12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давид1159
Россия, Москва, Москва
1

Урок для 5 класса по истории Древнего мира «Появление современного человека»

История 5 класс.

Тема урока: Появление современного человека.

Тип урока: комбинированный урок с элементами групповой работы.

Цели урока: подвести учащихся к пониманию что появление Человека разумного и образование родовых общин является следствием трудовой деятельности людей, их борьбы с неблагоприятными природными условиями за выживание.

Начать отработку умений давать развёрнутый ответ, обосновывать свои суждения.

Приобрести опыт работы в малых группах.

Стимулировать эмоционально – ценностное отношение учеников к трудовой деятельности человека как главному

План урока:

1.Изменения жизни человека в ледниковый период.

2.Жизнь человека в родовой общине.

Основные понятия: человек разумный, род, старейшина, вождь племени, ледник, составные орудия труда, загонная охота.

Средства обучения: лента времени, карта мира с обозначением границ сползания ледника, изображения неандертальца и кроманьона, орудия труда, картина: родовая община.

Преемственные связи: Межпредметные: окружающий мир.

Ход урока:

Опрос: Фронтальный .

1.Какую большую тему начали мы изучать?

2.Какой вопрос этой темы изучался на предшествующем уроке?

3. Чем доказать, что человек и обезьяна имели общих предков?

4. какие версии происхождения человека существуют еще?

Ученикам кроме устных ответов дается еще таблица для заполнения.

Время

Орудия труда

Другие изделия.

Главные занятия

Вид человека, коллектив.

2,5 млн лет назад.

       

Физ минута.

Изучение новой темы:

1.Изменение жизни человека в ледниковый период.

Вводное слово учителя о наступлении ледника с Северного полюса ок. 200 – 300 тыс. лет назад и условиях в которых человек научился выживать.

На карте показать границы ледника и места обнаружения следов обитания человека, подчеркнуть о появлении новых черт человека на основе исследований останков человека. Ученики описывают с помощи иллюстраций виды человека, выявляют их общие черты и различия.

Далее ученикам задается общий вопрос: почему человек смог выжить в условиях ледника? Для поиска ответа они делятся на пары и получают следующие задания: 1. Как человек усовершенствовал сове жилище и чего они этим добился? 2. Как создаётся одежда и какую пользу она приносила людям? 3. Как люди овладели огнем и что он давал людям? 4. Почему охота стала основным занятием человека, какие способы охоты были изобретены человеком? 5. Какие новые виды орудий труда появились в ледниковый период? Как способствовали они выживанию человека в условиях сурового ледника.

После выполнения данного задания обсуждается вопрос: Почему новый человек по праву назван Человеком разумным?

2. Жизнь человека в родовой общине.

Учитель: назовите причины, побудившие человека переходить к жизни более крупным и постоянными коллективами. После высказывания собственных мнений, учитель объясняет: человек перешел к жизни более оседлым и крупным коллективом, описывает, как он жил в родовой общине и кто там жил.

Предложить ученикам составление схемы «Родовая община» и рассказ на основе её. В ходе рассказа должно быть озвучено, что родовая община – это поселение родственников, которые совместно управляют жизнью рода, добывают пищу и совместно пользуются добытым имуществом.

Наводящими вопросами учитель доводит до понимания учеников, что родовая община это устойчивая группа населения, связанная родственными узами и имеющая совместного предка. Учащиеся отмечают, что родом управлял совет возглавляемый старейшиной. Далее, что если это родовая община, т. е. коллектив родственников, и они совместно пользуются добытым имуществом, значит между ними есть равенство.

В заключении учитель рассказывает, что раз род человеческий постепенно разрастался, то значит община вырастала, старшие сыновья образовывали свои собственные роды, а роды, связанные общим происхождением образовывали племена. Во главе таких племен стояли племенные вожди, которые управляли племенем при помощи совета старейшин родов. Племя было объединено общей территорией, общим языком и обычаями, совместно оборонялось от врагов.

Закрепление изученного. Для закрепления изученного в ходе урока, ученики заполняют рабочую тетрадь.

Д/З §2. Рассказ .

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.