Повторение по теме "Имя существительное"

6
0
Материал опубликован 20 April 2024 в группе

Пояснительная записка к презентации

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 5 классе

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имена существительные»

Имя существительное – хлеб языка.

Л.Успенский

Оборудование:

ИКТ, презентация «Повторение по теме «Имя существительное»

Рабочие листы

Ход урока

Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня рада видеть вас и сотрудничать с вами на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте дуг другу успехов в работе по теме урока.

Актуализация знаний, умений.


- Прочитайте слова на слайде:

- это хлеб языка. - Постарайтесь догадаться, какое слово пропущено?


может называть предмет, имеет два вопроса

- Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное- это хлеб языка»


Постановка цели и задач


- О чем же пойдет сегодня речь на уроке?


- Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока с помощью слайда. Вставьте пропущенные слова, прочитайте получившиеся задачи.

изученное об …;

Совершенствовать … употреблять существительные в …;

орфографические навыки;

развивать умение … в команде; владеть…, … инициативу.


- А урок наш сегодня мы проведем необычно. Мы посоревнуемся с вами сегодня и узнаем, кто из вас настоящий знаток имени существительного.


Обобщение и систематизация знаний, умений, и навыков

1. «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да» -1, либо «нет» - 0.



1.Имя существительное ­- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например, синева)

2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

3. К  постоянным морфологическим признакам относятся собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, синтаксическая роль в предложении.

4.К  непостоянным морфологическим признакам относятся род, число, падеж.

5.Имена существительные изменяются по родам?

6.Имена собственные пишутся с большой буквы?

7.В словах реч… ,молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак?

8.Имена существительные имеют 6 падежей?

9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим?

11.Слово ножницы имеет форму ед.ч?

12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением?

Проверка:

010001010101

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ребус, в котором спрятано очень много имён существительных, вам их нужно найти и записать в тетрадь в два столбика. В левом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? В правом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?


хлеволкомскосастолмарскремел

кто? что?



волк

хлев хлев

вол

коса коса

оса

стол


мел


крем


Омск

- Молодцы, ребята, и снова вы хорошо справились с заданием. Но есть в наших выписанных именах существительных лишнее слово. Как вы думаете, какое имя существительное лишнее?

- Омск.

- А по каким признакам вы определили, что это имя существительное лишнее?

- Это слово пишется с большой буквы и называется оно собственным именем существительным.

- Совершенно верно, а теперь давайте вспомним, какие же именно имена существительные называются собственными/нарицательными, что они называют?



Работа у доски. Тренировочное упражнение: (слайд 3) Распределите данные слова в два столбика

Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (Д,д)он, (С,с)обака, (П,п)ушкин, (В,в)ишня (М,м)ария, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, улица имени (С,с)имонова, «(М,м)урзилка», (И,и)лья, (М,м)уромец, (Б,б)айкал, (Ш,ш)арик, (Ч,ч)еловек.

Нарицательные

Собственные

дождь

луна

волк

вишня

озеро


Пушкин

Лондон

«Мурзилка»

Байкал

Шарик




- Чем в написании отличаются имена собственные и нарицательные?

Ученики: Собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.

Что такое склонение?

Ученики: Изменение слов по падежам и числам называется склонением.



Самостоятельная работа в тетрадях. Тренировочное упражнение: Распределите слова в три столбика.

1 склонение

2 склонение

3 склонение




Страна, озеро, лекция, время, площадь, словарь, вещь, Ваня, малыш, храбрость, имя.

Проверка



- Ребята, какие слова оказались лишними? Куда их отнесём? Ученики: Имя и время. Это разносклоняемые существительные.



Учитель: Молодцы ребята. Да это разносклоняемые существительные, вот они перед вами

10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, семя, знамя, имя, пламя, стремя, темя, племя; существительное мужского рода: путь

5.. Немного разомнёмся. Для разминки вспомним, знаете ли вы хорошо правила написания суффиксов имен существительных. Если пишем букву Ч, то встаем, если букву Щ – тянемся сидя к потолку руками.


