Повторительно-обобщающий урок истории по теме «Русь в IX — первой половине XII в.» (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Чучкинская основная общеобразовательная школа "
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДЕНО | |
на педагогическом совете | приказом № _______ | |
МБОУ ЧучкинскаяООШ | от ____________ г. | |
(протокол от ______г. № ___) |
Контрольно-измерительные материалы для проведения повторительно-обобщающего урока по __истории по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» в 6 классе
Составил: Куроедовская Е.Е.
учитель истории и обществознания
предмет
высшая__________
квалификационная категория
2019 г.
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения повторительно-обобщающего урока в 2019 г. по истории теме II «Русь в IX — первой половине XII в.» в ____6__ классе
Назначение работы
Цель - контроль усвоения предметных и (или) метапредметных результатов образования, установление их соответствия планируемым результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования в _6____ классе.
2. Документ, определяющий содержание диагностической работы
Содержание КИМ определяют (выбрать необходимое):
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом № 86/6 от 31.03.2018 г.;
3.Подходы к отбору содержания и структуры КИМ
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования к формированию универсальных учебных действий (умений), закрепленных в образовательном стандарте.
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.
Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагает более сложную комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Задания КИМ по своему типу аналогичны заданиям ОГЭ.
Это позволяет обеспечить преемственность промежуточной аттестации с государственной итоговой аттестацией. При разработке КИМ учитываются возрастные особенности обучающихся, уровень развития их познавательной активности, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету.
Универсальные учебные действия проверяются при помощи заданий, использующих контекст учебного предмета, а также анализ разнообразных ситуаций практико-ориентированного характера.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Проверочная работа нацелена на выявление овладения школьниками: базовыми историческими знаниями; опытом применения историкокультурного подхода к оценке социальных явлений; умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений; умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого
Для проведения контроля разработаны __2____ варианта КИМ, построенные по единому плану.
4. Характеристика структуры и содержания диагностической работы
Работа охватывает
. КИМ состоит из ___2___ частей, включающих в себя ___14__ заданий.
Часть 1 состоит из ___8_ заданий с выбором ответа (ВО), 3 задания с кратким ответом (КО), часть 2 содержит __1_ задание с (развернутым) ответом (РО) и 2 задания с кратким ответом (КО).
К каждому заданию __6,7работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
В заданиях 1,2,10 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125).
Задания 3,5,11 предполагают установление соответствия процессов, событий, фактов, дат, имён, терминов.
Задание 4 нацелено на проверку знания исторической терминологии: обучающийся должен записать термин.
Задание 8 нацелено на проверку умения определять кто? или что? лишнее в ряду.
Задание 9 нацелено на проверку умения определять общий принцип.
Ответы на задания части 2
Задание 12 нацелено на проверку умения работы с иллюстративным материалом
Задание 13 формулируется самостоятельно и записываются обучающимся в развернутом виде.
Задание 14 нацелено на проверку умения работы с исторической картой. В задании требуется указать год, цифру соответствующую событию, имя князя
Распределение заданий по её частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице:
Таблица 1. Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
Часть 1 | 8 | 25 | Один верный ответ из четырех предложенных, с кратким ответом и набора цифр (ВО) |
Часть 1 | 3 | 8 | С кратким ответом (КО) |
Часть 2 | 1 | 6 | Развернутый ответ (РО) |
Часть 2 | 2 | 12 | С кратким ответом (КО) |
Итого | 14 | 51 |
5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых обучающимися при выполнении соответствующих заданий.
Работа охватывает учебный материал по курсу «Русь в IX — первой половине XII», изученному в _6_ классе. Распределение заданий диагностической работы по её частям с учётом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы.
Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности (для заданий, направленных исключительно на проверку знаний, указаны проверяемые знания)
Проверяемые элементы подготовки | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 1 | |
1 | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | 3 | 11 | 22 |
2 | Знание фактов | 3 | 8 | |
3 | Умение группировать и классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | 2 | 8 | 16 |
4 | Умения датировать события и процессы | 2 | 2 | 4 |
5 | Умение применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений | 1 | 6 | 12 |
6 | Работать с иллюстративным материалом. Выделять главные признаки исторических явлений, событий | 1 | 6 | 12 |
7 | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение | 1 | 2 | 4 |
8 | Знания географических объектов, связанных с определенными историческими событиями, процессами. | 1 | 6 | 12 |
Итого | 14 | 51 | 100 |
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.
