сложенными на полках или в ящиках шкафа, а не на вешалках, чтобы она не деформировалась.
Работа с тетрадью.
- Итак, давайте сформулируем кратко основные правила ухода и хранения одежды.
- чистить одежду щёткой
- своевременно утюжить
- для юбок и брюк нужны специальные вешалки
- трикотажные изделия хранить аккуратно сложенными на полках или в ящиках шкафа
- верхнюю одежду просушивают и хранят на вешалках отдельно.
- Запишите в тетрадь.
- Ребята, как вы думаете, удалось ли нам помочь Ире?
Ира: Ой, спасибо большое, научили вы меня ухаживать за одеждой. Теперь я смогу привести её в порядок.
Заключительное слово учителя.
- После сегодняшнего нашего урока, я думаю, вы все будете следить за своей одеждой, своевременно приводить её в порядок, содержать свою одежду чистой, выглаженной. Выполняя эти нехитрые правила, вы всегда будете выглядеть аккуратными, опрятными.
Рефлексия
А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке.
Закончите одно из предложений:
Самое интересное на уроке было ………………………………………….
Чему я научился ………………………………………………..
Что я узнал нового ……………………………………………………..