12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Староверова Елена Дмитриевна221

18





Муниципальное образование «Город Воткинск»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

города Воткинска Удмуртской Республики







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


занятия по теме: 

«Познакомьтесь с деревом »


Направленность: естественнонаучная

Номинация: методическая разработка





Разработчик: Староверова Елена Дмитриевна

педагог дополнительного образования,

1 кв.категория















г. Воткинск. 2021

Аннотация

Разработка занятия, для знакомства детей с весенними изменениями в живой и неживой природе. Состоит из теории и экскурсии. Адресат – обучающиеся объединения «Зелёная архитектура», учащиеся 2-3 классов образовательных учреждений.

Сведения об авторе

Староверова Елена Дмитриевна, педагог дополнительного образования МАУДО «Эколого – биологический центр», 1 кв.категория.






















Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------- 4

Основная часть --------------------------------------------------------------------- 5

Теоретическая часть занятия -------------------------------------------------- 5

Практическая часть занятия --------------------------------------------------- 7

Заключение ------------------------------------------------------------------------- 9

Литература -------------------------------------------------------------------------- 10

Приложение ------------------------------------------------------------------------ 13


























Введение.


Методическая разработка, занятия-экскурсии по разделу «Деревья Удмуртии». Разработка предназначена для обучающихся эколого-биологической направленности, является частью методического обеспечения программы «Зелёная архитектура» . Экскурсию проводят в конце марта - апреле, когда можно наблюдать основные изменения в живой и не живой природе с наступлением весны, в ходе изучения раздела «Деревья Удмуртии». Методическая разработка может быть применена в качестве дополнительного материала учителями начальных классов на уроках природоведения, окружающий мир.

Занятие состоит из двух частей: теоретическая – Рассказ, беседа о значении деревьев в природе, для человека, чем отличаются разные породы деревьев и практическая – экскурсия. Так же во время рассказа используется презентация «Деревья Удмуртии», в которой показаны отличительные признаки разных пород деревьев встречающихся в Удмуртии.

Вторая часть занятия теоретическая – проходит в виде экскурсии на учебном участке или пришкольной территории. Педагог делит детей на пары, и они с помощью ощупывания руками, запахов знакомятся с деревьями.

Продолжительность занятия - экскурсии 1ч 30 минут. Возраст обучающихся

8 - 10 лет.

Место проведения: Первая часть занятия – беседа проводиться в кабинете. Практическая часть - на территории парка, сквера, пришкольного участка.

Цель: Познакомиться с деревьями посредством всех органов чувств, кроме зрения.

Задачи:

Учить познавательному процессу посредством ощущений;

уточнить и обобщить представления детей о внешних признаках древесных растений,

развивать внимание, память, общую моторику;

воспитывать интерес и бережнее отношение к природе.


Материалы: иллюстрации деревьев (берёза, тополь, липа, клён), презентация «Деревья Удмуртии», повязка на глаза.

Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Основная часть.

Ход занятия:

Теоретическая часть.

Весной - веселит,
Летом - холодит,
Осенью - питает,
Зимой - согревает.
(дерево, лес)
[3]

- Что такое лес?  (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых взаимосвязана. Лес - называют природным сообществом). [4]

- Почему его так называют?

Когда-то  очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели[6].

- Почему леса поредели? (ответы детей)

 Деревья остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущественные.

Деревья – это не просто лес, это параллельный мир, который существует рядом с нами миллионы лет. Этот мир наделён высшим разумом или, как мы сейчас его называем, биоэнергетикой. Дерево обладает удивительными способностями и возможностями. Находясь большую часть времени в своих каменных домах, мы заболеваем, раздражаемся, теряем связь с природой. А помочь нам могут деревья. Дать они могут многое: душевное равновесие, спокойствие, энергию, лекарства, а не только дрова и мебель. [1]

       - Какова роль дерева в природе? ( Деревья обогащают воздух кислородом, жильё и корм для птиц и животных)

  - Какова роль дерева в жизни человека?  ( Источник древесины, лекарственного сырья, дают тень и прохладу летом)

Деревья для всей истории человечества имеют огромное значение. Со времен первых людей они являются источником тепла, света и защиты. Использование лесных ресурсов в различных производствах очень распространено и многообразно, начиная от изготовления бумаги, заканчивая строительством огромных объектов. Деревья обогащают, очищают воздух, обеспечивают благоприятную среду для роста грибов и некоторых ягод. Существование и жизнедеятельность животных и птиц так же напрямую зависит от лесных насаждений. Кора, листья и почки множества видов деревьев обладают различными целебными особенностями. На их основе готовятся многочисленные лекарственные средства. Из молодых ветвей некоторых деревьев заготавливаются веники для бань и парных, которые также обладают лечебными свойствами. Чтобы перечислить все многообразие использования и пользы ресурсов, понадобится очень много времени. Вклад деревьев в жизнь человека бесценен. Поэтому мы должны бережно относиться и хранить этот великий дар природы. [2]

- Давайте внимательно рассмотрим все части разных пород деревьев. У всех ли одинаковая кора, листья, ветки? (демонстрация презентации «Деревья Удмуртии»). Изучаем деревья: берёза, липа, тополь, осина, клён остролистный, рябина [1].

Описание деревьев:

Берёза

Светло и празднично весной в березовой роще. На белой бересте четко выделя­ются темные черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они откры­ваются и пропускают воздух к корням дерева. Старые березы высокие. Стволы у них внизу темные, покрытые толстой грубой, морщинистой корой, а вверху более светлые, серебристо-белые[5].

Березы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянках и вырубках. После лесных пожаров, когда на больших уча­стках выгорает вся растительность, первым дере­вом, которое вырастет на пепелище, будет береза. Она любит свет, простор, не боится ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних за­морозков[5].

Береза растет очень быстро, потому и зовут ее лесоводы «гонким» деревом.

Под пологом березового леса появятся ма­ленькие лиственницы, елочки или сосенки. А че­рез 60-80 лет они вырастут и вытеснят березу на опушку или на край поля. Там береза может жить очень долго — 150 или 180 лет.

Весной на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. На од­них деревьях сережки желтые, а на других — зеленоватые. Ветер под­хватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит ее на зеленые. Там появля­ются и к концу лета со­зревают крылатые се­мена берез. Спелые семена падают на землю. Но не все сразу, а постепенно. Бере­за рассеивает их вплоть до следу­ющей весны. И если попадут се­мена на хорошую почву, согретую солнечным светом, то из них вырастут юные березки[5].

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-березу. Ее называли деревом счастья. Счи­тали символом девичьей нежности и красоты. На Троицын день гибкими пахучими ветками берез украшали дома и храмы, девушки плели из них зеленые венки. Народ давно приметил, что если береза оденется листвой раньше ольхи, то лето будет засушливым и жарким, а если позже, то холодным и дождли­вым[5].

Немало стихов, песен и загадок сложено про де­ревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы — свет, разбитому — связь, больному — здоровье и людям некопаный колодец». У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза[5].

В старину в деревнях темными долгими вече­рами при свете березовой лучины женщины зани­мались рукоделием: пряли, ткали, шили и выши­вали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из березовых почек и берес­ты готовили лекарства, а березовыми веничками парились в банях — хворь выгоняли. Некопаный колодец — это сладкий и целебный березовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей[5].

Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню.

А в те далекие времена, когда еще не было бу­маги, люди писали на бересте письма. Такие древ­ние письмена нашли археологи во время раско­пок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже в воде[5].

Осенью листочки на березе начинают желтеть, сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Вопросы для закрепления: Как выглядит береза? Где чаще всего растут березы? Почему березу называют «гонким» деревом? Сколько лет живут березы? Как происходит опыление берез? [5]

Липа

Хорошо осенью побродить по старинной липовой аллее. Липа не боится тени, и к холодам она привык­ла, поэтому растет и в северных районах нашей родины.

Стройная, высокая, темноствольная, она увен­чана густой пышной кроной. Почки у липы похожи на ма­ленькие коричневые яички, гладкие и блестящие.

После теплого весеннего дождя набухшие почки рас­крываются, и на дереве появля­ются нежные клейкие зеленые листья[5].

Зацветает липа в середине лета, в июле. Воздух наполняется медовым ароматом, привлекающим пчел. Мелкие, бледно-желтые липовые цветы собра­ны в небольшие соцветия. Они так густо покры­вают дерево, что кажется будто липа в пору цветения стала «зо­лотой, словно медом налитой». В цветах липы много сладко­го сока — нектара, недаром липа славится как самый лучший медонос среди дере­вьев[5].