По уровню сложности задания распределяются по трем уровням:
Базовый уровень –64% от общего объема работы;
Повышенный уровень –14% от общего объема работы;
Высокий уровень –22% от общего объема работы.
Распределение заданий по уровню сложности представлены в таблице:
Уровень сложности за- даний | Количество заданий | Max первич- ный балл | Процент max первичного балла |
Базовый | 9 | 27 | 53 |
Повышенный | 2 | 6 | 12 |
Высокий | 3 | 18 | 35 |
Итого | 14 | 51 | 100 |
7. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится __40_минут.
8. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Правильно выполненная работа оценивается __51__ баллами.
Каждое правильно выполненное задание 6,7 оценивается 1 баллом.
Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях:
записан номер неправильного ответа;
записаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
номер ответа не записан.
Задания 3,5,11 считается выполненным верно, если обучающийся записал правильное соответствие букв и цифр. За каждую комбинацию начисляется 1 балл.
Задания 4 считается выполненным верно, если дано полное и правильное определение терминам, за каждый термин 2 балл.
Задания 1 и 10 считается выполненным верно, если правильно расположена последовательность событий, за каждый правильный ответ 1 балл.
Задания 2 считается выполненным верно, если отмечено 2 ответа, правильный ответ 2 балла.
Задания 8 считается выполненным верно, если выбрано правильно лишние 2 балла и дано объяснение 2 балла, макс. 4 балла.
Задания 9 считается выполненным верно, если найден правильно объединяющий признак 2 балла
Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий __12_ выставляется 6 балла. За каждый ответ 2 балла.
За полное и правильное выполнение заданий 13 выставляется 6 баллов. За каждое правильное утверждение 3 балла.
При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа 0 баллов.
За полное и правильное выполнение заданий __14_ выставляется 6 балла. За каждый правильный ответ 2 балла.
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.
Шкала перевода набранных баллов в отметку:
0- 19баллов - «2»;
20-32баллов - «3»;
33-40 баллов - «4»;
41-51 баллов - «5».
10. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по истории
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: ВО - выбор ответа, КО – краткий ответ, РО - развернутый ответ. Уровни сложности задания: Б – базовый, П – повышенный.
№ задания | Обозначение задания в работе | Проверяемое содержание | Проверяемые виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за задание | Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Знание фактов | Б | 4 | 1-2 |
2 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Знание фактов | Б | 2 | 1-2 |
3 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Б | 5 | 1-2 |
4 | КО | Русь в IX — первой половине XII в | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Б | 2 | 1-2 |
5 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Умение группировать и классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Б | 4 | 1-2 |
6 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Умения датировать события и процессы | Б | 1 | 1 |
7 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Умения датировать события и процессы | Б | 1 | 1 |
8 | КО | Русь в IX — первой половине XII в | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Б | 4 | 1-2 |
9 | КО | Русь в IX — первой половине XII в | Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение | П | 2 | 2-3 |
10 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Знание фактов | Б | 4 | 1-2 |
11 | ВО | Русь в IX — первой половине XII в | Умение группировать и классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации | Б | 4 | 1-2 |
12 | КО | Культурное пространство Руси | Работать с иллюстративным материалом. Выделять главные признаки исторических явлений, событий | П | 6 | 2-3 |
13 | РО | Русь в IX — первой половине XII в | Умение применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений | В | 6 | 2-3 |
14 | КО | Русь в IX — первой половине XII в | Знания географических объектов, связанных с определенными историческими событиями, процессами. | В | 6 | 2-3 |
Раздел 2. Текст КИМ (при необходимости несколько вариантов)
Вариант 1
Часть 1
Расположите в хронологической последовательности правления имена князей древнерусского государства:
А) Владимир Мономах
Б) Святослав Игоревич
В) Ярослав Мудрый
Г) Владимир Святославович
2. Выберите из списка два исторических события, связанные со временем правления Владимира Святославовича:
А) Любечский съезд князей 1097 г.
