12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Герасимова Валентина Фёдоровна493
стаж работы 36 лет
Россия, Мордовия респ., с.Кочкурово


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»

Кочкуровского муниципального района

Республики Мордовия





Конспект дистанционного урока в 6 «б» классе

Повторение и обобщение изученного

по теме

«Местоимение»


t1591996897aa.gif





Провела: Герасимова Валентина Федоровна,

учитель русского, родного (эрзянского) языков и литературы

высшей квалификационной категории





Кочкурово 2020г.




Ход урока

I. Организационный этап

Слайд 1.  Минутка приятных воспоминаний.                                            

Здравствуйте, ребята! Мы с вами наш урок начинаем с приятных воспоминаний. Закройте, пожалуйста, глаза и вспомните своих друзей, улыбнитесь им. Тем самым вы подарите друг другу чуточку тепла, и от этого мир станет немного добрее. Ведь в любом деле главное – доброе начало!

II. Выход на тему, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми

Учитель.

Однажды, по дороге в школу, мне под ноги попалась бутылка, хотела отнести в мусорный бак, но по форме она показалась интересной, необычной, заглянула вовнутрь, а там послание от Робинзона Крузо.

- Ребята, кто такой Робинзон Крузо?

Правильно, Робинзон – герой романа английского писателя Даниеля Дефо.

К сожалению, время и морская вода немного повредили это послание. Помогите, пожалуйста, мне восстановить его. Я читаю стихотворение, вы добавляете в него нужные по смыслу слова.

Слайд 2. Послание

Две последние недели

Вы за партами сидели,

Изучали в напряжении

Тему вы … (местоимение)

Все разряды изучили,

Записали их в тетрадь

И, конечно, обещали

Никогда … (не забывать)

Чтобы знания по теме

Вам надёжно сохранить,

Вы должны их, безусловно,

… (повторить и закрепить)

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель.

- Так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке? Кто догадался?

Ответы детей.

Запишем число и тему урока.

Слайд 3. Четырнадцатое апреля.

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

Цели:

образовательные – обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»; расширение кругозора учащихся;

развивающие – активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;

воспитательные – воспитание интереса к предмету, любви к родному языку.

Планируемые результаты:

личностные – интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;

метапредметные – умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;

предметные – знание грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимение.

Тип урока: урок обобщения.

Основные понятия: местоимение, разряд


Учитель.

А что значит ОБОБЩИТЬ?

По словарю С.И. Ожегова слово «обобщить» означает: «сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-н. О. свои наблюдения. О. опыт».
Ребята, в бутылке с письмом было ещё кое-что. Робинзон нашел карту, но она очень повреждена. Состоит почему-то из 9 частей. Как вы думаете, почему?

Ответ: девять разрядов местоимений.


III. Работа над темой урока.

Слайд 4. Карта Робинзона

Учитель.

Робинзон попросил нас помочь ему восстановить карту. А чтобы выполнить просьбу нашего героя, нужно вспомнить всё о местоимении.

Повторяем вместе со мной.

Местоимение – это знаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно.

Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Каков? Чей? Сколько? 

В предложении местоимения могут быть как главными, так и второстепенными членами. Это зависит от поставленного нами вопроса.

С кем поведешься, от того и наберешься (С кем? – с кем – дополнение).

Столько лет он прожил на острове! (Сколько? – столько – обстоятельство).

По значению местоимения делятся на 9 разрядов: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, определительные, указательные, отрицательные и неопределенные.


Слайд 5. Письмо Робинзона

В своем послании Робинзон пишет: «Дорогие ребята, сто лет тому назад пираты зарыли сокровища на островах, помогите мне найти их!»

- О каких сокровищах говорит Робинзон?

Действительно, для нас на уроке сокровищами будут являться местоимения.


Задание №1. Найдём местоимения в его письме и определим их разряд и особенности.

МНЕ, ИХ – личные, имеют категорию лица и числа. Отвечают на вопросы существительных: КТО? ЧТО?

Я – меня, ОН – его

В личных местоимениях изменяется не только окончание, но и все слово


Продолжаем дальше процесс восстановления карты.


Учитель.

Ребята, вы знаете, что Робинзон Крузо живёт на острове в полном одиночестве и у него есть свои заповеди, которые помогают ему выжить.

Слайд 6. Заповеди.

Задание №2.

Прочитаем текст, поставим местоимения в нужную падежную форму и определим разряд местоимений, выявим их особенности.


Будь требователен к (себя). (К СЕБЕ)

Бери ответственность на (себя) за сохранение чистоты окружающей среды. (НА СЕБЯ)

Поставь перед (себя) цель. (ПЕРЕД СОБОЙ)

Меньше думай о (себя). (О СЕБЕ)

Следи за (себя). (ЗА СЕБОЙ)

Владей (себя). (СОБОЙ)


Хорошие заповеди? Запомните и придерживайтесь их.


Слайд 7.

Ребята, вспомните, пожалуйста, литературного героя, который тоже жил по своим заповедям?

Действительно, это наш любимый Маленький принц французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Вспомним одну из заповедей Маленького принца: «Привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».