Одна пчелиная семья со­бирает за день примерно 5 кг нектара.  Липовый мед прозрачный, светло-желтый, ду­шистый и полезный. Его называют липец.

К концу лета созревают плоды липы. Это маленькие, темно-коричневые ореш­ки. Они собраны в гроздья и снаб­жены широким тонким крылыш­ком, которое помогает семенам разлетаться по всей округе. Упав на землю, они пролежат не меньше года и только потом дадут ростки[5].

В старину про липу говорили: «Липа человека обувает, кормит и поит». В самом деле, из липо­вой коры получали лыко, а из него плели лапти. Липовый мед — не только вкусное, но и полезное яство. Его наши предки пили из деревянных ков­шей — братин. А из мягкой белой липовой древесины мастера вырезали миски, ложки и другую домашнюю утварь. Липовый цвет люди собирают, сушат, заваривают и получают душистый медо­вый отвар, который пьют при простудах и грип­пе. Из высушенных и измельченных липовых се­мян тоже готовят целебные отвары и настои[5].

В жаркий летний полдень липа дарит нам тень и прохладу, украшает леса, сады и парки, очища­ет от пыли и копоти воздух в городах.

Липа прекрасна в любое время года — весной, украшенная мелкими розовыми чешуйками по­чек, летом — в пышном медовом цвету, осенью — в сарафане из золотых листьев, зимой — покры­тая снегом и инеем[5].

Вопросы для закрепления: Как называется липовый мед? Почему говорят, что липа человека обувает, кормит и поит? Что вырезают из липовой древесины? Что готовят люди из липового цвета? [5]

Тополь

Высокие стройные тополя с зеле­новато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной украшают площади и улицы, скверы и парки наших городов. Тополя чаще других деревьев сажают в городах, потому что они прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу кислоро­да больше, чем другие деревья. Один тополь вы­рабатывает его столько, сколько три липы, четы­ре сосны, семь елей[5].

Но и это еще не все! Тополя неприхотливы и очень быстро растут. Если весной посадить в зем­лю черенок длиной 30 сантиметров, то уже к осе­ни вырастет метровое дерево.

Весной на тополях набухают крупные поч­ки. Когда клейкая оболочка падает с них на землю, раскрываются пахучие блестящие листочки. Тополиные листья свисают вниз на длинных черешках, слегка сжатых с боков. Благо­даря такой форме черешка, листья очень подвижны: трепещут и дрожат даже при легких порывах ветра. Тополиный лист очень гладкий, и с него легко слетают или смываются дождем мелкие час­тички городской копо­ти и пыли[5].

В конце мая на дереве со­зревают коробочки с семе­нами. Они лопаются, и то­полиная метель заметает город: пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает зем­лю и деревья, залетает в раскрытые окна. Белый тополиный пух состоит из тонких волос­ков-ворсинок, которые хорошо впитывают влагу и создают условия для прорастания семян. Семечко тополя растет быстро: набухает за 4 часа, а через 8-10 часов у него появляется коре­шок. Верхушечная часть образуется на пятый день, а на одиннадцатый появляются листья.

Из мягкой и легкой древесины тополя делают бумагу, а почки тополя используют для производ­ства кремов, духов и одеколонов.

Вопросы для закрепления: Почему в начале лета в городах метет тополиная метель? Что делают из древесины и почек тополя? [5]

Клён остролистный

В осеннем лесу хозяйничает художница-осень. Она не жалеет красок для кленов, раскрашивая их листву то в лимонно-желтый, то в золотисто-оранжевый, а то и в красный цвет. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, а весной, перегнив под дождями, удобрят почву и дадут деревьям полезные вещества[5].

Еж и медведь собирают сухие душистые листья и утепляют ими свое зимнее жилье. Ежик накалывает листья на иголки и несет в нору, которую он облюбовал под корнями старого дерева.

Дети тоже любят собирать в осеннем лесу разноцветные букеты из резных кленовых листьев. Приносят их домой, ставят в вазу, и в комнате сразу делается светлей.