Б) Принятие христианства на Руси
В) Установление уроков и погостов
Г) Возведение на южных границах оборонительных рубежей
3. Установите соответствие между термином и его значением:
Бояре | А. Свободные крестьяне в Древней Руси |
Епископ | Б. Простые свободные жители Руси |
Смерды | В. Глава крупной церковной области – части митрополии |
Люди | Г. Люди, заключившие ряд на выполнение определенной работы |
Рядовичи | Д. Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин |
4. Запишите термин, о котором идет речь:
А) Община монахов, живущих по единым церковным правилам – это ….
Б) Люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве – это ….
5. Установите соответствие между событиями и датами:
Крещение Руси | А. 911 г. |
Торговый договор Византии с Русью | Б. 1111 г. |
Призвание варягов на Русь | В. 988 г. |
Поход Владимира Мономаха против половцев | Г. 862 г. |
6. К какому времени относятся сведения об образовании государства у восточных славян:
А) IX век
Б) X век
В) XI век
Г) VIII век
7. В каком году, согласно летописи, приняла крещение княгиня Ольга?
А) 935 г.
Б) 955 г.
В) 945 г.
Г) 963 г.
8. Определите кто? или что? лишнее в ряду. Выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее.
А) Митрополит, боярин, епископ, священник
Б) Рядовичи, закупы, словене, смерды
9. По какому принципу образованы ряды:
А) Закупы, рядовичи, холопы, челядь
10. Расположите события в хронологической последовательности:
А) Поход князя Игоря на Византию
Б) Поход Святослава в Дунайскую Болгарию
В) Принятие христианства на Руси
Г) Первый крупный набег половцев на Русь
11. Установите соответствие между автором и его произведением:
«Повесть временных лет» | А) Григорий |
«Поучение» | Б) Иларион |
«Слово о законе и Благодати» | В) Нестор |
«Остромирово Евангелие» | Г) Владимир Мономах |
Часть 2
12. Рассмотрите изображение памятника архитектуры Древней Руси и ответьте на вопросы:
К какому веку относится строительство представленного храма?
Назовите имя князя, правившего в данное время.
Напишите название, представленного храма.
13.Существует точка зрения, что, несмотря на различия, в политике Ярослава Мудрого и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
14. Рассмотрите карту «Русь в IX – X вв.» и выполните задания .
14.1. укажите год, когда был совершен поход, обозначенный на схеме пунктирными стрелками - -
1) 882 2) 907 3) 970 4) 1030
14.2. Укажите цифру, которой обозначено место разгрома печенегов Ярославом Мудрым в 1036 году.
14.3. Напишите имя князя, совершившего поход, обозначенный на схеме сплошными черными стрелками
Контрольный тест по истории
Тема «Русь в IX – первой половине XII века»
Вариант 2
Часть 1
Расположите в хронологической последовательности имена правления князей Древнерусского государства:
А) Владимир Мономах
Б) Ольга
В) Владимир Святославович
Г) Олег
Выберите из списка два исторических события, относящихся к внутренней политике Ярослава Мудрого:
А) Разгром печенегов
Б) Создание первого письменного свода законов
В) Военное столкновение Руси с Византией
Г) Строительство церквей, школ
Установите соответствие между термином и его значением:
Уроки | А) Крупная земельная собственность, принадлежавшая знатному человеку на Руси на правах наследования |
Погосты | Б) Вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми или группами людей |
Усобицы | В) Размер дани |
Резиденция | Г) Место сбора дани |
Вотчина | Д) Место постоянного пребывания должностного лица |
4. Запишите термин, о котором идет речь:
А) Люди, получившие купу-заем и обязанные за это работать на господина, предоставившего купу – это ….
Б) Искусство управлять государством – это …
5. Установите соответствие между событиями и датами:
Любечский съезд князей | А) 882 г. |
Создание свода законов Правда Ярославичей | Б) 1097 г. |
Образование Древнерусского государства | В) 1072 г. |
Битва на реке Альте | Г) 1068 г. |
6. Какая категория относилась к зависимому населению в Древней Руси:
А) Рядовичи
Б) Бояре
В) Купцы
Г) Ремесленники
7. В каком году Владимир Мономах возглавил поход против половцев?
