Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение» (Русский язык, 6 класс)
Слайд 1
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Ход урока
I. Оргмомент. «Минутка приятных воспоминаний».
Здравствуйте, ребята! Мне выпала большая честь провести урок русского языка именно в вашем классе.
Ребята, давайте закроем глаза и вспомним о чем- то очень хорошем, потом откроем глаза и улыбнемся друг другу.
Молодцы!
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало.
II. Выход на тему, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми
1. Слово учителя: Ребята, по дороге к вам мне под ноги попалась бутылка, хотела отнести в мусорный бак, но по форме она показалась интересной, необычной, заглянула вовнутрь, а там послание от Робинзона Крузо.
Вы знаете, кто такой Робинзон Крузо?
Правильно, Робинзон – герой романа английского писателя Даниеля Дефо.
К сожалению, время и морская вода немного повредили это послание. Помогите, пожалуйста, мне восстановить его.
Учитель читает текст стихотворения, ученики добавляют нужные слова.
Слайд 2 Послание
Две последние недели
Вы за партами сидели,
Изучали в напряжении
Тему вы … (местоимение)
Все разряды изучили,
Записали их в тетрадь
И, конечно, обещали
Никогда … (не забывать)
Чтобы знания по теме
Вам надёжно сохранить,
Вы должны их, безусловно,
… (повторить и закрепить)
2. Учитель. Так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
Ответы детей.
3 слайд
Цель урока: обобщить знания о местоимении как части речи.
Задачи урока:
Образовательные:
совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи;
формировать умение выделять существенные признаки и свойства;
Развивающие:
развивать память, орфографическую зоркость, творческое мышление, устную и письменную речь;
Воспитательные:
воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе;
формировать положительную мотивацию к обучению.
Учитель. Запишем число и тему урока.
Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Учитель: А что значит ОБОБЩИТЬ?
III. 1. Запись темы урока. Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Учитель: Ребята, в бутылке с письмом есть ещё кое-что. Робинзон нашел карту, но она очень повреждена. Состоит почему-то из 9 частей. Как вы думаете, почему?
Ответ: Девять разрядов местоимений.
Слайд 4
Карта Робинзона
Учитель. Робинзон попросил нас помочь ему восстановить карту.
Но, чтобы это сделать, мы должны на уроке вспомнит:
что такое местоимение?
что оно обозначает?
и на какие вопросы отвечает?
какие разряды местоимений вы знаете?
Итак, в путь!
5- слайд. Письмо Робинзона
Учитель. О каких сокровищах говорит Робинзон?
Для нас на уроке сокровищами будут являться местоимения.
Задание №1
Давайте найдём местоимения в его письме и определим их разряд и особенности.
Ответ. Мне - 1 лицо - Я, Их – 3 лицо – Они. (Изменяется не только окончание, но и все слово)
Учитель. Молодцы, ребята! Правильно, изменяются не только окончание, но и все слово, кроме этого вы знаете, что личные местоимения имеют категорию лица и числа.
Продолжаем дальше процесс восстановления карты.
Задание №2
Учитель: Ребята, вы знаете, что Робинзон Крузо живёт на острове в полном одиночестве. И у него есть свои заповеди, которые помогают ему выжить.
Правильно прочитайте текст, поставив местоимения в нужную падежную форму. Определите разряд местоимений, выявите их особенности.
Слайд 6. Заповеди
Будь требователен к (себя).
Бери ответственность на (себя) за сохранение чистоты окружающей среды.
Поставь перед (себя) цель.
Меньше думай о (себя).
Следи за (себя).
Владей (себя).
Учитель. Понравились заповеди? Ребята, вспомните, пожалуйста, литературного героя, который жил по своим заповедям? (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Запомните эти заповеди и придерживайтесь их.
Какое местоимение использует Робинзон в каждой из них? Как вы думаете, почему?
Ответ. Возвратные местоимения обозначают действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо.
Есть ли еще возвратные местоимения в русском языке?
Какая особенность возвратного местоимения?
