Урок повторения и обобщения по теме «Местоимение» (6 класс)

9
2
Материал опубликован 13 June 2020


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»

Кочкуровского муниципального района

Республики Мордовия





Конспект дистанционного урока в 6 «б» классе

Повторение и обобщение изученного

по теме

«Местоимение»


t1591996897aa.gif





Провела: Герасимова Валентина Федоровна,

учитель русского, родного (эрзянского) языков и литературы

высшей квалификационной категории





Кочкурово 2020г.




Ход урока

I. Организационный этап

Слайд 1.  Минутка приятных воспоминаний.                                            

Здравствуйте, ребята! Мы с вами наш урок начинаем с приятных воспоминаний. Закройте, пожалуйста, глаза и вспомните своих друзей, улыбнитесь им. Тем самым вы подарите друг другу чуточку тепла, и от этого мир станет немного добрее. Ведь в любом деле главное – доброе начало!

II. Выход на тему, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми

Учитель.

Однажды, по дороге в школу, мне под ноги попалась бутылка, хотела отнести в мусорный бак, но по форме она показалась интересной, необычной, заглянула вовнутрь, а там послание от Робинзона Крузо.

- Ребята, кто такой Робинзон Крузо?

Правильно, Робинзон – герой романа английского писателя Даниеля Дефо.

К сожалению, время и морская вода немного повредили это послание. Помогите, пожалуйста, мне восстановить его. Я читаю стихотворение, вы добавляете в него нужные по смыслу слова.

Слайд 2. Послание

Две последние недели

Вы за партами сидели,

Изучали в напряжении

Тему вы … (местоимение)

Все разряды изучили,

Записали их в тетрадь

И, конечно, обещали

Никогда … (не забывать)

Чтобы знания по теме

Вам надёжно сохранить,

Вы должны их, безусловно,

… (повторить и закрепить)

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель.

- Так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке? Кто догадался?

Ответы детей.

Запишем число и тему урока.

Слайд 3. Четырнадцатое апреля.

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

Цели:

образовательные – обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»; расширение кругозора учащихся;

развивающие – активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;

воспитательные – воспитание интереса к предмету, любви к родному языку.

Планируемые результаты:

личностные – интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;

метапредметные – умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

предметные – знание грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимение.

Тип урока: урок обобщения.

Основные понятия: местоимение, разряд


Учитель.

А что значит ОБОБЩИТЬ?

По словарю С.И. Ожегова слово «обобщить» означает: «сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-н. О. свои наблюдения. О. опыт».
Ребята, в бутылке с письмом было ещё кое-что. Робинзон нашел карту, но она очень повреждена. Состоит почему-то из 9 частей. Как вы думаете, почему?

Ответ: девять разрядов местоимений.


III. Работа над темой урока.

Слайд 4. Карта Робинзона

Учитель.

Робинзон попросил нас помочь ему восстановить карту. А чтобы выполнить просьбу нашего героя, нужно вспомнить всё о местоимении.

Повторяем вместе со мной.

Местоимение – это знаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно.

Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Каков? Чей? Сколько? 

В предложении местоимения могут быть как главными, так и второстепенными членами. Это зависит от поставленного нами вопроса.

С кем поведешься, от того и наберешься (С кем? – с кем – дополнение).

Столько лет он прожил на острове! (Сколько? – столько – обстоятельство).

По значению местоимения делятся на 9 разрядов: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, определительные, указательные, отрицательные и неопределенные.


Слайд 5. Письмо Робинзона

В своем послании Робинзон пишет: «Дорогие ребята, сто лет тому назад пираты зарыли сокровища на островах, помогите мне найти их!»

- О каких сокровищах говорит Робинзон?

Действительно, для нас на уроке сокровищами будут являться местоимения.


Задание №1. Найдём местоимения в его письме и определим их разряд и особенности.

МНЕ, ИХ – личные, имеют категорию лица и числа. Отвечают на вопросы существительных: КТО? ЧТО?

Я – меня, ОН – его

В личных местоимениях изменяется не только окончание, но и все слово


Продолжаем дальше процесс восстановления карты.


Учитель.

Ребята, вы знаете, что Робинзон Крузо живёт на острове в полном одиночестве и у него есть свои заповеди, которые помогают ему выжить.

Слайд 6. Заповеди.

Задание №2.

Прочитаем текст, поставим местоимения в нужную падежную форму и определим разряд местоимений, выявим их особенности.


Будь требователен к (себя). (К СЕБЕ)

Бери ответственность на (себя) за сохранение чистоты окружающей среды. (НА СЕБЯ)

Поставь перед (себя) цель. (ПЕРЕД СОБОЙ)

Меньше думай о (себя). (О СЕБЕ)

Следи за (себя). (ЗА СЕБОЙ)

Владей (себя). (СОБОЙ)


Хорошие заповеди? Запомните и придерживайтесь их.


Слайд 7.

Ребята, вспомните, пожалуйста, литературного героя, который тоже жил по своим заповедям?

Действительно, это наш любимый Маленький принц французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Вспомним одну из заповедей Маленького принца: «Привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Эта заповедь учит нас тому, чтобы мы заботились не только о себе, но и о своей планете, думали о её будущем.

