Учебник как средство развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках биологии

0
0
Материал опубликован 4 December 2019

Учебник как средство развития познавательной и творческой активности учащихся на уроках биологии.

Автор: Хакимова Л.С.

Учитель биологии МОУ Аргаяшской СОШ №2, Челябинская область.

Изменения, происходящие в современном обществе, лежат в основе создания ФГОС: переход к рыночной экономике, рост конкуренции, быстрый темп развития общества. Вследствие чего наши выпускники должны быть готовы к современной жизни. Для этого от него требуются такие качества как динамичность, коммуникативность, гибкость, креативность и самостоятельность. Саморазвитие – это обогащение своих знаний путем самостоятельных занятий (толковый словарь С.И. Ожегова). Соответственно, выпускник будет гибким, конкурентноспособным, успешно социализируется и принесет пользу своей стране. Это и есть заказ государства.

Без самообразования нет саморазвития. Оно немыслимо без чтения, так как основной объем учебной информации школьники получают именно через чтение. К тому же, следует признать, мало прочитать, нужно осмыслить, понять прочитанное. Но как сформировать потребность в чтении как в средстве познания мира? Учащиеся предпочитают «посидеть» на уроке, получить готовую информацию, где учитель все расскажет и покажет. И так до следующего урока. Следует отметить, что большинство детей, как они признаются сами, дома учебники не открывают вообще. О каком самообразовании может идти речь? Именно отсюда, как мы полагаем, берут начало проблемы, с которыми сталкиваются учителя-предметники:

1.Непонимание прочитанного (трудности при определении главной мысли текста, находить нужную информацию…)

2.Неумение преобразовывать, интерпретировать информацию ( трудности при заполнении таблиц (в таблицу пишут все подряд).

3. Опорные конспекты делают путем переписывания всего параграфа ( избегают делать схемы, таблицы)

4.При чтении не обращают внимания на графики, рисунки, таблицы (пропускают их).

5. С трудом делают выводы (заключение), анализ, сравнение,обобщение.

6. Не умеют грамотно формулировать вопросы, строить полноценные ответы

7. Тяжело пересказывают материал ( плохо развита память, используют бытовой язык)

Работа с учебником – важнейшее умение самообразования. Учебник – это самоучитель, выполняющий многие функций: Он выполняет информационную, систематическую функцию, функцию закрепления, самоконтроля, интеграции, мотивации и самообразования. Становится все сложней убедить ребенка в том, что учебник – его помощник. Как изменить существующее положение?

Даже самый лучший учебник не принесет никакой пользы, если учитель игнорирует его сам, заменяя его только своим рассказом и контролем.

Существуют много способов решения данной проблемы, одним из которых является технология «перевернутый класс», которая и подразумевает самостоятельную работу учащихся с учебным материалом.

«Перевернутый класс» - это модель обучения, при котором учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит разбор вопроса и закрепление материала. Работа ведется через чтение учебных текстов, изучение поясняющих рисунков, схем…Модель винят в ослаблении роли учителя, но на самом деле предметник тратит время на более сложные задачи – закрепить и углубить знания, полученные учениками самостоятельно дома. При работе нужно учесть главное – обязательное оценивание знаний ребенка. Отметка – главный стимул, то, ради чего ребенок и работает и поднимается в глазах своих одноклассников. Не забудьте похвалить его Он должен почувствовать, что его подготовку увидели, оценили, отметили, поскольку он делал это дома самостоятельно: читал, разбирался, изучал.

Сравним традиционный и «перевернутый» подходы к обучению по нескольким критериям.

критерий

Традиционный подход

Перевернутый подход

учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы. Работа по схеме «послушай, запомни, воспроизведи»


Вовлеченность в учебный процесс, взаимодействие со всеми участниками, работа по схеме «я изучил, знаю, не понял, как, почему»

Учитель

Передача знаний, дисциплина и контроль

Создание условий для формирования у учеников ответственности за обучение, доверительные отношения

Методы

Учитель-ученик

Ученик-ученик, совместная работа, обсуждение вопроса

Построение учебного процесса

Слушают рассказ учителя, весь урок объясняет учитель, дома выполняют домашнее задание независимо от того понял ребенок материал или нет

Самостоятельное знакомство с учебным материалом по новой теме (просмотр видео, работа с учебником…),а в классе его обсуждение

Итак. Какие приемы помогут учителю-предметнику организовать самостоятельную работу с текстом учебника в контексте модели «перевернутый класс».

