Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности

0
0
Материал опубликован Сегодня в 10:54


Познавательная самостоятельность и творческая активность учащегося как средство повышения эффективности учебной деятельности


Актуальность. Активизация познавательной деятельности обучающихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Чертой данной позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и рвение к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, рвение к обоснованию собственных взглядов, способность к самооценке собственной преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на базе проблемного обучения с учетом личных особенностей каждого учащегося. Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования различных систем: теоретических и методических.

Целью доклада является рассмотрение способов развития познавательной активности обучаемых на уроках.

Данная цель привела к рассмотрению следующих задач:

-рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучающихся;

-определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучающихся;

-выделение способов, используемых для роста познавательной активности обучающихся.

Объектом является познавательная активность обучающихся и активные способы обучения.

Предметом является методика внедрения активных способов для роста познавательной активности обучаемых.

Воспитание самостоятельности обучающихся как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А. Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я. Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И. Пидкасистый, И.С Якиманский и др. Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н. Махмутов и др.). В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, Е.Я. Голант, Б.П.Есипов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, А.В.Усова и др.

Формирование познавательной самостоятельности и творческой активности обучающегося возможно только при смене приоритетов в образовании — с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого обучающегося с учетом его особенностей и возможностей.

Одним из важных факторов развития познавательной активности и самостоятельности обучающегося является интерес. Для формирования интереса необходимо не просто пробуждать любопытство, но и приучать их к творческому овладению знаниями, умениями, навыками (В.Б. Бондаревский, В.Б.Щукина, Г.И. Андреев, К. Роджерс).

Познавательную самостоятельность обучающегося часто связывают с его учебно-творческой деятельностью (М.И. Махмутов, А.И.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев, В.Г.Разумовский, Д.Пойа, Ю.Н. Кулюткин)

Теоретическая и практическая значимость исследований определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и воплощения уроков активного обучения.

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого обучающегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Неувязка активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения. Познавательный процесс является результатом функционирования всех частей дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих частей. Поэтому огромное значение придается не лишь количественной оценки эффективности, но и основным образом общему анализу способов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения свойства профессиональной подготовки профессионалов. Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Её следует разглядывать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Различают познавательную активность двух типов: - направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивидума пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность) - создание совсем нового, для чего в личном и публичном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность). Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно - подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности убучающихся, что соответствует одной из классификации способов обучения.

И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в базу образ деяния.

Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется рвением обчающегося понять, уяснить, воспроизвести полученные знания, овладеть методами выполнения действий по эталону.

Интерпретирующий уровень предполагает желание понять смысл изучаемого, применить знания и освоенные методы деятельности в новейших учебных условиях.

Творческий же уровень предугадывает готовность обучающихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей меж предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения задач.

Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, необходимо в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся.

Первый этап - восприятие учебной информации, её переработка на базе узнаваемых алгоритмов действий, а также её преобразование и запоминание.

Второй этап - применение знаний на практике. В данной связи отметим, что В.А. Крутецкий смог выделить и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач. Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения обязаны включать: - вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных частей знаний для решения тех либо других конкретных типовых задач. Задания, приводящие к осознанию необходимости внедрения приобретаемых знаний для выполнения различных по психологической природе и трудности систем практических действий; задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех либо других умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.

Для второго этапа протекания познавательной деятельности нужна система упражнений, в которой метод выполнения еще одного задания не постоянно совпадает с методом выполнения предшествующего. При этом принципиально, чтоб с первого момента формирования умений и навыков при исследовании хоть какого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при исследовании предшествующего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).

В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучающихся более трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в данной системе упражнений обязана обеспечиваться и заданиями с недостающими либо противоречивыми данными. В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение. При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он обязан усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем либо иным источником знаний. Традиционно это происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий. При активном обучении обучающийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Выделяются следующие критерии познавательной активности обучающихся:

1. Наличие познавательного энтузиазма, о котором можно судить по следующим показателям: степень роли в обсуждаемых на упражнениях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); Рвение к роли в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.

2. Сформированность приемов познавательной деятельности (обладают полностью, частично, не обладают).

