12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна4291
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Технологическая карта урока для 9 класса

учителя истории и обществознания МАОУ «Школа № 19» г. Нижнего Новгорода

Красильниковой Ирины Сергеевны.

На данный урок рекомендуется выделить 1,5-2 академических часа.

Тема урока  «Вклад Александра II в развитие России»

Тип урока урок обобщения и систематизации

УМК Черникова-Ляшенко. История России (6-9)

Место урока по теме 4 урок в разделе «Эпоха реформ 60 – 70-х гг.»

Образовательные ресурсы

учебник «История России: XIX век» 8 класс, Л.М. Ляшенко. - М.: Дрофа, 2012; презентация, 5 шляп разных цветов – белая, желтая, черная, зеленая и синяя.

Цель урока

обобщить ранее полученные знания по теме «Эпоха реформ 60 – 70-х гг.» и дать им оценку

Задачи урока

а) образовательная – выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; расширить представления о причинах, сути и значении реформ Александра II, выяснить, в чем проявлялась их незавершенность; формирование представлений об исторических альтернативах; обобщить материал как систему знаний.

б) развивающая – развивать умение формулировать тему и цель урока, картографические умения, обобщать и анализировать факты, делать выводы и давать оценку; развивать умение добывать информацию; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа; участвовать в коллективном обсуждении, умение мыслить критически.

в) воспитательная – воспитывать чувство гордости, любви к Родине, сопереживания трагическим событиям прошлого и настоящего, развивать интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции и общей культуры.

Формы и методы обучения:

фронтальная, групповая, индивидуальная;

наглядный, словесный, исследовательский, практический.

Педагогические технологии

Технология развития критического мышления

Основные термины и даты 

уставная грамота, мировой посредник, временнообязанные крестьяне, отрезки, редакционные комиссии, коронный и мировой суды, суд присяжных, земства, городские думы, всеобщая воинская повинность, экстерриториальность университетов.

1855-81 гг. – правление Александра II

1858 г. – Айгунский договор

1860 г. – Пекинский договор

19 февраля 1861 г. – Манифест об отмене крепостного права

1863 г. – новый университетский устав

1864 г. – судебная и земская реформы

1870 г. – городская реформа

1873 г. – Союз трех императоров

1874 г. – военная реформа

1877-78 гг. – русско-турецкая война

1879 г. – Берлинский конгресс

Планируемые образовательные результаты: 

предметные: обучающиеся будут знать предпосылки, причины, сущность, итоги и значение реформ Александра II, основные направления его внешней политики и ее результаты.

Научатся: анализировать и систематизировать информацию различных исторических источников, рассказывать о событиях и личностях отечественной истории XIX века, объяснить причины и следствия реформ, давать им оценку; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи.

Получат возможность научиться: использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;

метапредметные: обучающиеся смогут высказывать и аргументировать свою точку зрения, управлять своей деятельностью, работать с различными источниками информации, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе, овладеть приёмами оценки, контроля и самоконтроля усвоения изученного, делать выводы. 

личностные: обучающиеся смогут научиться уважать Отечество, прошлое и настоящее многонационального народа; воспитать чувство ответственности и долга перед Родиной; смогут обрести способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Организационная структура урока 

I этап: организационный момент.

Цель: мотивация к учебной деятельности

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь.

Сегодня на уроке мы будем обобщать и закреплять полученные ранее знания. Наше занятие посвящено императору, который вошел в историю как реформатор и освободитель. Кто же он?

Учащиеся: Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. (Заранее разделены на 5 групп). Отвечают на вопросы.

II этап стадия вызова

Цель: активизация имеющихся знаний, определение темы и цели урока

Учитель: Для того, чтобы вести разговор об Александре II, необходимо вспомнить все, что мы о нем знаем. Для этого предлагаю вам составить кластер, центральным словом которого будет император Александр II.

Исходя из этого, давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

Думаю, каждый из вас, придя на урок, ставит и личную цель. Перед вами лист, на котором записаны цели урока, выберите ту, которая близка вам или напишите свой вариант (Приложение 1)

Учащиеся: Заполняют кластер, формулируют тему и цель урока, выбирают личную цель урока.

III этап стадия осмысления

Цель: организация работы с учебным материалом в группах

Учитель: Для повторения и обобщения знаний мы будем сегодня пользоваться методом «6 шляп мышления», но использовать будет только 5 шляп: белая, желтая, черная, зеленая и синяя. Функции красной шляпы будут поделены между черной и желтой. Для тех, кто забыл суть данного метода, рекомендую обратить внимание на экран.

Вы можете пользоваться учебником и записями в тетради.

Итак, первый вопрос, который мы будем обсуждать, это отмена крепостного права.

(Следующие темы: земская и городская реформы, судебная реформа, реформы в образовании, внешняя политика и военная реформа)

Учащиеся: Группы готовятся к выступлению, после которого меняются шляпами по часовой стрелке. На каждой из тем группам предлагается поработать в разных ролевых позициях (шляпах).

IV этап: рефлексия 

Цель: осмысление обучающимися своей деятельности на уроке

Учитель: Как вы думаете, осталась ли Александр II в памяти нашего народа? (Демонстрация слайда).

А теперь давайте вернемся к листу личных целей, а затем заполним лист самооценки на уроке. (Прием «Неоконченное предложение»)

Учащиеся: Отвечают на вопрос, знакомятся с памятниками искусства.

Заполняют листы (Приложение 2) 

V этап: домашнее задание 

Учитель: Первый уровень («3»): составить синквейн по изученной теме.

Второй уровень («4»): сделать реферат об одном из государственных деятелях времен Александра II.

Третий уровень («5»): составить план развернутого ответа по теме «Эпоха реформ 1860-70-х гг.». План должен содержать не менее 3 пунктов с кратким пояснением.

Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся:   Записывают домашнее задание

Прощаются с учителем

 

Приложение 1

Лист целей урока

Цель

Достиг

Не достиг

Частично

Работать в группе

     

Развивать мышление

     

Развивать память

     

Аргументировать свою позицию

     

Давать определения понятиям

     

Свои варианты:

     

 

Приложение 2

Заполните таблицу самооценки урока

Ф.И.

   

Самой сложной была работа в … (шляпе)

 

Самой легкой была работа в … (шляпе)

 

Самой интересной была работа в … (шляпе)

 

Я понял, что…

 

Я научился …

 

У меня получилось …

 

Мне захотелось …

 
Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.