а) Доклад…ик, свар…ик, совет…ик, рассказ..ик, стекол…ик, камен…ик

Если пишем букву Е, то закручиваемся вправо, если букву И – то влево


б) Ёж…к, карандаш…к, мешоч…к, замоч…к, стол…к, лесоч…к

7. «Своя игра (См. презентацию)



V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…


Выставление оценок.

Продолжите предложения, данные на доске:

Сегодня на уроке я

научился …

мне показалось важным …

понял, что …

почувствовал, что …

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что …


Дифференцированное домашнее задание.:

-составить терминологический диктант на тему «Имя существительное» (не менее 25 слов)

-создайте компьютерный рисунок на тему: «Имя существительное- это хлеб языка»

Ф.И. ___________________________________________ Дата ___________________

Повторение по теме «Имя существительное»

___________________________________________________________________

ХЛЕВОЛКОМСКОСАСТОЛМАРСКРЕМЕЛ

Кто?

Что?











t1713622160aa.jpg

Распределите данные слова в два столбика

Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (П,п)ушкин, (В,в)ишня, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, «(М,м)урзилка», (Б,б)айкал















Распределите слова в три столбика.

1 склонение

2 склонение

3 склонение












Страна, озеро, лекция, время, площадь, словарь, вещь, Ваня,

малыш, храбрость, имя.



Продолжите предложения:

t1713622160ab.pngСегодня на уроке я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…



Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…



Предварительный просмотр презентации

… - это хлеб языка … может называть предмет, имеет два вопроса Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное- это хлеб языка»

Четырнадцатое марта Классная работа Повторение по теме «Имя существительное»

_________изученное об ___________ ; 2. Совершенствовать _____ употреблять существительные в ___________; 3. _________ орфографические навыки; 4. Развивать умение_______ в команде; ___________инициативу

1.Имя существительное ­- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например, синева) 2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками. 3. К  постоянным морфологическим признакам относятся собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, синтаксическая роль в предложении. 4.К  непостоянным морфологическим признакам относятся род, число, падеж. 5.Имена существительные изменяются по родам? 6.Имена собственные пишутся с большой буквы? 7.В словах реч… ,молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак? 8.Имена существительные имеют 6 падежей? 9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? 10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим? 11.Слово ножницы имеет форму ед.ч? 12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением? 010001010101

ХЛЕВОЛКОМСКОСАСТОЛМАРСКРЕМЕЛ

ВОЛК ХЛЕВ ХЛЕВ ВОЛ КОСА КОСА ОСА СТОЛ МЕЛ КРЕМ ОМСК

Распределите данные слова в два столбика Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (П,п)ушкин, (В,в)ишня (М,м)ария, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, «(М,м)урзилка», (Б,б)айкал

Нарицательные Собственные дождь луна Волк вишня озеро Пушкин Мария Лондон «Мурзилка» Байкал

10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, семя, знамя, имя, пламя, стремя, темя, племя; путь

Правила работы в группе! Понапрасну не болтай, Рассуждай и убеждай! Здесь не нужен шум и гам, Ты решай задачи сам. Если же не сможешь вдруг, Пусть придёт на помощь друг!

10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 Им.сущ как часть речи Род, падеж, склонение НЕ с сущ. О и Ё после шипящих и Ц

Имя существительное как часть речи На какие вопросы отвечает Имя существительное? 10

Имя существительное как часть речи Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? 10

Имя существительное как часть речи Что обозначает Имя существительное? 20

Имя существительное как часть речи Имена существительные обозначают предметы 20

Имя существительное как часть речи 30 Имя существительное это какая часть речи?

Имя существительное как часть речи Имя существительное – это самостоятельная часть речи 30

40

КОТ В МЕШКЕ Собери слово из морфем: Приставка в слове подводный; Корень в слове снежинка; Суффикс в слове лесник; Окончание в слове стол 

КОТ В МЕШКЕ Подснежник

Имя существительное как часть речи 40 Какие бывают Имена существительные?

Имя существительное как часть речи Имена существительные бывают Конкретными и абстрактными, вещественными и собирательными собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными 40

Имя существительное как часть речи 50 Какими членами предложения могут быть Имена существительные?