Ребята, в настоящее время в мире существует угроза – пандемия СОVID-19! Это очень опасно! Поэтому сидите дома! Не заражайтесь сами и не заражайте других, так мы спасем нашу планету ЗЕМЛЯ!


Учитель.

В этих заповедях и Робинзон, и Маленький принц используют возвратное местоимение СЕБЯ, которое обозначает действие, совершаемое кем-то и направленное на само действующее лицо.

Вопросы:

- Есть ли еще возвратные местоимения в русском языке?

- Какая особенность возвратного местоимения?

Учитель.

Ребята, запомним: особенностью возвратных местоимений является отсутствие именительного падежа. Оно изменяется так же, как местоимение ТЫ: себя, себе, себя, собой, о себе.

Итак, мы восстановили еще одну часть карты.


Задание 3.

Найдем в этом тексте еще местоимение.

Это СВОЙ – притяжательное местоимение, указывает на принадлежность ко всем трем лицам, отвечает на вопрос ЧЕЙ?

- Что еще нам известно о притяжательных местоимениях?

Притяжательные местоимения соответствуют личным местоимениям и указывают на то, к какому лицу принадлежит определяемый предмет.

Мой – наш – к 1 лицу

Твой – ваш – ко 2 лицу

Его, ее – их – к 3 лицу

Изменяются как прилагательные: мой друг, моя Родина, мое здоровье, мои родители. Притяжательные местоимения: ЕГО, ЕЁ, ИХ не изменяются по родам, числам и падежам:

ЕГО ДОМ, ЕЕ ДОМ, ИХ ДОМ. Связь между слова в этих словосочетаниях – примыкание.


Отличайте личные местоимения от притяжательных!

Мы ждали (кого?) его с нетерпением. – Его (чья?) рука была загорелой и шершавой.


Так, мы справились с еще одной задачей.

Учитель.

Ребята, вы знаете, что Робинзон находился на острове очень долгое время, поэтому, чтобы ему было не так скучно, он вел дневник.

Ребята, а у вас есть дневники?

Давайте прочитаем несколько строк из его дневника.

Слайд 8. Дневниковые записи. Выборочная письменная работа.

Задание 4. Прочитаем текст, выпишем выделенные местоимения, определим их разряд, объясним написание НЕ и НИ

(Н…)сколько лет тому назад я попал на какой(то) остров. Здесь (н…)кого нет, кроме меня. Кто знает, сколько времени я здесь пробуду?. Недавно мне в руки попала какая(то) карта. (Н…)кто зарыл на этом острове клад, место нахождения которого отмечено на карте крестом. Я хочу найти того, кто поможет мне сложить её части и отыскать сокровища.


Ответы. В тексте употреблены неопределенные местоимения: НЕСКОЛКО, КАКОЙ-ТО, НЕКТО. НИКОГО, НИКТО – отрицательные.

НЕ в местоимениях пишется под ударением, НИ – в безударном положении.

Через дефис пишутся с суффиксом - ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, с приставкой КОЕ.

Раздельно (в три слова) – когда предлог делит местоимение пополам (НЕ С КЕМ, НЕ О КОМ).


Учитель.

Ребята, а теперь давайте переведем эти местоимения на родной (эрзянский) язык.

Некто – кие-бути – неопределенное лицо.

Нечто – мезе-бути – неопределенный предмет.

Несколько – зяро-бути – неопределенное количество.

Какой-то – кодамо-бути – неопределенный признак.

Никто – кияк арась – отсутствие лица.

Ничто – мезеяк арась – отсутствие предмета.

Некого – а кинь – отсутствие лица.

Никакой – кодамояк – отрицание признака.

Нисколько – зярояк – отрицание количества.


Учитель. Молодцы! Справились и с этой задачей.

Физминутка (проверка слитного и раздельного написания):

Слитно – хлопаем; раздельно – приседаем; через дефис – руки вверх.


Слайд 9. Работа по вариантам.

1-й вариант (список детей)

Задание 5. Поставьте местоимения в начальную форму, определите разряд, падеж.
моего – … кого-то – …

никого –… со мной – …

нашего – … твоего – …

ваши – … своему – …

никакому – … ему – …


2 –й вариант (список детей)

Запишите подходящее местоимение и поставьте в нужную падежную форму.

Личное местоимение, 1 л., ед.ч., Т.п. – …

Неопределенное местоимение – кто-то, Д.п. – …

Указательное местоимение тот – П.п. – …

Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С – …


Слайд 10. Работа по тексту стихотворения.

Задание 6. Ребята, послушайте стихотворение, которое для вас написал Робинзон.


Весь остров с вами обойдём

И те сокровища найдём.

Вот там индеец, там другой,

А, может, побежим домой?

И эти камни обойдём,

Под каждым муравья найдём,

За тем кустом отыщем клад,

Надеюсь, каждый будет рад.


Задание 7. Групповая работа.


Ученики 1 варианта выписывают указательные местоимения.

Ученики 2 вариантаопределительные.


Проверка.

1-й вариант: те, эти, тем.