3. Определенный уровень самостоятельности в исследовании наук.

4. Достижение довольно высокого уровня познавательного общения меж обучающимися и преподавателями.

5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.

Создание учебной потребности может быть за счет построения направленного затруднения либо затруднения в действии. Преодоление, которого просит дополнительного деяния, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности либо деятельности, которую он не мог удачно осуществлять из-за отсутствия способности к ней.

Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучающихся на упражнениях по экономическим дисциплинам, обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим фронтам:

1. Целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучающихся.

2. Творческое сотрудничество преподавателей и обучающихся на упражнениях.

3.Обширное внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии.

4.Индивидуализация работы по развитию познавательной активности.

Активизация учебной деятельности, в том числе и коммуникативная активность подразумевает активное роль всех обучающихся в учебной деятельности, для чего эта последняя обязана быть мотивированной и довольно увлекательной. Принципиально, чтоб вся учебная деятельность учащихся протекала в обстановке непосредственного общения.

Групповое взаимодействие обучающихся, направленное на решение стоящей учебной задачки, в которое каждый ученик вносит свой вклад, провоцирует его активность, способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи, заинтересованности каждого в итоге деятельности. В данной связи приоритетными обязаны быть творческие виды работы, требующие совместного поиска решения поставленной задачки.

Важно отметить, что принципиальным условием активизации обучающегося является присвоение ему определенной роли в процессе использования разных игровых форм обучения, в первую очередь ролевых игр. Игра раскрепощает обучающегося, провоцирует его фантазию, раскрывает его творческие способности, характеристики его личности. Игры превращают урок в живое увлекательное занятие. Внедрение игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных способов. Активизация деятельности обучающихся в значимой мере зависит от преподавателя, который создает обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации возможных возможностей каждого студента. Являясь участником общения, преподаватель служит прототипом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

Принцип коллективного взаимодействия выражается в том, что обучающиеся одного учебного коллектива координируют свои усилия и вместе, сообща решают разнообразные учебные задачки и трудности настоящей жизни. С данной целью обучающиеся объединяются в пары, группы либо работают все совместно. В данной связи очень существенную роль играются различия в уровне информированности по тому либо иному вопросу, различия во взорах и вкусах. Конкретно эти различия делают общение мотивированным и увлекательным для всех участников. Фурор коллективного взаимодействия в значимой мере определяется состоянием психологического удобства, раскованностью, которые обязаны быть сделаны на занятии. Это обеспечит непринуждённость в общении, свободу обмена мнениями.

Ведущим принципом активизации познавательной деятельности учащихся является положение о двуплановости процесса обучения, сформулированное. Г. Лозановым. В его понимании двуплановость - это, до этого всего, одновременная опора на сознательное и подсознательное владение навыками речи, наибольшая опора на эмоциональные и остальные процессы, взаимодействующие с действиями усвоения, облегчающие их протекание. Важнейшая задачка - организовать учебную деятельность так, чтоб материал запоминался тогда, когда обучающийся занят конкретно материалом, а не специально запоминанием этого материала. Второй принцип способа активизации сводится к глобальному использованию всех средств действия на психику обучающегося. Тут имеется в виду не лишь опора на слуховое и зрительное восприятие, но и, к примеру, создание у обучающегося эмоционального состояния, способствующего оптимизации его деятельности, положительно влияющего на эффективность усвоения. Создание на упражнениях благоприятного эмоционального климата и эмоциональная активизация обучающихся также являются средством действия на личность обучаемого и играются положительную воспитательную роль.

На базе принятой системы обучения можно выделить следующие главные направления развития мотивации обучающихся:

1.Наличие эффективной системы контроля за успеваемостью с зависящей от нее системой поощрения (льготы, стипендии, послевузовское распределение и др.);

2.Оптимизация структурно-логической схемы учебного процесса (взаимосвязь и очередность изучаемых дисциплин);

3.Организация способности выбора вида и метода подготовки, индивидуализация обучения;

4. Внедрение способов активного обучения;

5.Высокий уровень материально-технического обеспечения учебного процесса;

6.Организация современной инфраструктуры университета;

7.Простота и удобство получения и использования учебного и научного инвентаря, специальной литературы, консультаций и т.п.

