Урок для 5 класса по истории Древнего мира «Появление современного человека»
История 5 класс.
Тема урока: Появление современного человека.
Тип урока: комбинированный урок с элементами групповой работы.
Цели урока: подвести учащихся к пониманию что появление Человека разумного и образование родовых общин является следствием трудовой деятельности людей, их борьбы с неблагоприятными природными условиями за выживание.
Начать отработку умений давать развёрнутый ответ, обосновывать свои суждения.
Приобрести опыт работы в малых группах.
Стимулировать эмоционально – ценностное отношение учеников к трудовой деятельности человека как главному
План урока:
1.Изменения жизни человека в ледниковый период.
2.Жизнь человека в родовой общине.
Основные понятия: человек разумный, род, старейшина, вождь племени, ледник, составные орудия труда, загонная охота.
Средства обучения: лента времени, карта мира с обозначением границ сползания ледника, изображения неандертальца и кроманьона, орудия труда, картина: родовая община.
Преемственные связи: Межпредметные: окружающий мир.
Ход урока:
Опрос: Фронтальный .
1.Какую большую тему начали мы изучать?
2.Какой вопрос этой темы изучался на предшествующем уроке?
3. Чем доказать, что человек и обезьяна имели общих предков?
4. какие версии происхождения человека существуют еще?
Ученикам кроме устных ответов дается еще таблица для заполнения.
Время |
Орудия труда |
Другие изделия. |
Главные занятия |
Вид человека, коллектив. |
2,5 млн лет назад. |
Физ минута.
Изучение новой темы:
1.Изменение жизни человека в ледниковый период.
Вводное слово учителя о наступлении ледника с Северного полюса ок. 200 – 300 тыс. лет назад и условиях в которых человек научился выживать.
На карте показать границы ледника и места обнаружения следов обитания человека, подчеркнуть о появлении новых черт человека на основе исследований останков человека. Ученики описывают с помощи иллюстраций виды человека, выявляют их общие черты и различия.
Далее ученикам задается общий вопрос: почему человек смог выжить в условиях ледника? Для поиска ответа они делятся на пары и получают следующие задания: 1. Как человек усовершенствовал сове жилище и чего они этим добился? 2. Как создаётся одежда и какую пользу она приносила людям? 3. Как люди овладели огнем и что он давал людям? 4. Почему охота стала основным занятием человека, какие способы охоты были изобретены человеком? 5. Какие новые виды орудий труда появились в ледниковый период? Как способствовали они выживанию человека в условиях сурового ледника.
После выполнения данного задания обсуждается вопрос: Почему новый человек по праву назван Человеком разумным?
2. Жизнь человека в родовой общине.
Учитель: назовите причины, побудившие человека переходить к жизни более крупным и постоянными коллективами. После высказывания собственных мнений, учитель объясняет: человек перешел к жизни более оседлым и крупным коллективом, описывает, как он жил в родовой общине и кто там жил.
Предложить ученикам составление схемы «Родовая община» и рассказ на основе её. В ходе рассказа должно быть озвучено, что родовая община – это поселение родственников, которые совместно управляют жизнью рода, добывают пищу и совместно пользуются добытым имуществом.
Наводящими вопросами учитель доводит до понимания учеников, что родовая община это устойчивая группа населения, связанная родственными узами и имеющая совместного предка. Учащиеся отмечают, что родом управлял совет возглавляемый старейшиной. Далее, что если это родовая община, т. е. коллектив родственников, и они совместно пользуются добытым имуществом, значит между ними есть равенство.
В заключении учитель рассказывает, что раз род человеческий постепенно разрастался, то значит община вырастала, старшие сыновья образовывали свои собственные роды, а роды, связанные общим происхождением образовывали племена. Во главе таких племен стояли племенные вожди, которые управляли племенем при помощи совета старейшин родов. Племя было объединено общей территорией, общим языком и обычаями, совместно оборонялось от врагов.
Закрепление изученного. Для закрепления изученного в ходе урока, ученики заполняют рабочую тетрадь.
Д/З §2. Рассказ .