Рабочая программа по курсу ОБЖ для 9 класса по УМК А.Т. Смирнова

0
0
Материал опубликован 10 February 2019 в группе

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ в 9 классе составлена на основе следующих документов:

1. Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012.

2. Закона Республики Адыгея от 27.12.2013г. №264 «Об образовании в Республике Адыгея».

3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №3.

4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №3.

5. Учебного плана МБОУ СОШ №3 на 2018 – 2019 учебный год.

6. Региональной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11классов общеобразовательных учреждений разработанной на основе комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе. Основы безопасности жизнедеятельности (учебная программа для V-XI классов общеобразовательных учреждений). Майкоп, 2013Составители: Федоров А.П., Федорова Л.И.,Шатохина Т.А. Она полностью соответствует концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.

На изучение курса ОБЖ в 9 классе – 34 часа в год (1 час в неделю).

В части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей в 9 классе отводится 4 часа в год.

При реализации представляемой программы предполагается использование комплектов учебников по ОБЖ для основной и средней школы авторов А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова под редакцией А.Т. Смирнова. Изд.Москва «Просвещение», 2016г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы комплексной безопасности

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в

возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их

характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Учебно – тематический план

п.п

Тема программы

Количество уроков

1.

Безопасное поведение

7 часов(из них 1ч региональные, национальные и этнокультурные особенности.

2.

Защита населения РФ от ЧС

11 часов(из них 2ч.региональные, национальные и этнокультурные особенности.

3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

9 часов

4.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8 часов(из них 1ч.региональные, национальные и этнокультурные особенности.

 

Итого:

34часа

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 9 КЛАССА

I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Т-1. Безопасное поведение.

Занятие. 1. (1 час). Практическое. Безопасное поведение на улице, дома, в школена территории РА. Правила безопасности на уроках химии и физики. Маршруты эвакуации из здания образовательного учреждения и действия по сигналам оповещения об опасности.

Занятие. 2.(1 час). Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ при занятиях спортом и работе с источниками повышенной опасности.

Т-2. (1 час).Действия в опасных ситуациях криминогенного характера.

Основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность; по возможности избегать ее; соблюдать выдержку и самообладание, не допускать паники; действовать правильно и решительно в создавшейся ситуации. Рекомендации и советы.

Т-3. (1 час).Экологическая безопасность России.

Система экологической безопасности. Нарушение экологического равновесия на здоровье человека. Концепция экологической безопасности.

Т-4. (1 час).Окружающая среда и экологическая опасность, загрязнения окружающей среды.

Среда обитания человека - как важнейший фактор его здоровья. Загрязнение окружающей среды.

Т-5. (1 час).Экологическая безопасность в природных условиях.

Опасные природные явления. Последствия воздействия резких изменений климатических условий. Природные аллергены. Ядовитые растения и животные.

Т-6. (1 час).Химические загрязнения и отравления. Защита организма от ксенобиотиков.

Ксенобиотики, защита организма от них. Последствия действия табака и алкоголя на организм человека.

Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от ЧС

Т-1. (1 час). Практическое занятие.Действия в ЧС техногенного характера. ИСЗ.(на территории РА)

Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, определение их размеров и порядок использования в зонах заражения.

Т-2. (1 час).МГП по защите населения в ЧС мирного и военного времени.

История создания международного реагирования при ЧС в мирное и военное время.

Т-3. (1 час).Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.

Основные направления действий при проведении гуманитарных операций в международной практике.

Т-4. (1 час).Гуманитарные акции МЧС России.

Цели международного сотрудничества МЧС. Основные задачи Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Т-5. (1 час).Практическое занятие. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта.

Ориентирование на местности по карте, местным признакам и предметам. Топографические знаки. Определение сторон горизонта по компасу. По небесным светилам и Полярной звезде, по солнцу и часам и по местным предметам.

Т-6. (1 час).Практическое занятие. Движение по азимуту.

Определение азимута. Движение без четких ориентиров. Действия при потере ориентировки.

Т-7. (1 час).Практическое занятие. Определение высоты и ширины объекта.

Способы определения на доступной и недоступной до объекта местности.

Т-8. (1 час).Жизнеобеспечение человека.

Необходимое снаряжение и имущество для туристического похода. Оборудование бивака или укрытия.

Т-9. Преодоление препятствий.

Занятие 1. (1 час). Специальное снаряжение. Техника вязания узлов.

Занятие. 2. (1 час).Практическое занятие.Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием.

Т-10. (1 час).Поисково-спасательные работы.

Сигналы международного кода. Использование подручных средств для переноса пострадавших.

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

Т-3. (1 час).Терроризм и безопасность человека.

Терроризм - угроза обществу. Виды террора. Основные правила поведения. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

Т-4. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.

Занятие 1. (1 час). Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.

Занятие 2. (1 час).Практическое. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости в РА.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4.Основы здорового образа жизни

Т-1. (1 час).Шум и здоровье.

Шумовое загрязнение среды обитания. Опасность шумов и защита от них.

Т-2. (1 час).Безопасное питание.

История пищевого рациона человека. Современный «благополучный « рацион и болезни питания.

Т-3. (1 час).Биоритмы – организаторы нашей жизни. Профилактика переутомления.

Т-4. (1 час).Защита от стрессов.