Имя существительное как часть речи 50 В предложении Имя существительное может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, опредлением, обстоятельством

Род, падеж и склонение имён существительных Отгадайте существительное общего рода Тот, кто любит сладости Тот, кто первый вмешивается в разговор или дело 10

Род, падеж и склонение имён существительных Отгадайте существительное общего рода Сладкоежка Выскочка 10

Род, падеж и склонение имён существительных Найдите в предложении слова 1 склонения Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды 20

Род, падеж и склонение имён существительных Найдите в предложении слова 1 склонения. Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды 20

30

КОТ В МЕШКЕ Объясните разницу в значении слов: Описка - отписка

КОТ В МЕШКЕ Описка – случайная ошибка при письме Отписка – формальный ответ, не затрагивающий сущности дела

Род, падеж и склонение имён существительных Распределите слова по склонениям Ветка - ветвь; яблоко - яблоня; заяц - зайчишка 30

Род, падеж и склонение имён существительных Распределите слова по склонениям 30 1 склонение 2 склонение 3 склонение Ветка Заяц Ветвь Яблоня Яблоко Зайчишка

Род, падеж и склонение имён существительных Составьте из слов предложение. У имен существительных определите падеж Наш, стоит, на, город, реке, Агидель 40

Род, падеж и склонение имён существительных Наш город стоит на реке Агидель Город – Им.п Реке – Тв.п Каме – Тв.п 40

Род, падеж и склонение имён существительных Можно ли определить склонение у существительного ″САНКИ″ Если нет, то почему? 50

Род, падеж и склонение имён существительных Нет, нельзя, так как существительное ″САНКИ″ употребляется только в форме множественного числа 50

Не с существительными Замените слово враг на слово с приставкой Не 10

Не с существительными Недруг 10

Не с существительными Составьте с помощью правильных ответов цифровой ключ Цифра 1 – сущ. пишется слитно; цифра 2 – раздельно (Не)счастье состарило его. Теперь ты мой (не)приятель (Не)везенье, а труд приведет к успехам 20

Не с существительными 1,1,2 Несчастье состарило его. Теперь ты мой неприятель Не везенье, а труд приведет к успехам 20

Не с существительными (Не)профессионал выполнил работу, а дилетант 30

Не с существительными Не профессионал выполнил работу, а дилетант 30

Не с существительными Подберите (где возможно) к словам синонимы без Не. непорядок нездоровье несчастье 40

Не с существительными непорядок (беспорядок) нездоровье (болезненное состояние) несчастье (беда) 40

50

КОТ В МЕШКЕ От какого слова образовалось существительное рябчик?

КОТ В МЕШКЕ От прилагательного рябой

Не с существительными Найдите слова, которые без «Не» не употребляются. Невидаль неспециалист недотрога непоседа невежливость 50

Не с существительными Невидаль недотрога непоседа 50

10

КОТ В МЕШКЕ Имя существительное – это член предложения, который обозначает предмет Правда это или неправда?

КОТ В МЕШКЕ Нет, это неправда. Имя существительное – это часть речи

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 10 В каких словах есть шипящие звуки? Шофёр в шортах съел жёлтый жёлудь

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных В каких словах есть шипящие звуки? Шофёр в шортах съел жёлтый жёлудь   10

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 20 Выберите ряд слов, в которых пропущена одна и та же буква Плющ_м, багаж_м, яйц_м Душ_й, Гриш_й, пальц_м

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных Выберите ряд слов, в которых пропущена одна и та же буква. Плющом, багажом, яйцом Душой, Гришей, пальцем 20

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 30 Распредели существительные в зависимости от того, в какой части слова пропущена буква Щ_лочка, кориц_й,ж_рнов, печ_нка, пиджач_к,убежищ_м

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 30 Корень Суффикс Окончание Щёлочка Пиджачок Корицей Жёрнов Убежищем Печенка

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 40 Вставь пропущенные буквы старое пальтец_ расти на болотц_ доброе сердц_ невысокое зданьиц_ рыльц_ поросёнка

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных старое пальтецо расти на болотце доброе сердце невысокое зданьице рыльце поросёнка 40

О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных 50

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.