12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Котова Наталия175
Россия, Чувашская респ., Чебоксары
3

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ


Н.В. Котова, Т.И. Павлова

МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары, kotova19782010@mail.ru



Аннотация. В статье рассматривается проблемы детей, которые являются важным проявлением познавательного интереса, являющиеся движущими силами процесса понимания. Для успешного обучения ребенка необходим определенный уровень развития когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, речи. Необходимо развивать познавательные функции при подготовке к школе через игру. Следует помнить, что игры являются основным видом деятельности в дошкольных учреждениях, что означает, что именно через игру происходит развитие. ​​​​​​​

Ключевые слова: познавательная деятельность, дошкольник, школьное обучение, готовность к школе.

Познавательная готовность дошкольника к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы [4]. Ребенок должен иметь определенную широту представлений, в том числе образное и пространственное, соответствующее речевое развитие, познавательную деятельность. Этот компонент готовности предполагает, что у ребенка есть перспектива, запас конкретных знаний. Ребенок должен обладать систематическим и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и базовыми логическими операциями, смыслового запоминания. Однако в основном мышление ребенка остается образным, основанным на реальных действиях с объектами, их заместителями. Познавательная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных навыков в сфере учебной деятельности, в частности, умение выделить учебное задание и превратить его в самостоятельную цель деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательной готовности к обучению в школе предполагает:

дифференцированное восприятие;

аналитическое мышление (умение понимать основные характеристики и взаимосвязи между явлениями, умение воспроизводить образец);

логическое мышление;

рациональный подход к реальности;

интерес к знаниям, процесс получения с помощью дальнейших усилий;

развитие тонких движений рук и координации рук и глаз.

Важным признаком познавательной готовности к школе являются не просто разбросанные знания, представления об объектах, их свойствах, но, прежде всего, способность видеть связи, закономерности, желание ребенка понять: что, как и почему.

Е.Н. Ращикулина в своих трудах утверждает, что постоянно растущий поток различной информации требует особого внимания развитию умственных способностей детей. Во многом это зависит от правильной подготовки ребенка к воспитанию, с учетом созревания всех функций организма, формирования качественных новообразований во всех сферах: физической, мотивационной, эмоционально-волевой, интеллектуальной, коммуникативной.

Познавательная готовность к школе рассматривается как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, позволяющий перейти к учебной деятельности [3]. Для этого требуется развитая способность ребенка проникать в суть предметов и явлений и овладевать умственными операциями: анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификационными навыками и т. д. Кроме того, в процессе учебной деятельности ребенку придется устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать обнаруженные противоречия, что играет важную роль в усвоении системы научных понятий и общих методов решения практических задач в школе. Мы вытекаем из того факта, что человеческое мышление функционирует в соответствии с тремя основными принципами: совместимость с природой, культурная совместимость и взаимодополняемость.

Анализируя природу мышления дошкольника, необходимо остановиться на характеристиках его форм. Традиционно мыслительные паттерны дошкольников выделяют по основным видам деятельности: зрительно-эффективная, наглядно-образная, логическая (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Меньчинская и другие). Визуальное и эффективное мышление ребенка (С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков) характеризуется своеобразной практической мыслью, основным признаком которой является неразрывная связь между мыслительными процессами и практическими действиями. Визуально-образное мышление дошкольника – это решение психических задач, возникающих в результате внутренних действий с образами (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская). Логическое мышление дошкольника традиционно отождествляется с вербальным, словесным, но этот односторонний подход доказан Л.А. Венгера, Л.Л. Гуровой, И.С. Якиманская и другие. Действительно, логика ребенка, все формы логического мышления (понятия, суждения, выводы) имеют образную основу [5].

В процессе развития познавательной готовности детей в школе необходимо учитывать следующие методические положения:

с учетом целостности, асимметричной гармонии всех форм мышления дошкольников в организации познавательного процесса по всем параметрам. Понимание этого с точки зрения самодвижения, личностного развития ребенка. Это требует внимания учителя не только к содержанию материала, но и к процессу разработки концепций, методов и форм организации познавательной деятельности детей;

процесс познания сущности (понятия) имеет два аспекта: логико-дискурсивный, осознанный, имеющий словесную форму, а также интуитивно-иррациональный, связанный с догадками, восприятиями, основанными на процессах графического мышления. В этом отношении понятие – это «процесс и результат осознания и интуитивного ощущения сущности объекта или сущности, связанных с эмоциональными переживаниями»;

принимая во внимание эмоциональный подход ребенка к изучаемому материалу, который создает своего рода доминирование в мышлении, которое поддерживает любопытство и интерес к процессу познания.

Важным проявлением познавательного интереса являются проблемы детей, которые являются движущими силами процесса понимания. Для успешного обучения ребенка необходим определенный уровень развития когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, речи. На занятиях подготовки к школе большое внимание часто уделяется развитию именно этих характеристик. Необходимо развивать познавательные функции при подготовке к школе через игру. Игры должны быть интересными для ребенка. Следует помнить, что дидактические игры являются основным видом деятельности в дошкольных учреждениях, что означает, что именно через игру происходит развитие.

Основой в готовности освоить школьную программу являются не знания и умения сами по себе, а уровень развития познавательных процессов и познавательной активности ребенка, в частности развитие его интересов. Общее положительное отношение к школе и учебе, отношение ученика, его права и обязанности недостаточны для того, чтобы гарантировать устойчивое изучение успеха, если ребенка не привлекает содержание знаний, полученных в школе, его не так интересует что-то новое, что выходит на первый план в классе, если это не привлекает познавательный процесс [3].

Познавательные интересы развиваются постепенно, в течение длительного периода и не могут появиться сразу после поступления в школу, если их дошкольный возраст не был в достаточной мере учтен. Наибольшие трудности в начальной школе касаются не детей, у которых недостаточно знаний и навыков в конце дошкольного возраста, а тех, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у которых нет ни желания, ни привычка думать, решать проблемы, которые не имеют прямого отношения к интересной игре ребенка или повседневной ситуации.

Уровень познавательной активности, который может быть достигнут детьми до конца дошкольного возраста и достаточен для успешного начального образования, включает определенные качества восприятия и мышления у ребенка.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь систематически изучать предметы, явления и выделять их различные свойства.


ЛИТЕРАТУРА

1. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В. Н. Белкина. – Москва : Феникс, 2015. – 120 с.

2. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва : Просвещение, 1995. – 142 с.

3. Виноградова, Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. – 2000. – С. 7-12.

4. Выготский, Л. С. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина, электронный носитель.

5. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника / И. А. Архипова. – Екатеринбург : Фактория, 2006. – 224 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.