Клен – высокое, стройное дерево, ствол у него прямой, покрытый гладкой, тонкой, серой корой. Растут клены очень быстро, за год их поросль вырастает почти на метр[5].
Клен любит свет и тепло. Весной, когда деревья оживают после зимнего сна, клен зацветает. Его зеленовато-желтые цветки собраны в ароматные соцветия. Пчелы слетаются к кленам за душистым сладким нектаром.
К концу лета созревают кленовые семена. К каждому семени прикреплено небольшое крылышко, падая на землю, оно быстро и долго вращается в воздухе, и ветер успевает отнести его далеко от материнского дерева. Семена падают прямо в тающий снег и дают маленькие корешки. Прорастают семена кленов ранней весной, когда в лесу еще кое-где лежат снежные островки. Вначале появляется тонкий стебелек, а потом на нем вырастают два зеленых листочка.
Древесина клена прочная и красивая. Мастера-столяры делают из нее мебель, а резчики по дереву вырезают шкатулки, сундучки, гребни. Изготавливают из кленовой древесины и духовые музыкальные инструменты
[5]

Вопросы для закрепления: Как выглядит клен? В каких местах растут клены? Когда зацветают клены? Когда созревают семена клена? Зачем кленовому семени крылышко? Когда прорастают кленовые семена? Что делают из древесины клена? [5]

Рябина

Словно девица-красавица стоит в осеннем лесу рябина среди темных елей и белоствольных берез. Накинула она на плечи шаль, расшитую резны­ми золотисто-красными листьями, надела ожере­лье из алых ягод.

Растёт она не только в лесах, но и в пар­ках, садах. Рябина неприхотлива — хорошо себя чувствует в лесной тени и на открытых местах, привычна она к русским морозным зимам. Часто сажают рябину вдоль изгородей домов, чтобы радовала она людей своими белыми пышными соцветиями весной и огненными кистями осе­нью. Живет рябина до 150 лет[5].

Народ давно приметил, «если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима — морозная».

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые и жесткие. Но едва прихватит их первым морозцем, они становятся вкуснее и мягче. Любят рябину звери и птицы[5].

В предзимние ноябрьские дни, когда то дождь моросит, то сыплется с неба белая крупа, из север­ных лесов прилетают в наши края стайки снеги­рей и свиристелей. Они облепляют рябину и скле­вывают ее сочные сладкие ягоды. Клюют птицы быстро, роняя очень много ягод на землю, затем улетают дальше. А налетевшие метели укрывают упавшие ягодки рябины белым покрывалом. Так под снегом и лежат они, словно законсервирован­ные до весны.

В марте снегири и свиристели возвращаются назад в свои северные владения, и в оттаявшем снегу находят сброшенные осенью ягоды. И опять готово для них вкусное угощение! [5]

Писатель Михаил Пришвин написал о рябине: «Зацветет рябина, и кончится весна». Ведь зацве­тает рябина в мае. Ее цветы, собранные в кремово-белые плотные соцветия, наполняют лес свое­образным ароматом. Рои пчел весело гудят возле рябины. С одного гектара рябиновых посадок пче­лы собирают около 40 килограммов красноватого ароматного меда.

Вот какое доброе дерево — рябина! И ягодой нас потчует и медком угощает.

Из ягод рябины варят варенье и джемы, а ря­биновый мед душистый и полезный[5].

У рябины хорошая древесина — тяжелая, уп­ругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Вопросы для закрепления: Когда зацветает рябина? Как выглядят ее соцветия? Как ты думаешь, кто переносит пыльцу ряби­ны? Что дает рябина людям? [5]

Осина

Осина — подруженька белой бере­зы. Оба дерева любят яркий солнеч­ный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянах. У осины ствол внизу — темно-серый, а выше, где крона — серебристо-зеленый. Листья у осины — особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. В на­роде про это дерево говорят: «Осина и без ветра трепещет» [5].

Черешок у осинового листочка длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке.

Необыкновенно красивы осины осенней порой: листья их то розовые, то огненно-красные, то ли­ловые с багрянцем. Порывистый осенний ветер раскачивает ветви осины, срывает листья, и они шуршат, шепчутся о чем-то.

Зимой стоят осины, занесенные снегом. Пола­комиться горькой корой молодых осинок любят зайцы. Не боится осина ни трескучих морозов, ни снежных метелей, ни ледяных ветров. Дремлет она в заснеженном лесу, ждет теплых весенних дней[5].

В весеннем лесу осина зелене­ет первой, а зацветает второй после ольхи. Ее мелкие цветоч­ки собраны в сережки. Одни осиновые сережки краснова­тые, другие — более тонкие — зеленые. Ветер раскачивает се­режки и переносит пыльцу[5].