2 –й вариант: весь, другой, каждым, каждый.

Учитель.

Итак, указательные и определительные местоимения изменяются так же, как прилагательные, отвечают на вопрос какой?

Таков – изменяется как краткое прилагательное – по родам и числам. Столько – только по падежам.

Мы справились и с этим заданием.


Продолжаем дальше нашу работу.

Учитель.

Ребята, знаете ли вы, что несчастный Робинзон жил на острове совсем один, поэтому, чтобы не забыть речь, он постоянно разговаривал сам с собою и все записывал в дневник, но, к сожалению, в нескольких строках своего дневника допустил ошибки в употреблении местоимений.

А что такое диалог? (Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми)

Задание 8. Найдем ошибки в написании местоимений в тексте диалога, определим их разряд.


Слайд 11. Диалог Робинзона.


- Ну как на большой земле теперь люди живут и чувствуют себя?

- Я у их давно уже не был.

- А почему?

- Да ихняя земля очень далеко.

- Так нужно до их добраться.

- А я об этом перестал даже мечтать. Своя родина теперь здесь!

- Сколько теперь мне лет? Что будет со мной?

- Не знаю, что будет со мной…

А чтобы исправить ошибки в диалоге, я попросила помощи у корректора.

- Ребята, знакомо ли вам это слово?

- Кто такой корректор?


Узнаем значение слова по словарю С.И.Ожегова.

Запись нового слова.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии. Корректировать – вносить коррективу во что-нибудь, поправлять.


Слайд 12. Подготовка к ВПР и ГИА.

Запишем в дополнительных тетрадях для подготовки к ВПР и ГИА.


Ошибки в написании местоимений: у них, до них (после простых и наречных предлогов к личным местоимениям прибавляется Н).

Нет такого слова ИХНЯЯ. Запомним, ребята, только – ИХ

СВОЯ - относится ко всем трем лицам, поэтому нужно говорить МОЯ.


В тексте диалога есть местоимения ЧТО? и СКОЛЬКО? – это вопросительные местоимения.

Местоимения ЧТО? КТО? СКОЛЬКО? КАКОЙ? КАКОВ? ЧЕЙ? служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях.

Какое местоимение в предложении: «Не знаю, что будет со мной».

ЧТО – относительное местоимение.

Относительные местоимения: кто, что, какой, каков, чей, сколько выполняют функцию союзного слова, являются членом предложения и связывают части сложноподчиненного предложения.


Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, так что теперь мы с вами можем найти сокровища.

Задание 9. Еще раз давайте перечислим все разряды местоимений и восстановим карту.

Слайд 13. Восстановленная карта

Учитель. Итак, на сегодняшнем уроке мы помогли Робинзону восстановить его карту и нашли клад – знания по теме «Местоимение».


Видеоролик «А, здравствуйте…»

Учитель. Ребята, сейчас вы посмотрите видеоролик. У нас в гостях веселые клоуны из школьного театра.

- Арина. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли?
- Максим. Что вылил? Я ничего не вылил…
- Арина. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
- Максим. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?
- Арина. Да нет же. Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?
- Максим. Нет, я не выл.
- Арина. Ну, и они не выли!
- Максим. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
- Арина. Нет, не я один, а мы…
- Максим. Кто это мы?
- Арина (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я …
- Максим. Кто вымытые?
- Арина. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я …
- Максим. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
- Арина. Что променяли?
- Максим. Я говорю – не про меня ли?
- Арина. Ах, вас не променяли? А что не променяли?
- Максим. Я же про себя говорю – не про меня ли?
- Арина. Ах, вас не променяли?
- Максим. Нет, нам никак не разобраться! (Оба уходят).

Учитель.

Ребята, вам понравилось, как дети прочитали этот диалог? Было смешно? А что вам показалось смешным? Почему персонажи диалога не смогли понять друг друга?

IV. Выводы.

Ребята, для чего нам нужны местоимения?

Учитель. Местоимения – слова-заменители, употребляющиеся ВМЕСТО имён существительных, прилагательных, числительных. Они помогают нам избегать языкового повтора слов. Чтобы речь наша стала правильной, выразительно, лаконичной. Но должны помнить, чтобы местоимения были понятными, надо знать и уметь употреблять их в речи.

V. Оценки за работу.

Слайд 13. VI. Домашнее задание.

А чтобы вы не растеряли свои сокровища-знания, вам домой творческое задание: напишите письмо Робинзону Крузо и расскажите о мире, в котором вы живете, используя различные местоимения.

VII. Рефлексия.

Ребята, пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

Понравился ли вам урок? Всё ли получилось у нас сегодня?


Действительно, многие из вас уйдут с сегодняшнего урока с тяжёлыми сундучками, а некоторым из вас придётся ещё раз обратиться к нашим записям и дальше наполнять свой сундучок – знания по местоимению, которые будут необходимы вам при испытаниях ОГЭ, ЕГЭ.




























Использованная литература


1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.

2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984. – 271 с.

3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.

4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.

5. http://www.studfiles.ru/preview/4282432/

t1591996897ab.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Большое спасибо!!!

13 June 2020

Качественная работа!!!

14 June 2020