Повторение по теме "Имя существительное"
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку в 5 классе
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Имена существительные»
Имя существительное – хлеб языка.
Л.Успенский
Оборудование:
ИКТ, презентация «Повторение по теме «Имя существительное»
Рабочие листы
Ход урока
Организация начала урока.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня рада видеть вас и сотрудничать с вами на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество.
А теперь повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику. Пожелайте дуг другу успехов в работе по теме урока.
Актуализация знаний, умений.
- Прочитайте слова на слайде:
… - это хлеб языка. - Постарайтесь догадаться, какое слово пропущено?
… может называть предмет, имеет два вопроса
- Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное- это хлеб языка»
Постановка цели и задач
- О чем же пойдет сегодня речь на уроке?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи урока с помощью слайда. Вставьте пропущенные слова, прочитайте получившиеся задачи.
… изученное об …;
Совершенствовать … употреблять существительные в …;
… орфографические навыки;
развивать умение … в команде; владеть…, … инициативу.
- А урок наш сегодня мы проведем необычно. Мы посоревнуемся с вами сегодня и узнаем, кто из вас настоящий знаток имени существительного.
Обобщение и систематизация знаний, умений, и навыков
1. «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вопрос и выберите ответ либо «да» -1, либо «нет» - 0.
1.Имя существительное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Кто? Что? (например, синева)
2. Имя существительное обладает постоянными и непостоянными морфологическими признаками.
3. К постоянным морфологическим признакам относятся собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, род, синтаксическая роль в предложении.
4.К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число, падеж.
5.Имена существительные изменяются по родам?
6.Имена собственные пишутся с большой буквы?
7.В словах реч… ,молодёж… , помощ… не пишется мягкий знак?
8.Имена существительные имеют 6 падежей?
9.Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?
10. Имя существительное в предложении может быть подлежащим?
11.Слово ножницы имеет форму ед.ч?
12.Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением?
Проверка:
010001010101
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите ребус, в котором спрятано очень много имён существительных, вам их нужно найти и записать в тетрадь в два столбика. В левом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? В правом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
хлеволкомскосастолмарскремел
кто? что?
волк | хлев хлев |
вол | коса коса |
оса | стол |
| мел |
| крем |
| Омск |
- Молодцы, ребята, и снова вы хорошо справились с заданием. Но есть в наших выписанных именах существительных лишнее слово. Как вы думаете, какое имя существительное лишнее?
- Омск.
- А по каким признакам вы определили, что это имя существительное лишнее?
- Это слово пишется с большой буквы и называется оно собственным именем существительным.
- Совершенно верно, а теперь давайте вспомним, какие же именно имена существительные называются собственными/нарицательными, что они называют?
Работа у доски. Тренировочное упражнение: (слайд 3) Распределите данные слова в два столбика
Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (Д,д)он, (С,с)обака, (П,п)ушкин, (В,в)ишня (М,м)ария, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, улица имени (С,с)имонова, «(М,м)урзилка», (И,и)лья, (М,м)уромец, (Б,б)айкал, (Ш,ш)арик, (Ч,ч)еловек.
Нарицательные | Собственные |
дождь луна волк вишня озеро | Пушкин Лондон «Мурзилка» Байкал Шарик |
- Чем в написании отличаются имена собственные и нарицательные?
Ученики: Собственные пишутся с большой буквы, а некоторые в кавычках.
– Что такое склонение?
Ученики: Изменение слов по падежам и числам называется склонением.
Самостоятельная работа в тетрадях. Тренировочное упражнение: Распределите слова в три столбика.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
| | |
Страна, озеро, лекция, время, площадь, словарь, вещь, Ваня, малыш, храбрость, имя.
Проверка
- Ребята, какие слова оказались лишними? Куда их отнесём? Ученики: Имя и время. Это разносклоняемые существительные.
Учитель: Молодцы ребята. Да это разносклоняемые существительные, вот они перед вами
10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, семя, знамя, имя, пламя, стремя, темя, племя; существительное мужского рода: путь
5.. Немного разомнёмся. Для разминки вспомним, знаете ли вы хорошо правила написания суффиксов имен существительных. Если пишем букву Ч, то встаем, если букву Щ – тянемся сидя к потолку руками.
а) Доклад…ик, свар…ик, совет…ик, рассказ..ик, стекол…ик, камен…ик
Если пишем букву Е, то закручиваемся вправо, если букву И – то влево
б) Ёж…к, карандаш…к, мешоч…к, замоч…к, стол…к, лесоч…к
7. «Своя игра (См. презентацию)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….
Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…
Выставление оценок.
Продолжите предложения, данные на доске:
Сегодня на уроке я
• научился …
• мне показалось важным …
• понял, что …
• почувствовал, что …
Своей работой на уроке я
• доволен, так как …
• не совсем доволен, так как …
• не доволен, потому что …
Дифференцированное домашнее задание.:
-составить терминологический диктант на тему «Имя существительное» (не менее 25 слов)
-создайте компьютерный рисунок на тему: «Имя существительное- это хлеб языка»
Ф.И. ___________________________________________ Дата ___________________
Повторение по теме «Имя существительное»
___________________________________________________________________
ХЛЕВОЛКОМСКОСАСТОЛМАРСКРЕМЕЛ
Кто? | Что? |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Распределите данные слова в два столбика
Дождь, (Л,л)уна, (В,в)олк, (П,п)ушкин, (В,в)ишня, (Л,л)ондон, (О,о)зеро, «(М,м)урзилка», (Б,б)айкал
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Распределите слова в три столбика.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
| | |
| | |
| | |
Страна, озеро, лекция, время, площадь, словарь, вещь, Ваня,
малыш, храбрость, имя.
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я вспомнил(а) о том, что существительные…
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…