(Не имеет именительного падежа)
Итак, мы восстановили еще одну часть карты.
Учитель. Ребята, вы знаете, что Робинзон находится на острове очень долгое время, поэтому, чтобы ему было не так скучно, он ведёт дневник.
Ребята, а у вас есть дневники?
Давайте прочитаем несколько строк из его дневника и восстановим еще одну часть карты.
Задание №3 (выборочная письменная работа)
Слайд 7 Дневниковые записи
Учитель.
прочитайте текст
выпишите выделенные местоимения
определите их разряд
Объясните написание НЕ и НИ
(Н…)сколько лет тому назад я попал на какой(то) остров. Здесь (н…)кого нет, кроме меня. Кто знает, сколько времени я здесь пробуду?. Недавно мне в руки попала какая(то) карта. (Н…)кто зарыл на этом острове клад, место нахождения которого отмечено на карте крестом. Я хочу найти того, кто поможет мне сложить её части и отыскать сокровища.
ОТВЕТ. Неопределенные: НЕСКОЛКО, КАКОЙ-ТО НЕКТО,
Отрицательные: НИКОГО, НИКТО.
Учитель. Ребята, а давайте переведем на родной язык эти местоимения?
Некто – кие-бути (неопределенное лицо),
Никто - кияк арась (отсутствие лица).
Учитель. Молодцы! Справились с задачей.
Задание №4 Работа с карточками.
Учитель. В ожидании нашей помощи Робинзон Крузо подготовил для одних детей карточки.
1 карточка. Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж. Никого с о мной Нашего - твоего Ваши - своему Никакому ему 2 карточка. Запишите подходящее местоимение и поставьте в нужную падежную форму.. 1) Личное местоимение, 1 л., ед.ч. - Т.п. - ? Неопределенное местоимение- кто-то, Д.п. - ? Указательное местоимение тот - П.п. - ? Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С - ? 3 карточка. Просклонять (по падежам местоимения) Я и КАКОЙ |
Задание №5 Работа по тексту стихотворения.
Для других - написал стихи, которые я вам сейчас зачитаю, а вы внимательно слушайте.
Слайд 8
Весь остров с вами обойдём
И те сокровища найдём.
Вот там индеец, там другой,
А, может, побежим домой?
И эти камни обойдём,
Под каждым муравья найдём,
За тем кустом отыщем клад,
Надеюсь, каждый будет рад.
Групповая работа.
Ученики 1 варианта выписывают указательные местоимения,
ученики 2 варианта – определительные.
Проверка. 1-й вариант: те, эти, за тем. 2 –й вариант: весь, другой, под каждым, каждый
14. Учитель. Справились ли мы с этим заданием?
Продолжаем дальше нашу работу.
Задание №6
Учитель. Вы знаете, что несчастный Робинзон живёт на острове совсем один, поэтому, чтобы не забыть речь, он постоянно разговаривает сам с собою и все записывает в дневник, но, к сожалению, в нескольких строках своего дневника допустил ошибки в употреблении местоимений.
что такое диалог?
найдите ошибки в написании местоимений,
определите их разряд.
Слайд 9 Читают ученик и ученица: Диалог Робинзона с самим собой - Ну как на большой земле теперь люди живут и чувствуют себя? - Я у их давно уже не был. - А почему? - Да ихняя земля очень далеко. - Так нужно до их добраться. - Да что ты! А я об том перестал даже мечтать. Своя родина теперь здесь! - Сколько теперь мне лет? Что будет со мной? - Не знаю, что будет с тобой.
Задание №7 Чтобы помочь вам исправить эти ошибки, мы пригласили корректора. Ребята, знакомо ли вам это слово? А кто такой корректор? Узнаем значение слова по словарю С.И.Ожегова. Ученик. (Корректор – работник издательства, редакции, типографии. Корректировать – вносить коррективу во что-нибудь, поправлять. Слайд10. Запись нового слова (Корректор – работник издательства, редакции, типографии. Корректировать – вносить коррективу во что-нибудь, поправлять. Слайд 11 Читают ученик и ученица: - Ну как на большой земле теперь люди живут и чувствуют себя? - Я у них давно уже не был. - А почему? - Да их земля очень далеко. - Так нужно до них добраться. - Да что ты! А я об этом перестал даже мечтать. Моя родина теперь здесь! - Сколько теперь мне лет?! Что будет со мной?! - Не знаю, что будет с тобой. |
Учитель. Правильно. Разобрались. Нужно говорить у них, их, до них, моя (своя - относится ко всем трем лицам).