А) 1115 г.
Б) 1121 г.
В) 1111 г.
Г) 1101 г.
8. Определите кто? или что? лишнее в ряду. Выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее.
А. Смерды, бояре, вече, холопы
Б. Понева, кожухи, полюдье, зипуны
9. По какому принципу образованы ряды:
Митрополит, священник, епископ, монах
10. Расположите события в хронологической последовательности:
А) Объединение князем Олегом Киева и Новгорода
Б) Учреждение нового порядка сбора дани княгиней Ольгой
В) Создание первого свода законов Русская Правда
Г) Любечский съезд князей
11. Установите соответствие между термином и его значением:
Миниатюра | А. Изображение, составленное из скрепленных между собой цветных камушков или стекла |
житие | Б. Изображение, сделанное водяными красками по мокрой штукатурке |
Мозаика | В. Повествование о жизни святого |
Фреска | Г. Художественное произведение, обычно живописное, малых размеров |
Часть 2
12. Рассмотрите изображение памятника архитектуры Древней Руси и ответьте на вопросы:
К какому веку относится строительство представленного храма?
Назовите имя князя, правившего в данное время.
Напишите название, представленного храма.
13. Существует точка зрения, что, несмотря на проявление определённых различий, в политике Владимира Святославича и политике Владимира Мономаха было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. – 2 б.
14. Рассмотрите карту «Русь в IX – X вв.» и выполните задания .
1. укажите год, когда был совершен поход, обозначенный на схеме пунктирными стрелками
- - 1) 882 2) 907 3) 970 4) 1030
2. Укажите цифру, которой обозначена территория расселения восточнославянского племени, поднявшего восстание в связи с требованием князя Игоря заплатить дополнительную дань.
3. Напишите имя князя, совершившего поход, обозначенный на схеме сплошными черными стрелками
Ответы:
Раздел 3. Ключи к тексту КИМ
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | БГВА | ГБВА | 4 |
2 | Б,Г | Б,Г | 2 |
3 | 1) Д 2) В 3) А 4) Б 5) Г | 1) В; 2) Г; 3) Б; 4) Д; 5) А | 5 |
4 | А) монастырь Б) общество | А) закупы; Б) политика | 2 |
5 | 1) В 2) А 3) Г 4) Б | 1) Б; 2) В; 3) А; 4) Г; | 4 |
6 | А | А | 1 |
7 | В | В | 1 |
8 | А) боярин. Все остальное слои духовенства; Б) словене. Все остальное категории зависимого населения. | А) вече. Все остальное слои населения Древней Руси; Б) полюдье. Все остальное виды мужской одежды | 4 |
9 | Категории зависимого населения | Духовенство | 2 |
10 | АБВГ | АБВГ | 4 |
11 | 1) В; 2) Г; 3) Б); 4 А). | 1) Г; 2) В; 3) А; 4) Б | 4 |
12 | 1) XI век. 2) Ярослав Мудрый. 3) Софийский собор в Киеве | 1) X век. 2) Владимир I Святой. 3) Десятинная церковь | 6 |
13 | Могут быть приведены следующие факты: 1) воссоздание единства Руси; 2) сосредоточение власти в руках великого князя; 3) подчинил Киеву отдельные русские земли, направив к ним великокняжеских сыновей (наместников); 4) развитие культуры страны; 5) политика мира (Русь стремилась не воевать). | Могут быть приведены факты: 1) оба правителя Древнерусского государства осуществляли меры по укреплению княжеской власти; 2) политика князей была направлена на укрепление единства Древнерусского государства; 3) большое внимание князья уделяли обеспечению безопасности границ Древнерусского государства. | 6 |
14 | 14. 14.1. 988г 14.2.-2 14.3. Владимир Святославович | 14 14.1.| 907 г. на Константинополь (Царьград) 14.2.-3 14.3. Поход князя Олега и его дружины | 6 |