В конце весны вместо сережек образуются плоды — уд­линенные коробочки. Когда они лопаются, то во все сторо­ны разлетаются семена, снаб­женные легкими белыми пушинками. Семена, похожие на маленькие комочки ваты, устилают влажную землю в лесу, и если корешку удастся пройти сквозь толстый слой прошлогодних лис­тьев, то вырастет новое молодое деревце. Но чаще осины размножаются побегами, которые отходят от корней. Иногда на месте срубленного дерева вырастает несколько десятков новых тоненьких осинок.

Осина — очень полезное дерево! Почки и лис­тья собирают для приготовления целебных насто­ев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вы­резают деревянные игрушки — веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бу­магу, паркет и спички[5].

Осиновые доски не чернеют, почти не гниют, поэтому из них делают дранку для особенно дол­говечных крыш. Главы деревянных церквей в Кижах, покрытых осиновой дранкой, до сих пор удивляют и радуют нас своей красотой.

Вопросы для закрепления: Когда зацветает осина? Как выглядят ее соцветия? Как выглядят семена осины? Как люди используют почки, листья и древе­сину осины? Почему осина растет на открытых местах — опушках, полянах? [5]

Загадки о деревьях:

Клейкие почки, 2. Что за дерево стоит —

Зелёные листочки. Ветра нет — а лист дрожит? (Осина)

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Осень в сад пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь скворцы, дрозды снуют

И галдят, ее клюют. (Рябина)

Резные листья, благороден он
Прекрасный... (Клен).

Хоть и лето на дворе.
Все деревья в серебре.
Пух летит по всей округе
Заметает все дороги. (Тополь)
[3]

- Теперь изучив все внешние особенности деревьев, познакомимся с ним ближе во время выполнения задания на экскурсии.

I I. Практическая часть.

Группа разбивается на пары. Одному человеку на глаза надевается повязка, а другой осторожно отводит его к дереву. Объясняем, что ведущий человек обеспечивает безопасность, говоря при этом: “Пригнись”, “Переступи”.

Оказавшись возле дерева, доброволец должен ощупает его. Пусть он заметит, какова на ощупь кора, какие вокруг запахи, есть ли у дерева ветки и где они находятся, какие рядом с деревом или кустами находятся предметы. Когда доброволец ознакомится с деревом, приведите его на место желательно другим маршрутом.

Снимаем повязку с глаз добровольца и просим его найти своё дерево. Если возникнут трудности, дать подсказки. Когда ребёнок найдёт своё дерево, спрашиваем, что помогло ему его найти.

Участники разбиваются на пары. Раздаются повязки на глаза. Ребята предупреждаются еще раз об осторожности. Начинают работать в парах[7].

Подведение итогов:

- Сейчас я раздам вам таблички, куда вы должны записать свои впечатления о дереве.

Табличка для заполнения.

Название дерева

Впечатления о стволе.

Впечатления о ветках.

Впечатления о листьях.































Заключение


Данная разработка, поможет педагогу познакомить учащихся с деревьями посредством ощущений, запахов, кроме зрения, в игровой форме. Благодаря смене деятельности на занятии, дети лучше усваивают новый материал.

Практическая работа во время экскурсии, даёт возможность проверить полученную информацию на практике. Все используемые формы помогают развивать память, внимание, мышление через игры. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в живой и не живой природе.
































Используемая литература:

Аксенов Е., Аксенова Н. "Декоративные растения", Т 1 (Деревья и кустарники). Энциклопедия природы России. - М.: ABF, 1997. - 560 с.; 48 с.цв. илл.-С. 357

Герасимова А.С., О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007.

Сухин И.Г. 800 загадок — 100 кроссвордов. — М.: Новая школа, 1996.

Сигимова М.Н. «Познание мира растений: занятия с детьми 4-7 лет» / - Волгоград : Учитель, 2008. - 251 с.

Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2008. 96 с. — (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).

Штильмарк Ф., «В стране лесных сказок», — журнал «Юный натуралист», 1988 г.,№9 – Стр. 10.

Подборка дидактических и подвижных игр по экологии: http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/podborka-didakticheskih-i-podvizhnyh-igr-k-proektu-nashe-derevce

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.