Задание: определите их разряд, выявите особенности вопросительных и
относительных местоимений на примерах из текста
Ребята, обратите, пожалуйста, ваше внимание на текст диалога и найдите местоимения, еще не рассмотренные на уроке.
Вопросительные ЧТО? СКОЛЬКО?
Относительное ЧТО.
Учитель. Вы справились и с этим заданием, так что теперь мы с вами можем найти сокровища.
Задание №8
Назвать все разряды местоимений
Слайд 12
Восстановленная карта
Учитель. Итак, на сегодняшнем уроке мы помогли Робинзону, восстановили карту и нашли клад – знания по теме «Местоимение».
Слайд 13
Клад – знания по теме «Местоимение»
Задание №9
Учитель. Ребята, если бы вы написали ответное письмо Робинзону Крузо, что бы ему рассказали о ваших знаниях по теме «Местоимение»?
Задание №10
Учитель. Ребята, к нам напросились в гости веселые клоуны из школьного театра. Они решили показать клоунаду «А, здравствуйте…»
- Первый. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли?
- Второй. Что вылил? Я ничего не вылил…
- Первый. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
- Второй. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?
- Первый. Да нет же. Я говорю про вас - вы ли, не вы ли?
- Второй. Нет, я не выл.
- Первый. Ну, и они не выли!
- Второй. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
- Первый. Нет, не я один, а мы…
- Второй. Кто это мы?
- Первый (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я …
- Второй. Кто вымытые?
- Первый. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я …
- Второй. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый?
- Про кого вы говорите? Не про меня ли?
- Первый. Что променяли?
- Второй. Я говорю – не про меня ли?
- Первый. Ах, вас не променяли? А что не променяли?
- Второй. Я же про себя говорю - не про меня ли?
- Первый. Ах, вас не променяли?
- Второй. Нет, нам никак не разобраться! (Оба уходят).
Учитель. Ребята, вам понравилось? Понравилось, как дети прочитали этот диалог?
Было смешно?
А что вам показалось смешным?
Почему персонажи диалога не смогли понять друг друга?
Понравилось, как прочитали дети этот диалог?
IV. Выводы делают дети и учитель
Вопросы.
Ребята, нужны ли нам местоимения? Для чего они нужны?
Учитель. Местоимения - слова-заменители, употребляющиеся ВМЕСТО имён. Они помогают нам избегать языкового повтора слов. Чтобы речь наша стала правильной, выразительно, лаконичной.
Но должны помнить, чтобы местоимения были понятными, надо знать и уметь употреблять их в речи.
Учитель. Ребята, понравился ли вам урок? Всё ли получилось у нас сегодня?
Действительно, многие из вас уйдут с сегодняшнего урока с тяжёлыми сундучками, а некоторым из вас придётся ещё раз обратиться к нашим записям и наполнить свой сундучок дома.
V. Оценки
Оценки за работу по карточкам.
Слайд 14. Письмо Робинзону
VI. (Домашнее задание)
А чтобы вы не растеряли свои сокровища-знания,
вам домой творческое задание: напишите письмо Робинзону Крузо, в своем послании употребите местоимения, расскажите о мире, в котором вы живете.
Слайд 15
Учитель. Спасибо за работу! Желаю всем успеха.
Самые активные помощники Робинзона подойдут ко мне с дневниками для того, чтобы я поставила им оценки.
Использованная литература
1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.
2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984. – 271 с.
3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.
4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.
5. http://www.studfiles.ru/preview/4282432/
Князева Наталья Борисовна