Эта заповедь учит нас тому, чтобы мы заботились не только о себе, но и о своей планете, думали о её будущем.

Ребята, в настоящее время в мире существует угроза – пандемия СОVID-19! Это очень опасно! Поэтому сидите дома! Не заражайтесь сами и не заражайте других, так мы спасем нашу планету ЗЕМЛЯ!


Учитель.

В этих заповедях и Робинзон, и Маленький принц используют возвратное местоимение СЕБЯ, которое обозначает действие, совершаемое кем-то и направленное на само действующее лицо.

Вопросы:

- Есть ли еще возвратные местоимения в русском языке?

- Какая особенность возвратного местоимения?

Учитель.

Ребята, запомним: особенностью возвратных местоимений является отсутствие именительного падежа. Оно изменяется так же, как местоимение ТЫ: себя, себе, себя, собой, о себе.

Итак, мы восстановили еще одну часть карты.


Задание 3.

Найдем в этом тексте еще местоимение.

Это СВОЙ – притяжательное местоимение, указывает на принадлежность ко всем трем лицам, отвечает на вопрос ЧЕЙ?

- Что еще нам известно о притяжательных местоимениях?

Притяжательные местоимения соответствуют личным местоимениям и указывают на то, к какому лицу принадлежит определяемый предмет.

Мой – наш – к 1 лицу

Твой – ваш – ко 2 лицу

Его, ее – их – к 3 лицу

Изменяются как прилагательные: мой друг, моя Родина, мое здоровье, мои родители. Притяжательные местоимения: ЕГО, ЕЁ, ИХ не изменяются по родам, числам и падежам:

ЕГО ДОМ, ЕЕ ДОМ, ИХ ДОМ. Связь между слова в этих словосочетаниях – примыкание.


Отличайте личные местоимения от притяжательных!

Мы ждали (кого?) его с нетерпением. – Его (чья?) рука была загорелой и шершавой.


Так, мы справились с еще одной задачей.

Учитель.

Ребята, вы знаете, что Робинзон находился на острове очень долгое время, поэтому, чтобы ему было не так скучно, он вел дневник.

Ребята, а у вас есть дневники?

Давайте прочитаем несколько строк из его дневника.

Слайд 8. Дневниковые записи. Выборочная письменная работа.

Задание 4. Прочитаем текст, выпишем выделенные местоимения, определим их разряд, объясним написание НЕ и НИ

(Н…)сколько лет тому назад я попал на какой(то) остров. Здесь (н…)кого нет, кроме меня. Кто знает, сколько времени я здесь пробуду?. Недавно мне в руки попала какая(то) карта. (Н…)кто зарыл на этом острове клад, место нахождения которого отмечено на карте крестом. Я хочу найти того, кто поможет мне сложить её части и отыскать сокровища.


Ответы. В тексте употреблены неопределенные местоимения: НЕСКОЛКО, КАКОЙ-ТО, НЕКТО. НИКОГО, НИКТО – отрицательные.

НЕ в местоимениях пишется под ударением, НИ – в безударном положении.

Через дефис пишутся с суффиксом - ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, с приставкой КОЕ.

Раздельно (в три слова) – когда предлог делит местоимение пополам (НЕ С КЕМ, НЕ О КОМ).


Учитель.

Ребята, а теперь давайте переведем эти местоимения на родной (эрзянский) язык.

Некто – кие-бути – неопределенное лицо.

Нечто – мезе-бути – неопределенный предмет.

Несколько – зяро-бути – неопределенное количество.

Какой-то – кодамо-бути – неопределенный признак.

Никто – кияк арась – отсутствие лица.

Ничто – мезеяк арась – отсутствие предмета.

Некого – а кинь – отсутствие лица.

Никакой – кодамояк – отрицание признака.

Нисколько – зярояк – отрицание количества.


Учитель. Молодцы! Справились и с этой задачей.

Физминутка (проверка слитного и раздельного написания):

Слитно – хлопаем; раздельно – приседаем; через дефис – руки вверх.


Слайд 9. Работа по вариантам.

1-й вариант (список детей)

Задание 5. Поставьте местоимения в начальную форму, определите разряд, падеж.
моего – … кого-то – …

никого –… со мной – …

нашего – … твоего – …

ваши – … своему – …

никакому – … ему – …


2 –й вариант (список детей)

Запишите подходящее местоимение и поставьте в нужную падежную форму.

Личное местоимение, 1 л., ед.ч., Т.п. – …

Неопределенное местоимение – кто-то, Д.п. – …

Указательное местоимение тот – П.п. – …

Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С – …


Слайд 10. Работа по тексту стихотворения.

Задание 6. Ребята, послушайте стихотворение, которое для вас написал Робинзон.


Весь остров с вами обойдём

И те сокровища найдём.

Вот там индеец, там другой,

А, может, побежим домой?

И эти камни обойдём,

Под каждым муравья найдём,

За тем кустом отыщем клад,

Надеюсь, каждый будет рад.


Задание 7. Групповая работа.


Ученики 1 варианта выписывают указательные местоимения.

Ученики 2 вариантаопределительные.


Проверка.

1-й вариант: те, эти, тем.