Болезни « истощения » Особенности реакций на стресс у разных людей.

Т-5. (1 час).Преодоление информационных перегрузок.

Безопасное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера.

Т-6. Двигательная активность.

Физические резервы человека. Причины старения Пути продления жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Т-1. (1 час).Организация первой доврачебной помощи.

Меры предосторожности в природных условиях. Комплектование индивидуальной медицинской аптечки. Правила пользования медицинской аптечкой.

Т-2. (1 час). Использование природных лекарственных трав в РА.

. Приготовление и применение настоев и отваров. Использование природного перевязочного материала.

Т-3.Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Шок.

Занятие 1. (1 час).Практическое.Признаки клинической смерти Цель и задачи реанимации. Этапы 1 РП. Краткое содержание диагностического, подготовительного и начального этапов.

Занятие 2. (1 час).Практическое.Этап реанимации. Соотношение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и наружного массажа сердца (НМС) при проведении реанимации одним и более спасателями. Методы ИВЛ и методика проведения реанимации. Предназначение и последовательность выполнения восстановительного,охранительного этапа.

Занятие 3.(1 час).Практическое.Шок. Виды шока. Первая медицинская помощь (1 МП) при шоке третьей степени.

Т-4. (1 час).Практическое занятие. Водные травмы.

Оказание помощи утопающим. Приемы первой реанимационной помощи при утоплении.

Т-5. Окружающая среда-источник инфекционных заболеваний.

Занятие 1. (1 час). Инфекции и их природные источники Причины эпидемий.

Занятие 2. (1 час). Инфекции, передаваемые половым путем, СПИД и их профилактика.


 


 

Календарно-тематическое планирование 9класс.


 

урока

Дата

Тема урока

К-во часов

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства.21 час.

7 час.

 

Раздел 1. Раздел 1. Основы комплексной безопасности

7


 

 
     

1

   

Пр. з. Безопасное поведение. Правила безопасности на уроках химии и физики. Маршруты эвакуации из здания школы и действия по сигналам оповещения об опасности на территории РА.


 

1

Стр.12-25

2

   

Безопасное поведение на уроках физкультуры, ОБЖ при занятиях спортом и работе с источниками повышенной опасности.

1

Стр.26-33

3

   

Действия в опасных ситуациях криминогенного характера.

1

Стр.34-44

4

   

Экологическая безопасность России. Концепция экологической безопасности.


 

1

Стр.65-68

5

   

Окружающая среда и экологическая опасность, загрязнения окружающей среды.

 

Стр.68 - 72

6

   

Экологическая безопасность в природных условиях.

 

Стр.72-84

7

   

Химические загрязнения и отравления. Защита организма от ксенобиотиков.

1

Стр.85-91

     

Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от ЧС

1

 

8

    Практическое занятие. Действия в ЧС техногенного характера в РА.

1

Лекция в тетради

9

   

МГП по защите населения в ЧС мирного и военного времени.

1

Стр.149-151

10

   

Цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.

1

Стр.151-156

11

   

Гуманитарные акции МЧС России.

1

Стр.157-158

12

   

Практическое занятие. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта.

1

Выполнить практич. работу

13

   

Практическое занятие. Движение по азимуту.

1

Подготовить доклад.

14

   

Практическое занятие. Определение высоты и ширины объекта

1

Выполнить практич. работу

15

   

Жизнеобеспечение человека.

1

Вопросы 1-3

16

   

Преодоление препятствий.

1

Вопросы 2-5

17

   

Практическое занятие. Техника преодоления препятствий без специального снаряжения и с его использованием.

1

Подготовить презентацию

18

   

Поисково-спасательные работы.

1

стр. 85 – 90 практикум стр. 91

19

   

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

Терроризм и безопасность человека.

1

1.3 стр.17 -22 вопросы стр.22

20

   

Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости.

1

6.1 стр. 109 -114 вопросы стр. 115

21

   

Пр. з. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости в РА.

1

7.2 стр. 131-139 практикум стр. 139

     

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4.Основы здорового образа жизни

1

 

22

   

Шум и здоровье. Опасность шумов и защита от них.


 

6

Пр.з 4

стр. 99-102 практикум стр.167

23

   

Безопасное питание.

Современный «благополучный» рацион и болезни питания.

1

стр.103-106

Подготовить сообщения

24

   

Биоритмы – организаторы нашей жизни. Профилактика переутомления.

1

Стр.106-107

25

   

Защита от стрессов.

1

Стр.107-109

26

   

Преодоление информационных перегрузок.

1

Стр.109-112

27

   

Двигательная активность.

1

Стр.112-113

     

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

1

 

28

    Организация первой доврачебной помощи.

1

Стр.115-116

29

   

Использование природных лекарственных трав в РА.

1

Стр.116-117

30

   

Пр.з. Терминальные состояния. Первая реанимационная помощь. Шок.

4

Стр.117-119

31

    Пр.з. Этап реанимации.

1

Стр.118

32

   

Пр.з. Шок. Виды шока. Первая медицинская помощь при шоке третьей степени.

1

Стр.118-119

33

   

Пр.з. Водные травмы.

1

Стр.120-124

34

   

Инфекции и их природные источники. Причины эпидемий. Инфекции, передаваемые половым путем, СПИД и их профилактика.


 


 


 

1

Стр.125-133

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.