1.Дается проблемный вопрос, который заинтриговывает класс. Чтобы ответить на вопрос, вам нужно изучить параграф (элемент технологии проблемного обучения). Например, вопрос «что представляет собой куриное яйцо? Что это? как оно образуется? Интересно, что мы едим. Ответ на вопрос вы найдете в параграфе» На следующем уроке идет разбор материала, в ходе которого и достигается цель урока. Можно поручить отдельному ученику ответить на вопрос «из чего именно образуется цыпленок?», используя настоящее яйцо и продемонстрировать опыт в классе. Для этого ребенку придется изучить параграф.

2.изучить и сделать опорный конспект по параграфу (у кого лучший и оригинальный), организовать урок в виде состязания с предоставлением права раскрыть тему по своему опорному конспекту. Оценивает класс, кто лучше, доступно и понятно раскрыл тему. Как правило, класс очень ответственно и критично подходит к оцениванию одноклассников.

3. изучить параграф, составить план, раскрыть материал параграфа в виде таблицы или схемы (инфографика).

4. Почемучки. Необходимо Изучить параграф и составить вопросы для своих одноклассников, начиная со слов «почему?», «где?», «когда?», «как?» и т.д. . Вопросы и ответы должны быть составлены грамотно и правильно. Оценивает вопросы и ответы класс. Учебники при этом можно закрыть.

5. Провести урок, дать ребенку возможность побывать в роли учителя.

6. Урок-коллоквиум или урок Мозговой штурм. Заранее приготовить вопросы по теме (или попросить учеников), дома учащиеся разбирают проблему, конспектируют и на уроке эти вопросы разбираются совместно. Желательно при этом учебники закрыть, пользоваться конспектами разрешается. В этом случае у детей возникает понимание о необходимости наличия конспектов.

Опорный конспект можно сделать в виде шпаргалки (размеры сразу обсудить), на уроке можно пользоваться шпаргалкой (учебники, тетради закрыты).

7. Творческие задания. Написать сочинение от своего лица. Например, «Представьте, что вы бабочка, расскажите о себе» (или расскажите о себе, используя только прилагательные), «Расскажите от своего лица эмбриональное развитие» при изучении темы онтогенез, «Представьте, что вы инфузория, расскажите о себе». Напишите сочинение на тему «Внимание, разыскиваются», составьте рассказ с биологическими ошибками. Творческие задания выполняются детьми с удовольствием , естественно, что для этого им необходимо ни раз прочитать параграф. И главное, в эту работу начинают подключаться дети с низким уровнем мотивации к обучению.

Логические задания

8. Составить кроссворды и анаграммы (слова-перевертыши) и вопросы к ним.

9. Составить по параграфу «четвертый лишний» (в старших классах «пятый, шестой лишний).

Например: корень, стебель, лист, цветок. Найди лишнее слово и объясни.

Таким образом, мы полагаем, что данная форма работы с учащимися позволяет решить ряд проблем:

1.Дети начинают читать, осмысленно подходить к чтению, обогощается и усложняется словарный запас, развивается письменная и устная речь.

2. Учащиеся начинают понимать, что самостоятельная работа с учебником – это несложно и интересна.

3. Решаются вопросы, касающиеся подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, так как многие задания предполагают работу с текстом, таблицами, и рисунками…

4. Меняется отношение к предмету у слабо- и- неуспевающих учащихся.

5. Самостоятельная работа с учебником позволяет в рамках обычного урока осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении.

6.Организация работы с учебником – процесс нелегкий, переход от традиционного к перевернутому осуществляется постепенно, систематичность и умело организованный урок вскоре начнут приносить свои результаты.

7. Применение модели «Перевернутый класс» через организацию работы с учебником позволяет учителю реализовывать обучение в соответствии с современными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Результаты исследования показаны на примере предмета «биология», но она может активно использоваться и на уроках химии, географии, истории и др.













-

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации