Урок повторения и обобщения по теме «Местоимение» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа»
Кочкуровского муниципального района
Республики Мордовия
Конспект дистанционного урока в 6 «б» классе
Повторение и обобщение изученного
по теме
«Местоимение»
Провела: Герасимова Валентина Федоровна,
учитель русского, родного (эрзянского) языков и литературы
высшей квалификационной категории
Кочкурово 2020г.
Ход урока
I. Организационный этап
Слайд 1. Минутка приятных воспоминаний.
Здравствуйте, ребята! Мы с вами наш урок начинаем с приятных воспоминаний. Закройте, пожалуйста, глаза и вспомните своих друзей, улыбнитесь им. Тем самым вы подарите друг другу чуточку тепла, и от этого мир станет немного добрее. Ведь в любом деле главное – доброе начало!
II. Выход на тему, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми
Учитель.
Однажды, по дороге в школу, мне под ноги попалась бутылка, хотела отнести в мусорный бак, но по форме она показалась интересной, необычной, заглянула вовнутрь, а там послание от Робинзона Крузо.
- Ребята, кто такой Робинзон Крузо?
Правильно, Робинзон – герой романа английского писателя Даниеля Дефо.
К сожалению, время и морская вода немного повредили это послание. Помогите, пожалуйста, мне восстановить его. Я читаю стихотворение, вы добавляете в него нужные по смыслу слова.
Слайд 2. Послание
Две последние недели
Вы за партами сидели,
Изучали в напряжении
Тему вы … (местоимение)
Все разряды изучили,
Записали их в тетрадь
И, конечно, обещали
Никогда … (не забывать)
Чтобы знания по теме
Вам надёжно сохранить,
Вы должны их, безусловно,
… (повторить и закрепить)
II. Формулирование темы и целей урока.
Учитель.
- Так чем же мы займёмся на сегодняшнем уроке? Кто догадался?
Ответы детей.
Запишем число и тему урока.
Слайд 3. Четырнадцатое апреля.
Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»
Цели:
образовательные – обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»; расширение кругозора учащихся;
развивающие – активизация самостоятельной деятельности; развитие познавательной активности;
воспитательные – воспитание интереса к предмету, любви к родному языку.
Планируемые результаты:
личностные – интерес к учебной деятельности, позитивное отношение к себе и окружающим, повышение самооценки;
метапредметные – умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение сотрудничать с учителем и сверстниками в соответствии с условиями и задачами коммуникации;
предметные – знание грамматических признаков местоимения; распознают в тексте местоимение.
Тип урока: урок обобщения.
Основные понятия: местоимение, разряд
Учитель.
А что значит ОБОБЩИТЬ?
По словарю С.И. Ожегова слово «обобщить» означает: «сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-н. О. свои наблюдения. О. опыт».
Ребята, в бутылке с письмом было ещё кое-что. Робинзон нашел карту, но она очень повреждена. Состоит почему-то из 9 частей. Как вы думаете, почему?
Ответ: девять разрядов местоимений.
III. Работа над темой урока.
Слайд 4. Карта Робинзона
Учитель.
Робинзон попросил нас помочь ему восстановить карту. А чтобы выполнить просьбу нашего героя, нужно вспомнить всё о местоимении.
Повторяем вместе со мной.
Местоимение – это знаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно.
Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Каков? Чей? Сколько?
В предложении местоимения могут быть как главными, так и второстепенными членами. Это зависит от поставленного нами вопроса.
С кем поведешься, от того и наберешься (С кем? – с кем – дополнение).
Столько лет он прожил на острове! (Сколько? – столько – обстоятельство).
По значению местоимения делятся на 9 разрядов: личные, притяжательные, возвратное, вопросительные, относительные, определительные, указательные, отрицательные и неопределенные.
Слайд 5. Письмо Робинзона
В своем послании Робинзон пишет: «Дорогие ребята, сто лет тому назад пираты зарыли сокровища на островах, помогите мне найти их!»
- О каких сокровищах говорит Робинзон?
Действительно, для нас на уроке сокровищами будут являться местоимения.
Задание №1. Найдём местоимения в его письме и определим их разряд и особенности.
МНЕ, ИХ – личные, имеют категорию лица и числа. Отвечают на вопросы существительных: КТО? ЧТО?
Я – меня, ОН – его
В личных местоимениях изменяется не только окончание, но и все слово
Продолжаем дальше процесс восстановления карты.
Учитель.
Ребята, вы знаете, что Робинзон Крузо живёт на острове в полном одиночестве и у него есть свои заповеди, которые помогают ему выжить.
Слайд 6. Заповеди.
Задание №2.
Прочитаем текст, поставим местоимения в нужную падежную форму и определим разряд местоимений, выявим их особенности.
Будь требователен к (себя). (К СЕБЕ)
Бери ответственность на (себя) за сохранение чистоты окружающей среды. (НА СЕБЯ)
Поставь перед (себя) цель. (ПЕРЕД СОБОЙ)
Меньше думай о (себя). (О СЕБЕ)
Следи за (себя). (ЗА СЕБОЙ)
Владей (себя). (СОБОЙ)
Хорошие заповеди? Запомните и придерживайтесь их.
Слайд 7.
Ребята, вспомните, пожалуйста, литературного героя, который тоже жил по своим заповедям?
Действительно, это наш любимый Маленький принц французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Вспомним одну из заповедей Маленького принца: «Привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету».
Эта заповедь учит нас тому, чтобы мы заботились не только о себе, но и о своей планете, думали о её будущем.
Ребята, в настоящее время в мире существует угроза – пандемия СОVID-19! Это очень опасно! Поэтому сидите дома! Не заражайтесь сами и не заражайте других, так мы спасем нашу планету ЗЕМЛЯ!
Учитель.
В этих заповедях и Робинзон, и Маленький принц используют возвратное местоимение СЕБЯ, которое обозначает действие, совершаемое кем-то и направленное на само действующее лицо.
Вопросы:
- Есть ли еще возвратные местоимения в русском языке?
- Какая особенность возвратного местоимения?
Учитель.
Ребята, запомним: особенностью возвратных местоимений является отсутствие именительного падежа. Оно изменяется так же, как местоимение ТЫ: себя, себе, себя, собой, о себе.
Итак, мы восстановили еще одну часть карты.
Задание 3.
Найдем в этом тексте еще местоимение.
Это СВОЙ – притяжательное местоимение, указывает на принадлежность ко всем трем лицам, отвечает на вопрос ЧЕЙ?
- Что еще нам известно о притяжательных местоимениях?
Притяжательные местоимения соответствуют личным местоимениям и указывают на то, к какому лицу принадлежит определяемый предмет.
Мой – наш – к 1 лицу
Твой – ваш – ко 2 лицу
Его, ее – их – к 3 лицу
Изменяются как прилагательные: мой друг, моя Родина, мое здоровье, мои родители. Притяжательные местоимения: ЕГО, ЕЁ, ИХ не изменяются по родам, числам и падежам:
ЕГО ДОМ, ЕЕ ДОМ, ИХ ДОМ. Связь между слова в этих словосочетаниях – примыкание.
Отличайте личные местоимения от притяжательных!
Мы ждали (кого?) его с нетерпением. – Его (чья?) рука была загорелой и шершавой.
Так, мы справились с еще одной задачей.
Учитель.
Ребята, вы знаете, что Робинзон находился на острове очень долгое время, поэтому, чтобы ему было не так скучно, он вел дневник.
Ребята, а у вас есть дневники?
Давайте прочитаем несколько строк из его дневника.
Слайд 8. Дневниковые записи. Выборочная письменная работа.
Задание 4. Прочитаем текст, выпишем выделенные местоимения, определим их разряд, объясним написание НЕ и НИ
(Н…)сколько лет тому назад я попал на какой(то) остров. Здесь (н…)кого нет, кроме меня. Кто знает, сколько времени я здесь пробуду?. Недавно мне в руки попала какая(то) карта. (Н…)кто зарыл на этом острове клад, место нахождения которого отмечено на карте крестом. Я хочу найти того, кто поможет мне сложить её части и отыскать сокровища.
Ответы. В тексте употреблены неопределенные местоимения: НЕСКОЛКО, КАКОЙ-ТО, НЕКТО. НИКОГО, НИКТО – отрицательные.
НЕ в местоимениях пишется под ударением, НИ – в безударном положении.
Через дефис пишутся с суффиксом - ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ, с приставкой КОЕ.
Раздельно (в три слова) – когда предлог делит местоимение пополам (НЕ С КЕМ, НЕ О КОМ).
Учитель.
Ребята, а теперь давайте переведем эти местоимения на родной (эрзянский) язык.
Некто – кие-бути – неопределенное лицо.
Нечто – мезе-бути – неопределенный предмет.
Несколько – зяро-бути – неопределенное количество.
Какой-то – кодамо-бути – неопределенный признак.
Никто – кияк арась – отсутствие лица.
Ничто – мезеяк арась – отсутствие предмета.
Некого – а кинь – отсутствие лица.
Никакой – кодамояк – отрицание признака.
Нисколько – зярояк – отрицание количества.
Учитель. Молодцы! Справились и с этой задачей.
Физминутка (проверка слитного и раздельного написания):
Слитно – хлопаем; раздельно – приседаем; через дефис – руки вверх.
Слайд 9. Работа по вариантам.
1-й вариант (список детей)
Задание 5. Поставьте местоимения в начальную форму, определите разряд, падеж.
моего – … кого-то – …
никого –… со мной – …
нашего – … твоего – …
ваши – … своему – …
никакому – … ему – …
2 –й вариант (список детей)
Запишите подходящее местоимение и поставьте в нужную падежную форму.
Личное местоимение, 1 л., ед.ч., Т.п. – …
Неопределенное местоимение – кто-то, Д.п. – …
Указательное местоимение тот – П.п. – …
Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С – …
Слайд 10. Работа по тексту стихотворения.
Задание 6. Ребята, послушайте стихотворение, которое для вас написал Робинзон.
Весь остров с вами обойдём
И те сокровища найдём.
Вот там индеец, там другой,
А, может, побежим домой?
И эти камни обойдём,
Под каждым муравья найдём,
За тем кустом отыщем клад,
Надеюсь, каждый будет рад.
Задание 7. Групповая работа.
Ученики 1 варианта выписывают указательные местоимения.
Ученики 2 варианта – определительные.
Проверка.
1-й вариант: те, эти, тем.
2 –й вариант: весь, другой, каждым, каждый.
Учитель.
Итак, указательные и определительные местоимения изменяются так же, как прилагательные, отвечают на вопрос какой?
Таков – изменяется как краткое прилагательное – по родам и числам. Столько – только по падежам.
Мы справились и с этим заданием.
Продолжаем дальше нашу работу.
Учитель.
Ребята, знаете ли вы, что несчастный Робинзон жил на острове совсем один, поэтому, чтобы не забыть речь, он постоянно разговаривал сам с собою и все записывал в дневник, но, к сожалению, в нескольких строках своего дневника допустил ошибки в употреблении местоимений.
А что такое диалог? (Диалог – это форма речи, при которой происходит обмен репликами между двумя или более людьми)
Задание 8. Найдем ошибки в написании местоимений в тексте диалога, определим их разряд.
Слайд 11. Диалог Робинзона.
- Ну как на большой земле теперь люди живут и чувствуют себя?
- Я у их давно уже не был.
- А почему?
- Да ихняя земля очень далеко.
- Так нужно до их добраться.
- А я об этом перестал даже мечтать. Своя родина теперь здесь!
- Сколько теперь мне лет? Что будет со мной?
- Не знаю, что будет со мной…
А чтобы исправить ошибки в диалоге, я попросила помощи у корректора.
- Ребята, знакомо ли вам это слово?
- Кто такой корректор?
Узнаем значение слова по словарю С.И.Ожегова.
Запись нового слова.
Корректор – работник издательства, редакции, типографии. Корректировать – вносить коррективу во что-нибудь, поправлять.
Слайд 12. Подготовка к ВПР и ГИА.
Запишем в дополнительных тетрадях для подготовки к ВПР и ГИА.
Ошибки в написании местоимений: у них, до них (после простых и наречных предлогов к личным местоимениям прибавляется Н).
Нет такого слова ИХНЯЯ. Запомним, ребята, только – ИХ
СВОЯ - относится ко всем трем лицам, поэтому нужно говорить МОЯ.
В тексте диалога есть местоимения ЧТО? и СКОЛЬКО? – это вопросительные местоимения.
Местоимения ЧТО? КТО? СКОЛЬКО? КАКОЙ? КАКОВ? ЧЕЙ? служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях.
Какое местоимение в предложении: «Не знаю, что будет со мной».
ЧТО – относительное местоимение.
Относительные местоимения: кто, что, какой, каков, чей, сколько выполняют функцию союзного слова, являются членом предложения и связывают части сложноподчиненного предложения.
Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, так что теперь мы с вами можем найти сокровища.
Задание 9. Еще раз давайте перечислим все разряды местоимений и восстановим карту.
Слайд 13. Восстановленная карта
Учитель. Итак, на сегодняшнем уроке мы помогли Робинзону восстановить его карту и нашли клад – знания по теме «Местоимение».
Видеоролик «А, здравствуйте…»
Учитель. Ребята, сейчас вы посмотрите видеоролик. У нас в гостях веселые клоуны из школьного театра.
- Арина. А здравствуйте, я смотрю: вы ли, не вы ли?
- Максим. Что вылил? Я ничего не вылил…
- Арина. Да не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
- Максим. Ах, выли. (В публику). Кто? Они выли? А зачем они выли?
- Арина. Да нет же. Я говорю про вас – вы ли, не вы ли?
- Максим. Нет, я не выл.
- Арина. Ну, и они не выли!
- Максим. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
- Арина. Нет, не я один, а мы…
- Максим. Кто это мы?
- Арина (объясняя жестом). Вы, мы, ты, я …
- Максим. Кто вымытые?
- Арина. Да я про всех говорю: вы, мы, ты, я …
- Максим. Все вымытые (в публику). Это они вымытые? А кто же, по-вашему, немытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?
- Арина. Что променяли?
- Максим. Я говорю – не про меня ли?
- Арина. Ах, вас не променяли? А что не променяли?
- Максим. Я же про себя говорю – не про меня ли?
- Арина. Ах, вас не променяли?
- Максим. Нет, нам никак не разобраться! (Оба уходят).
Учитель.
Ребята, вам понравилось, как дети прочитали этот диалог? Было смешно? А что вам показалось смешным? Почему персонажи диалога не смогли понять друг друга?
IV. Выводы.
Ребята, для чего нам нужны местоимения?
Учитель. Местоимения – слова-заменители, употребляющиеся ВМЕСТО имён существительных, прилагательных, числительных. Они помогают нам избегать языкового повтора слов. Чтобы речь наша стала правильной, выразительно, лаконичной. Но должны помнить, чтобы местоимения были понятными, надо знать и уметь употреблять их в речи.
V. Оценки за работу.
Слайд 13. VI. Домашнее задание.
А чтобы вы не растеряли свои сокровища-знания, вам домой творческое задание: напишите письмо Робинзону Крузо и расскажите о мире, в котором вы живете, используя различные местоимения.
VII. Рефлексия.
Ребята, пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.
Понравился ли вам урок? Всё ли получилось у нас сегодня?
Действительно, многие из вас уйдут с сегодняшнего урока с тяжёлыми сундучками, а некоторым из вас придётся ещё раз обратиться к нашим записям и дальше наполнять свой сундучок – знания по местоимению, которые будут необходимы вам при испытаниях ОГЭ, ЕГЭ.
Использованная литература
1.Г.Александрова. Занимательный русский язык/ серия «Нескучный учебник». Санкт-Петербург. «Тригон», 1997.– 656 с., илл.
2.Е.А.Быстрова и др..Учебный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся нац.школ.– Л.:Просвещение, 1984. – 271 с.
3.Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7кл. общеобразоват.учреждений / Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова. Науч.ред. В.В.Бабайцева.– 5-е изд.–М.: Просвещение: АО «Моск.учеб.», 1998.– 256 с.: илл.
4.С.Е.Ожегов.Словарь русского языка: 70000 слов (Под ред. Н.Ю.Шведовой.– 22-е изд., стер.– М.: Рус.яз., 1990.–921 с.
5. http://www.studfiles.ru/preview/4282432/
Ирина Владимировна Казарцева
Пролубщикова Наталья Владимировна