Рабочая программа по курсу ОБЖ для 9 класса по УМК А.Т. Смирнова
9 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу ОБЖ в 9 классе составлена на основе следующих документов:
1. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Закона Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея».
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3.
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №3.
5. Учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2018 – 2019 учебный год.
6. Региональной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11классов общеобразовательных учреждений разработанной на основе комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. Основы безопасности жизнедеятельности (учебная программа для V-XI классов общеобразовательных учреждений). Майкоп, 2013Составители: Федоров А.П., Федорова Л.И.,Шатохина Т.А. Она полностью соответствует концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
На изучение курса ОБЖ в 9 классе – 34 часа в год (1 час в неделю).
В части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей в 9 классе отводится 4 часа в год.
При реализации представляемой программы предполагается использование комплектов учебников по ОБЖ для основной и средней школы авторов А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова под редакцией А.Т. Смирнова. Изд.Москва «Просвещение», 2016г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится: |
Выпускник получит возможность научиться: |
Основы комплексной безопасности |
|
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
|
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; • описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. |
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
|
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. |
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни |
|
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. |
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
|
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. |
• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
Учебно – тематический план
№ п.п |
Тема программы |
Количество уроков |
1. |
Безопасное поведение |
7 часов(из них 1ч региональные, национальные и этнокультурные особенности. |
2. |
Защита населения РФ от ЧС |
11 часов(из них 2ч.региональные, национальные и этнокультурные особенности. |
3. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. |
9 часов |
4. |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
8 часов(из них 1ч.региональные, национальные и этнокультурные особенности. |
Итого: |
34часа |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 9 КЛАССА
I. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности
Т-1. Безопасное поведение.
Занятие. 1. (1 час). Практическое. Безопасное поведение на улице, дома, в школена территории РА. Правила безопасности на уроках химии и физики. Маршруты эвакуации из здания образовательного учреждения и действия по сигналам оповещения об опасности.
Занятие. 2.(1 час). Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ при занятиях спортом и работе с источниками повышенной опасности.
Т-2. (1 час).Действия в опасных ситуациях криминогенного характера.
Основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность; по возможности избегать ее; соблюдать выдержку и самообладание, не допускать паники; действовать правильно и решительно в создавшейся ситуации. Рекомендации и советы.
Т-3. (1 час).Экологическая безопасность России.
Система экологической безопасности. Нарушение экологического равновесия на здоровье человека. Концепция экологической безопасности.
Т-4. (1 час).Окружающая среда и экологическая опасность, загрязнения окружающей среды.
Среда обитания человека - как важнейший фактор его здоровья. Загрязнение окружающей среды.
Т-5. (1 час).Экологическая безопасность в природных условиях.
Опасные природные явления. Последствия воздействия резких изменений климатических условий. Природные аллергены. Ядовитые растения и животные.
Т-6. (1 час).Химические загрязнения и отравления. Защита организма от ксенобиотиков.
Ксенобиотики, защита организма от них. Последствия действия табака и алкоголя на организм человека.
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от ЧС
Т-1. (1 час). Практическое занятие.Действия в ЧС техногенного характера. ИСЗ.(на территории РА)
Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, определение их размеров и порядок использования в зонах заражения.
Т-2. (1 час).МГП по защите населения в ЧС мирного и военного времени.
История создания международного реагирования при ЧС в мирное и военное время.
Т-3. (1 час).Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.
Основные направления действий при проведении гуманитарных операций в международной практике.
Т-4. (1 час).Гуманитарные акции МЧС России.
Цели международного сотрудничества МЧС. Основные задачи Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Т-5. (1 час).Практическое занятие. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта.
Ориентирование на местности по карте, местным признакам и предметам. Топографические знаки. Определение сторон горизонта по компасу. По небесным светилам и Полярной звезде, по солнцу и часам и по местным предметам.
Т-6. (1 час).Практическое занятие. Движение по азимуту.
Определение азимута. Движение без четких ориентиров. Действия при потере ориентировки.
Т-7. (1 час).Практическое занятие. Определение высоты и ширины объекта.
Способы определения на доступной и недоступной до объекта местности.
Т-8. (1 час).Жизнеобеспечение человека.
Необходимое снаряжение и имущество для туристического похода. Оборудование бивака или укрытия.
Т-9. Преодоление препятствий.
Занятие 1. (1 час). Специальное снаряжение. Техника вязания узлов.
Занятие. 2. (1 час).Практическое занятие.Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием.
Т-10. (1 час).Поисково-спасательные работы.
Сигналы международного кода. Использование подручных средств для переноса пострадавших.
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации
Т-3. (1 час).Терроризм и безопасность человека.
Терроризм - угроза обществу. Виды террора. Основные правила поведения. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.
Т-4. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Занятие 1. (1 час). Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.
Занятие 2. (1 час).Практическое. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости в РА.
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел 4.Основы здорового образа жизни
Т-1. (1 час).Шум и здоровье.
Шумовое загрязнение среды обитания. Опасность шумов и защита от них.
Т-2. (1 час).Безопасное питание.
История пищевого рациона человека. Современный «благополучный « рацион и болезни питания.
Т-3. (1 час).Биоритмы – организаторы нашей жизни. Профилактика переутомления.
Т-4. (1 час).Защита от стрессов.
Болезни « истощения » Особенности реакций на стресс у разных людей.
Т-5. (1 час).Преодоление информационных перегрузок.
Безопасное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера.
Т-6. Двигательная активность.
Физические резервы человека. Причины старения Пути продления жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Т-1. (1 час).Организация первой доврачебной помощи.
