Практическая работа №1 «Изучение типов развития насекомых» (Биология, 8 класс)
Практическая работа №1
Тема: Изучение типов развития насекомых
Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.
1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.
Развитие
Неполное превращение | Полное превращение |
– личинки сходны со взрослыми особями; | – личинки совершенно не похожи на имаго; |
– личинки растут, линяют, становятся все больше похожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно; | – личинки растут, линяют, но остаются не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в куколку; |
– стадия куколки отсутствует; | – внутри куколки идет полная перестройка многих систем органов, формирование крыльев, конечностей; |
– кузнечики, тараканы, клопы, стрекозы | – жуки, бабочки, осы, пчелы, муравьи, мухи |
2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.
Насекомые
С неполным превращением | С полным превращением |
Отряд прямокрылые Отряд термиты Отряд тараканы и богомолы Отряд стрекозы Отряд равнокрылые Отряд поденки Отряд клопы Отряд пухоеды и вши | Отряд ручейники Отряд бабочки Отряд жуки Отряд блохи Отряд перепончатокрылые Отряд двукрылые |
3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос текста: Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки? Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида. На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.
Вывод: ________________________________________________________________________________
Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия: 1) куколки 2) взрослого насекомого 3) яйца 4) личинки | Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из: 1) яйца 2) куколки 3) личинки 4) гусеницы |
Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для: 1) паука-крестовика 2) майского жука 3) рыжего таракана 4) зеленого кузнечика | Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца: 1) личинка, взрослая особь, куколка 2) куколка, личинка, взрослая особь 3) личинка, куколка, взрослая особь 4) куколка, взрослая особь, личинка |
Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи 1) яйцо 2) взрослый организм 3) личинка 4) куколка | Задания 6: У насекомых с полным превращением 1) личинка похожа на взрослое насекомое 2) за стадией личинки следует стадия куколки 3) во взрослое насекомое превращается личинка 4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей |
Задания 7: Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ТИП РАЗВИТИЯ |
Задания 7: ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ: | ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ: |
Задания 9: Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) взрослое насекомое | Задания 10: Для капустной белянки характерен следующий цикл развития: 1) яйцо — -> личинка — -> куколка — -> взрослое насекомое 2) яйцо — -> куколка — -> личинка — -> взрослое насекомое 3) взрослое насекомое — -> яйцо — -> личинка 4) взрослое насекомое — -> личинка — -> куколка — -> яйцо |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Практическая работа №1. ПРОВЕРКА.
Тема: Изучение типов развития насекомых
Вывод: личиночная стадия в развитии насекомых позволяет исключить конкуренцию между взрослыми насекомыми и их личинками, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 21122 | 21211 | 4231 | 1 |