Познавательный час: «Новогодние традиции»
Цель мероприятия: Ознакомление обучающихся с историей возникновения новогоднего праздника.
Задачи:
- Познакомить с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира.
- Воспитывать чувство толерантности, уважительного отношения к истории и культуре разных народов.
Форма организации деятельности детей: воспитательное мероприятие.
Целевая аудитория: 1 – 4 классы.
Ход мероприятия:
Педагог: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о самом любимом нашем празднике. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Дети отвечают)
Педагог: Конечно Новый год! Давайте вспомним, без чего не может быть Новогоднего праздника? (Дети отвечают)
Педагог: Красиво украшенная елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, поздравления. Ребята, как вы думаете, откуда пришел к нам обычай украшать ёлочку? (Дети отвечают)
Педагог: Обычай украшать в Новый год елочку появился очень давно. Еще в глубокой древности люди отправлялись в лес, чтобы развесить подарки для духов на самой большой ели. Люди верили, что в этом случае будет хороший урожай. (В деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых и зависит урожай, языческая мифология.)
Ребята, как вы думаете, в каких странах впервые стали приносить ёлочку в дом и украшать? (Дети отвечают)
Педагог: Впервые елочку стали приносить в дом и украшать во Франции и в Германии в 17 веке.
В России новогодняя ель появилась лишь в 18 веке (1700 году) и связано это с именем одного очень прогрессивного царя. Кто это? (Дети отвечают)
Педагог: Петр Первый.
Педагог: С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января. Как вы думаете, когда начинался Новый Год на Руси до 18 века? (Дети отвечают)
Педагог: В России праздновали Новый год в начале осени - 1 сентября. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая.
Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.
Петр I повелел отмечать праздник весело, палить из пушек, запускать ракеты и украшать дома еловыми ветками.
Педагог: Как вы думаете, ребята, когда появляется традиция наряжать новогоднюю ёлочку на Руси? (Дети отвечают)
Педагог: По-настоящему новогодние ели появятся на Руси впервые в 19-м веке в Санкт-Петербурге в домах у немцев. В то время в Санкт- Петербурге их было около 1/3 населения. Немцы елочку ставили на стол. Это было небольшое искусственное деревце. Русские быстро переняли немецкий обычай, но очень сильно его изменили. Новогодняя ель стало гораздо больше по размеру, и ставили ее посредине комнаты. А вокруг нее стали водить хороводы. Елочку украшали игрушками и сладостями. Такие елочки стоили очень дорого. Ребята, как вы думаете, а где их продавали? (Дети отвечают)
Педагог: В кондитерских, цена от 20 до 200 рублей. 1 кг. мяса стоил 10 коп.) Некоторые богатые люди заказывали ели и за 50 тысяч. Сохранилось описание одной такой ели высота 2,5 метра, была украшена драгоценными камнями, дорогими игрушками и обвита дорогой материей.
Педагог: Ребята, вскоре в городах появились дешевые ели, как вы думаете откуда? (Дети отвечают)
Педагог: Их привезли из окрестных лесов крестьяне. Такую елочку уже могли купить и не очень богатые люди. С середины 19-го века в России начался настоящий елочный бум.
Педагог: Ребята, а вы знаете из какой страны к нам пришел обычай дарить новогодние подарки? (Дети отвечают)
Педагог: Из древнего Рима. Говорят, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году. «Желаю тебе благоприятного и счастливого Нового года», – писали римляне на Новогодних подарках, иногда прибавляя шуточные стихи, ведь Новый год – веселый праздник.
Педагог: Ребята, а почему мы так любим, повеселиться на Новый Год? (Дети отвечают)
Педагог: Во все времена и всех народов Новый год символизировал обновление мира, поэтому люди думали, что Новый год нужно встречать, как можно радостнее и веселее. А стол должен быть богатым и разнообразным.
Педагог: Ребята, кто знает историю появления Деда Мороза? (Дети отвечают)
Педагог: Образ Деда Мороза пришел из русского фольклора. Прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях – Мороз Иванович. Это Дух Зимы – строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился.
Педагог: Ребята, а кто знает историю появления Снегурочки? (Дети отвечают)
Педагог: Снегурочку придумал замечательный русский писатель Н. Островский. Он взял этот персонаж из русского фольклора. Думаю, все вы видели сказку «Снегурочка» она была создана по пьесе Островского «Снегурочка».
Педагог: А сейчас, предлагаю придумать своего новогоднего сказочного персонажа и сочинить новогоднюю историю. Идет обсуждение. Дети рассказывают свои новогодние истории.
Литература.
1. Архарова, Л.И., Гребенкина, Л.К. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы / М.: Центр «Педагогический поиск». – 2004. – с. 160.
2. Карачевцева Л.Д. Праздник, который всегда с нами.- Волгоград: Учитель. – 2010.
3. Новогодние традиции. - Москва: Детская литература. – 2007.
4.https://zbk.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0-%D0%B8-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8/История появления Деда Мороза и Снегурочки