2 –й вариант: весь, другой, каждым, каждый.

Учитель.

Итак, указательные и определительные местоимения изменяются так же, как прилагательные, отвечают на вопрос какой?

Таков – изменяется как краткое прилагательное – по родам и числам. Столько – только по падежам.

Мы справились и с этим заданием.


Продолжаем дальше нашу работу.

Учитель.

Ребята, знаете ли вы, что несчастный Робинзон жил на острове совсем один, поэтому, чтобы не забыть речь, он постоянно разговаривал сам с собою и все записывал в дневник, но, к сожалению, в нескольких строках своего дневника допустил ошибки в употреблении местоимений.

А что такое диалог? (Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми)

Задание 8. Найдем ошибки в написании местоимений в тексте диалога, определим их разряд.


Слайд 11. Диалог Робинзона.


- Ну как на большой земле теперь люди живут и чувствуют себя?

- Я у их давно уже не был.

- А почему?

- Да ихняя земля очень далеко.

- Так нужно до их добраться.

- А я об этом перестал даже мечтать. Своя родина теперь здесь!

- Сколько теперь мне лет? Что будет со мной?

- Не знаю, что будет со мной…

А чтобы исправить ошибки в диалоге, я попросила помощи у корректора.

- Ребята, знакомо ли вам это слово?

- Кто такой корректор?


Узнаем значение слова по словарю С.И.Ожегова.

Запись нового слова.

Корректор – работник издательства, редакции, типографии. Корректировать – вносить коррективу во что-нибудь, поправлять.


Слайд 12. Подготовка к ВПР и ГИА.

Запишем в дополнительных тетрадях для подготовки к ВПР и ГИА.


Ошибки в написании местоимений: у них, до них (после простых и наречных предлогов к личным местоимениям прибавляется Н).

Нет такого слова ИХНЯЯ. Запомним, ребята, только – ИХ

СВОЯ - относится ко всем трем лицам, поэтому нужно говорить МОЯ.


В тексте диалога есть местоимения ЧТО? и СКОЛЬКО? – это вопросительные местоимения.

Местоимения ЧТО? КТО? СКОЛЬКО? КАКОЙ? КАКОВ? ЧЕЙ? служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях.

Какое местоимение в предложении: «Не знаю, что будет со мной».

ЧТО – относительное местоимение.

Относительные местоимения: кто, что, какой, каков, чей, сколько выполняют функцию союзного слова, являются членом предложения и связывают части сложноподчиненного предложения.


Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, так что теперь мы с вами можем найти сокровища.

Задание 9. Еще раз давайте перечислим все разряды местоимений и восстановим карту.

Слайд 13. Восстановленная карта

Учитель. Итак, на сегодняшнем уроке мы помогли Робинзону восстановить его карту и нашли клад – знания по теме «Местоимение».


Видеоролик «А, здравствуйте…»

Учитель. Ребята, сейчас вы посмотрите видеоролик. У нас в гостях веселые клоуны из школьного театра.

- Арина. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли?
- Максим. Что вылил? Я ничего не вылил…
- Арина. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
- Максим. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?
- Арина. Да нет же. Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?
- Максим. Нет, я не выл.
- Арина. Ну, и они не выли!
- Максим. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
- Арина. Нет, не я один, а мы…
- Максим. Кто это мы?
- Арина (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я …
- Максим. Кто вымытые?
- Арина. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я …
- Максим. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
- Арина. Что променяли?
- Максим. Я говорю – не про меня ли?
- Арина. Ах, вас не променяли? А что не променяли?
- Максим. Я же про себя говорю – не про меня ли?
- Арина. Ах, вас не променяли?
- Максим. Нет, нам никак не разобраться! (Оба уходят).

Учитель.

Ребята, вам понравилось, как дети прочитали этот диалог? Было смешно? А что вам показалось смешным? Почему персонажи диалога не смогли понять друг друга?

IV. Выводы.

Ребята, для чего нам нужны местоимения?

Учитель. Местоимения – слова-заменители, употребляющиеся ВМЕСТО имён существительных, прилагательных, числительных. Они помогают нам избегать языкового повтора слов. Чтобы речь наша стала правильной, выразительно, лаконичной. Но должны помнить, чтобы местоимения были понятными, надо знать и уметь употреблять их в речи.

V. Оценки за работу.

Слайд 13. VI. Домашнее задание.

А чтобы вы не растеряли свои сокровища-знания, вам домой творческое задание: напишите письмо Робинзону Крузо и расскажите о мире, в котором вы живете, используя различные местоимения.

VII. Рефлексия.

Ребята, пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

Понравился ли вам урок? Всё ли получилось у нас сегодня?


Действительно, многие из вас уйдут с сегодняшнего урока с тяжёлыми сундучками, а некоторым из вас придётся ещё раз обратиться к нашим записям и дальше наполнять свой сундучок – знания по местоимению, которые будут необходимы вам при испытаниях ОГЭ, ЕГЭ.




























Использованная литература


1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.

2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984. – 271 с.

3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.

4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.

5. http://www.studfiles.ru/preview/4282432 /

t1591996897ab.gif

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.