Меры предосторожности в природных условиях. Комплектование индивидуальной медицинской аптечки. Правила пользования медицинской аптечкой.
Т-2. (1 час). Использование природных лекарственных трав в РА.
. Приготовление и применение настоев и отваров. Использование природного перевязочного материала.
Т-3.Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Шок.
Занятие 1. (1 час).Практическое.Признаки клинической смерти Цель и задачи реанимации. Этапы 1 РП. Краткое содержание диагностического, подготовительного и начального этапов.
Занятие 2. (1 час).Практическое.Этап реанимации. Соотношение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и наружного массажа сердца (НМС) при проведении реанимации одним и более спасателями. Методы ИВЛ и методика проведения реанимации. Предназначение и последовательность выполнения восстановительного,охранительного этапа.
Занятие 3.(1 час).Практическое.Шок. Виды шока. Первая медицинская помощь (1 МП) при шоке третьей степени.
Т-4. (1 час).Практическое занятие. Водные травмы.
Оказание помощи утопающим. Приемы первой реанимационной помощи при утоплении.
Т-5. Окружающая среда-источник инфекционных заболеваний.
Занятие 1. (1 час). Инфекции и их природные источники Причины эпидемий.
Занятие 2. (1 час). Инфекции, передаваемые половым путем, СПИД и их профилактика.
Календарно-тематическое планирование 9класс.
№ урока |
Дата |
Тема урока |
К-во часов |
Домашнее задание |
|||
План |
Факт |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства.21 час. |
7 час. |
||||||
Раздел 1. Раздел 1. Основы комплексной безопасности |
7
|
||||||
1 |
Пр. з. Безопасное поведение. Правила безопасности на уроках химии и физики. Маршруты эвакуации из здания школы и действия по сигналам оповещения об опасности на территории РА.
|
1 |
Стр.12-25 |
||||
2 |
Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ при занятиях спортом и работе с источниками повышенной опасности. |
1 |
Стр.26-33 |
||||
3 |
Действия в опасных ситуациях криминогенного характера. |
1 |
Стр.34-44 |
||||
4 |
Экологическая безопасность России. Концепция экологической безопасности.
|
1 |
Стр.65-68 |
||||
5 |
Окружающая среда и экологическая опасность, загрязнения окружающей среды. |
Стр.68 - 72 |
|||||
6 |
Экологическая безопасность в природных условиях. |
Стр.72-84 |
|||||
7 |
Химические загрязнения и отравления. Защита организма от ксенобиотиков. |
1 |
Стр.85-91 |
||||
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от ЧС |
1 |
||||||
8 |
Практическое занятие. Действия в ЧС техногенного характера в РА. |
1 |
Лекция в тетради |
||||
9 |
МГП по защите населения в ЧС мирного и военного времени. |
1 |
Стр.149-151 |
||||
10 |
Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности. |
1 |
Стр.151-156 |
||||
11 |
Гуманитарные акции МЧС России. |
1 |
Стр.157-158 |
||||
12 |
Практическое занятие. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта. |
1 |
Выполнить практич. работу |
||||
13 |
Практическое занятие. Движение по азимуту. |
1 |
Подготовить доклад. |
||||
14 |
Практическое занятие. Определение высоты и ширины объекта |
1 |
Выполнить практич. работу |
||||
15 |
Жизнеобеспечение человека. |
1 |
Вопросы 1-3 |
||||
16 |
Преодоление препятствий. |
1 |
Вопросы 2-5 |
||||
17 |
Практическое занятие. Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием. |
1 |
Подготовить презентацию |
||||
18 |
Поисково-спасательные работы. |
1 |
стр. 85 – 90 практикум стр. 91 |
||||
19 |
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации Терроризм и безопасность человека. |
1 |
1.3 стр.17 -22 вопросы стр.22 |
||||
20 |
Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости. |
1 |
6.1 стр. 109 -114 вопросы стр. 115 |
||||
21 |
Пр. з. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости в РА. |
1 |
7.2 стр. 131-139 практикум стр. 139 |
||||
II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Раздел 4.Основы здорового образа жизни |
1 |
||||||
22 |
Шум и здоровье. Опасность шумов и защита от них.
|
6 Пр.з 4 |
стр. 99-102 практикум стр.167 |
||||
23 |
Безопасное питание. Современный «благополучный» рацион и болезни питания. |
1 |
стр.103-106 Подготовить сообщения |
||||
24 |
Биоритмы – организаторы нашей жизни. Профилактика переутомления. |
1 |
Стр.106-107 |
||||
25 |
Защита от стрессов. |
1 |
Стр.107-109 |
||||
26 |
Преодоление информационных перегрузок. |
1 |
Стр.109-112 |
||||
27 |
Двигательная активность. |
1 |
Стр.112-113 |
||||
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
1 |
||||||
28 |
Организация первой доврачебной помощи. |
1 |
Стр.115-116 |
||||
29 |
Использование природных лекарственных трав в РА. |
1 |
Стр.116-117 |
||||
30 |
Пр.з. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Шок. |
4 |
Стр.117-119 |
||||
31 |
Пр.з. Этап реанимации. |
1 |
Стр.118 |
||||
32 |
Пр.з. Шок. Виды шока. Первая медицинская помощь при шоке третьей степени. |
1 |
Стр.118-119 |
||||
33 |
Пр.з. Водные травмы. |
1 |
Стр.120-124 |
||||
34 |
Инфекции и их природные источники. Причины эпидемий. Инфекции, передаваемые половым путем, СПИД и их профилактика.
|
1 |
Стр.125-133 |