Повторительно-обобщающий урок на тему «Реформы Александра II» (История, 9 класс)
Технологическая карта урока для 9 класса
учителя истории и обществознания МАОУ «Школа № 19» г. Нижнего Новгорода
Красильниковой Ирины Сергеевны.
На данный урок рекомендуется выделить 1,5-2 академических часа.
Тема урока «Вклад Александра II в развитие России»
Тип урока урок обобщения и систематизации
УМК Черникова-Ляшенко. История России (6-9)
Место урока по теме 4 урок в разделе «Эпоха реформ 60 – 70-х гг.»
Образовательные ресурсы
учебник «История России: XIX век» 8 класс, Л.М. Ляшенко. - М.: Дрофа, 2012; презентация, 5 шляп разных цветов – белая, желтая, черная, зеленая и синяя.
Цель урока
обобщить ранее полученные знания по теме «Эпоха реформ 60 – 70-х гг.» и дать им оценку
Задачи урока
а) образовательная – выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; расширить представления о причинах, сути и значении реформ Александра II, выяснить, в чем проявлялась их незавершенность; формирование представлений об исторических альтернативах; обобщить материал как систему знаний.
б) развивающая – развивать умение формулировать тему и цель урока, картографические умения, обобщать и анализировать факты, делать выводы и давать оценку; развивать умение добывать информацию; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа; участвовать в коллективном обсуждении, умение мыслить критически.
в) воспитательная – воспитывать чувство гордости, любви к Родине, сопереживания трагическим событиям прошлого и настоящего, развивать интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции и общей культуры.
Формы и методы обучения:
фронтальная, групповая, индивидуальная;
наглядный, словесный, исследовательский, практический.
Педагогические технологии
Технология развития критического мышления
Основные термины и даты
уставная грамота, мировой посредник, временнообязанные крестьяне, отрезки, редакционные комиссии, коронный и мировой суды, суд присяжных, земства, городские думы, всеобщая воинская повинность, экстерриториальность университетов.
1855-81 гг. – правление Александра II
1858 г. – Айгунский договор
1860 г. – Пекинский договор
19 февраля 1861 г. – Манифест об отмене крепостного права
1863 г. – новый университетский устав
1864 г. – судебная и земская реформы
1870 г. – городская реформа
1873 г. – Союз трех императоров
1874 г. – военная реформа
1877-78 гг. – русско-турецкая война
1879 г. – Берлинский конгресс
Планируемые образовательные результаты:
предметные: обучающиеся будут знать предпосылки, причины, сущность, итоги и значение реформ Александра II, основные направления его внешней политики и ее результаты.
Научатся: анализировать и систематизировать информацию различных исторических источников, рассказывать о событиях и личностях отечественной истории XIX века, объяснить причины и следствия реформ, давать им оценку; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи.
Получат возможность научиться: использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;
метапредметные: обучающиеся смогут высказывать и аргументировать свою точку зрения, управлять своей деятельностью, работать с различными источниками информации, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе, овладеть приёмами оценки, контроля и самоконтроля усвоения изученного, делать выводы.
личностные: обучающиеся смогут научиться уважать Отечество, прошлое и настоящее многонационального народа; воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной; смогут обрести способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.
Организационная структура урока
I этап: организационный момент.
Цель: мотивация к учебной деятельности
Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь.
Сегодня на уроке мы будем обобщать и закреплять полученные ранее знания. Наше занятие посвящено императору, который вошел в историю как реформатор и освободитель. Кто же он?
Учащиеся: Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. (Заранее разделены на 5 групп). Отвечают на вопросы.
II этап стадия вызова
Цель: активизация имеющихся знаний, определение темы и цели урока
Учитель: Для того, чтобы вести разговор об Александре II, необходимо вспомнить все, что мы о нем знаем. Для этого предлагаю вам составить кластер, центральным словом которого будет император Александр II.
Исходя из этого, давайте сформулируем тему и цель нашего урока.
Думаю, каждый из вас, придя на урок, ставит и личную цель. Перед вами лист, на котором записаны цели урока, выберите ту, которая близка вам или напишите свой вариант (Приложение 1)
Учащиеся: Заполняют кластер, формулируют тему и цель урока, выбирают личную цель урока.
III этап стадия осмысления
Цель: организация работы с учебным материалом в группах
Учитель: Для повторения и обобщения знаний мы будем сегодня пользоваться методом «6 шляп мышления», но использовать будет только 5 шляп: белая, желтая, черная, зеленая и синяя. Функции красной шляпы будут поделены между черной и желтой. Для тех, кто забыл суть данного метода, рекомендую обратить внимание на экран.
Вы можете пользоваться учебником и записями в тетради.
Итак, первый вопрос, который мы будем обсуждать, это отмена крепостного права.
(Следующие темы: земская и городская реформы, судебная реформа, реформы в образовании, внешняя политика и военная реформа)
Учащиеся: Группы готовятся к выступлению, после которого меняются шляпами по часовой стрелке. На каждой из тем группам предлагается поработать в разных ролевых позициях (шляпах).
IV этап: рефлексия
Цель: осмысление обучающимися своей деятельности на уроке
Учитель: Как вы думаете, осталась ли Александр II в памяти нашего народа? (Демонстрация слайда).
А теперь давайте вернемся к листу личных целей, а затем заполним лист самооценки на уроке. (Прием «Неоконченное предложение»)
Учащиеся: Отвечают на вопрос, знакомятся с памятниками искусства.
Заполняют листы (Приложение 2)
V этап: домашнее задание
Учитель: Первый уровень («3»): составить синквейн по изученной теме.
Второй уровень («4»): сделать реферат об одном из государственных деятелях времен Александра II.
Третий уровень («5»): составить план развернутого ответа по теме «Эпоха реформ 1860-70-х гг.». План должен содержать не менее 3 пунктов с кратким пояснением.
Спасибо за урок. До свидания.
Учащиеся: Записывают домашнее задание
Прощаются с учителем
Приложение 1
Лист целей урока
Цель |
Достиг |
Не достиг |
Частично |
Работать в группе |
|||
Развивать мышление |
|||
Развивать память |
|||
Аргументировать свою позицию |
|||
Давать определения понятиям |
|||
Свои варианты: |
Приложение 2
Заполните таблицу самооценки урока
Ф.И.
Самой сложной была работа в … (шляпе) |
|
Самой легкой была работа в … (шляпе) |
|
Самой интересной была работа в … (шляпе) |
|
Я понял, что… |
|
Я научился … |
|
У меня получилось … |
|
Мне захотелось … |