12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурьянова Евгения Петровна427
Россия, Башкирская респ., Уфа
5

Повторение по теме "Имя существительное"



КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 5 классе

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имена существительные»

Имя существительное – хлеб языка.

Л.Успенский

Оборудование:

ИКТ, презентация «Повторение по теме «Имя существительное»

Рабочие листы

Ход урока

Организация начала урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня рада видеть вас и сотрудничать с вами на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.

А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте дуг другу успехов в работе по теме урока.

Актуализация знаний, умений.


- Прочитайте слова на слайде:

- это хлеб языка. - Постарайтесь догадаться, какое слово пропущено?


может называть предмет, имеет два вопроса

- Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное- это хлеб языка»


Постановка цели и задач


- О чем же пойдет сегодня речь на уроке?


- Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока с помощью слайда. Вставьте пропущенные слова, прочитайте получившиеся задачи.

изученное об …;

Совершенствовать … употреблять существительные в …;

орфографические навыки;

развивать умение … в команде; владеть…, … инициативу.


- А урок наш сегодня мы проведем необычно. Мы посоревнуемся с вами сегодня и узнаем, кто из вас настоящий знаток имени существительного.


Обобщение и систематизация знаний, умений, и навыков

1. «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да» -1, либо «нет» - 0.



1.Имя существительное ­- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например, синева)

2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками.

3. К  постоянным морфологическим признакам относятся собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, синтаксическая роль в предложении.

4.К  непостоянным морфологическим признакам относятся род, число, падеж.

5.Имена существительные изменяются по родам?

6.Имена собственные пишутся с большой буквы?

7.В словах реч… ,молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак?

8.Имена существительные имеют 6 падежей?

9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим?

11.Слово ножницы имеет форму ед.ч?

12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением?

Проверка:

010001010101

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ребус, в котором спрятано очень много имён существительных, вам их нужно найти и записать в тетрадь в два столбика. В левом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? В правом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?


хлеволкомскосастолмарскремел

кто? что?



волк

хлев хлев

вол

коса коса

оса

стол


мел


крем


Омск

- Молодцы, ребята, и снова вы хорошо справились с заданием. Но есть в наших выписанных именах существительных лишнее слово. Как вы думаете, какое имя существительное лишнее?

- Омск.

- А по каким признакам вы определили, что это имя существительное лишнее?

- Это слово пишется с большой буквы и называется оно собственным именем существительным.

- Совершенно верно, а теперь давайте вспомним, какие же именно имена существительные называются собственными/нарицательными, что они называют?



Работа у доски. Тренировочное упражнение: (слайд 3) Распределите данные слова в два столбика

Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (Д,д)он, (С,с)обака, (П,п)ушкин, (В,в)ишня (М,м)ария, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, улица имени (С,с)имонова, «(М,м)урзилка», (И,и)лья, (М,м)уромец, (Б,б)айкал, (Ш,ш)арик, (Ч,ч)еловек.

Нарицательные

Собственные

дождь

луна

волк

вишня

озеро


Пушкин

Лондон

«Мурзилка»

Байкал

Шарик




- Чем в написании отличаются имена собственные и нарицательные?

Ученики: Собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.

Что такое склонение?

Ученики: Изменение слов по падежам и числам называется склонением.



Самостоятельная работа в тетрадях. Тренировочное упражнение: Распределите слова в три столбика.

1 склонение

2 склонение

3 склонение




Страна, озеро, лекция, время, площадь, словарь, вещь, Ваня, малыш, храбрость, имя.

Проверка



- Ребята, какие слова оказались лишними? Куда их отнесём? Ученики: Имя и время. Это разносклоняемые существительные.



Учитель: Молодцы ребята. Да это разносклоняемые существительные, вот они перед вами

10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, семя, знамя, имя, пламя, стремя, темя, племя; существительное мужского рода: путь

5.. Немного разомнёмся. Для разминки вспомним, знаете ли вы хорошо правила написания суффиксов имен существительных. Если пишем букву Ч, то встаем, если букву Щ – тянемся сидя к потолку руками.


а) Доклад…ик, свар…ик, совет…ик, рассказ..ик, стекол…ик, камен…ик

Если пишем букву Е, то закручиваемся вправо, если букву И – то влево


б) Ёж…к, карандаш…к, мешоч…к, замоч…к, стол…к, лесоч…к

7. «Своя игра (См. презентацию)



V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.

Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…


Выставление оценок.

Продолжите предложения, данные на доске:

Сегодня на уроке я

научился …

мне показалось важным …

понял, что …

почувствовал, что …

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что …


Дифференцированное домашнее задание.:

-составить терминологический диктант на тему «Имя существительное» (не менее 25 слов)

-создайте компьютерный рисунок на тему: «Имя существительное- это хлеб языка»

Ф.И. ___________________________________________ Дата ___________________

Повторение по теме «Имя существительное»

___________________________________________________________________

ХЛЕВОЛКОМСКОСАСТОЛМАРСКРЕМЕЛ

Кто?

Что?











t1713622160aa.jpg

Распределите данные слова в два столбика

Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (П,п)ушкин, (В,в)ишня, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, «(М,м)урзилка», (Б,б)айкал















Распределите слова в три столбика.

1 склонение

2 склонение

3 склонение












Страна, озеро, лекция, время, площадь, словарь, вещь, Ваня,

малыш, храбрость, имя.



Продолжите предложения:

t1713622160ab.pngСегодня на уроке я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…



Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.