Таким образом, активизация познавательной деятельности является комплексным действием, включающим ряд взаимосвязанных мероприятий.

Отсюда главные направления активизации познавательной деятельности обучаемых можно свести в три группы.

Первая группа: формирование у обучаемых мотивов и потребностей к учебе, овладению знаниями, навыками и умениями по собственной будущей специальности; формирование у обучаемых приемов, навыков и умений учебной работы.

Вторая группа: обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения; улучшение форм и способов обучения учащихся; педагогически правильное внедрение преподавателями принципов дидактики в учебной работе; повышение эффективности и обеспечения регулярности контроля и оценки знаний навыков и умений; рациональная организация практической подготовки обучаемых.

Третья группа: вовлечение обучающихся в активное участие во вне учебных мероприятиях; выработка и правильное внедрение системы педагогических и психологических стимулов учебной деятельности обучаемых; установление тесных межпредметных связей в преподавании; неизменное улучшение педагогического мастерства преподавателей.

Реализация на практике этих направлений дозволит повысить качество знаний обучающихся, вооружить их способами научного подхода к анализу разных явлений и действий, выработать у них нужные профессиональные свойства.

Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание собственного предмета богатым, глубочайшим, привлекательным, а методы познавательной деятельности обучающихся разнообразными, творческими, продуктивными, а так же существенно увеличивает способности педагогов по развитию познавательной активности творческое сотрудничество преподавателя с обучающимися на занятии:

а). Воплощение творческого сотрудничества в процессе преподавания экономических дисциплин достигается созданием в каждом занятии атмосферы творчества, поддержкой, помощью обучающимся в преодолении познавательных проблем, совместным исследованием изучаемых вопросов.

б). Широкие способности сотворения творческой атмосферы на упражнениях по экономическим дисциплинам представляют сочетание фундаментальности и профессиональной направленности обучения в высшей школе.

в). Способствуют осуществлению творческого сотрудничества на упражнениях совместное исследование учебных вопросов преподавателем и обучающимися.

г). Создание на упражнениях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучающихся к открытию новейших для них знаний, когда огромную либо меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.

д). Творческое обучение может быть тогда, когда определено, что конкретно нового для обучаемых будет дано в материалах занятия, и когда удается выбрать путь к этому знанию, позволяющий обучающимся самим сделать открытие.

е). Воплощение творческого сотрудничества на упражнениях достигается поддержкой обучаемых в преодолении познавательных проблем, воодушевлением их, помощью в проявлении познавательной активности.

ж). Провоцирует сотрудничество с обучающимися на упражнениях обращение преподавателя к применению средств наглядности.

з). Одно из направлений сотворения на упражнениях по экономическим дисциплинам атмосферы творческого сотрудничества - всесторонний учет личных свойств, особенности обучающихся.

Познавательная активность как качество личности развивается у обучаемых и в ходе диалогов и дискуссий при исследовании разных дисциплин. Плюрализм мнений, расширение гласности подняли значение умения полемизировать, культуры дискуссий на новенькую высоту. На семинарских упражнениях, в ходе самостоятельной работы, во время дискуссий, как планируемых заблаговременно, так и возникающих спонтанно, во время "круглых столов", пресс-конференций, в дискуссионных клубах преподаватели помогают обучающимся преодолевать трудности в подтверждении собственной точки зрения, в подборе аргументов в пользу правильности собственных утверждений, в соблюдении правил полемики.

Вывод. Таким образом, познавательная активность в её конкретном проявлении сугубо индивидуальна и эффективное развитие творческой познавательной активности у обучающихся обеспечивается их совместной с учителем деятельностью в ходе учебного процесса через целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучающихся, творческое сотрудничество учителей и студентов на упражнениях, обширное внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализацию работы по развитию познавательной активности.









Список использованных источников:

Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. «Вако» Москва 2004

Кульневич С.В., Лаконценина Т.П. Современный урок. Часть 1.Научно – практическое пособие. Издательство «Учитель» 2006

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 2. Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Издательство «Учитель» 2005

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть 3. Проблемные уроки. Издательство «Учитель» 2006


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации