Практическая работа №1 «Изучение типов развития насекомых» (Биология, 8 класс)

2
0
Материал опубликован 6 December 2020

Практическая работа №1

Тема: Изучение типов развития насекомых

Цель: научиться различать развитие насекомых с полным и неполным превращением.

Оборудование: тесты, карточки, рисунки стадий развития насекомых, схемы.

1. Рассмотрите типы постэмбрионального развития насекомых, сравните их между собой.

Развитие

t1607283836aa.png

Неполное превращение

Полное превращение

личинки сходны со взрослыми особями;

личинки совершенно не похожи на имаго;

личинки растут, линяют, становятся все больше похожи на взрослое насекомое, переход осуществляется постепенно;

личинки растут, линяют, но остаются не похожи на взрослое насекомое и после последней линьки превращаются в куколку;

стадия куколки отсутствует;

внутри куколки идет полная перестройка многих систем органов, формирование крыльев, конечностей;

кузнечики, тараканы, клопы, стрекозы

жуки, бабочки, осы, пчелы, муравьи, мухи


2. В соответствии с типом развития класс насекомых разделяется на отряды насекомых с неполным превращением и насекомых с полным превращением.

Насекомые

t1607283836ab.png

С неполным превращением

С полным превращением

Отряд прямокрылые

Отряд термиты

Отряд тараканы и богомолы

Отряд стрекозы

Отряд равнокрылые

Отряд поденки

Отряд клопы

Отряд пухоеды и вши

Отряд ручейники

Отряд бабочки

Отряд жуки

Отряд блохи

Отряд перепончатокрылые

Отряд двукрылые

t1607283836ac.jpg

3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос текста: Какое значение в жизни насекомого имеет стадия личинки? Местообитание, пища, способ питания у личинки и взрослого насекомого отличаются. Например, гусеница бабочки, по внешнему виду похожая на кольчатого червя, питается листьями и имеет грызущий ротовой аппарат, а у бабочки сосущий ротовой аппарат и питается она нектаром. У кузнечиков, которые развиваются с неполным превращением, личинки и взрослые насекомые внешне похожи, питаются растениями и имеют грызущий ротовой аппарат. Весной у кузнечиков из яиц появляются личинки, которые после трёх линек превращаются во взрослых насекомых. Это происходит в начале июля. Таким образом, личинки и взрослые кузнечики в одно и тоже время не живут. Эти особенности развития устраняют конкуренцию между личинками и взрослыми насекомыми, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида. На основании текста сформулируйте вывод и запишете в тетрадь.

Вывод: ________________________________________________________________________________

Задания 1: В развитии насекомых с неполным превращением отсутствует стадия:

1) куколки

2) взрослого насекомого

3) яйца

4) личинки

Задания 2: В процессе индивидуального развития бабочка капустной белянки появляется из:

 1) яйца

2) куколки

3) личинки

4) гусеницы

Задания 3: Постэмбриональное развитие с полным превращением характерно для:

1) паука-крестовика

2) майского жука

3) рыжего таракана

4) зеленого кузнечика

Задания 4: Определите последовательность стадий постэмбрионального развития жука-плавунца:

1) личинка, взрослая особь, куколка

2) куколка, личинка, взрослая особь

3) личинка, куколка, взрослая особь

4) куколка, взрослая особь, личинка

Задания 5: Стадия индивидуального развития насекомых, которая отсутствует у саранчи

1) яйцо

2) взрослый организм

3) личинка

4) куколка

Задания 6: У насекомых с полным превращением

1) личинка похожа на взрослое насекомое

2) за стадией личинки следует стадия куколки

3) во взрослое насекомое превращается личинка

4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей

Задания 7: Установите соответствие между типом развития насекомых и характерными для него признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК
А) развитие происходит в четыре стадии
Б) у личинки тело разделено на три отдела
В) личинка похожа на взрослое насекомое
Г) в цикле развития присутствует стадия куколки
Д) личинка и взрослое насекомое имеют отличное внешнее строение

ТИП РАЗВИТИЯ
1) с неполным превращением
2) с полным превращением


Задания 7:

 ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗМОВ:
А) кузнечик зелёный
Б) майский жук
В) саранча перелётная
Г) комнатная муха
Д) капустная белянка (капустница)

ТИПЫ НЕПРЯМОГО РАЗВИТИЯ:
1) с полным превращением
2) с неполным превращением

Задания 9:

Установите последовательность стадий развития божьей коровки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) взрослое насекомое
2) личинка
3) куколка
4) яйцо


Задания 10:

Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

 1) яйцо — -> личинка — -> куколка — -> взрослое насекомое

2) яйцо — -> куколка — -> личинка — -> взрослое насекомое

3) взрослое насекомое — -> яйцо — -> личинка

4) взрослое насекомое — -> личинка — -> куколка — -> яйцо


Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10















Практическая работа №1. ПРОВЕРКА.

Тема: Изучение типов развития насекомых

Вывод: личиночная стадия в развитии насекомых позволяет исключить конкуренцию между взрослыми насекомыми и их личинками, что повышает выживаемость и способствует процветанию вида.


Ответы:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

2

3

4

2

21122

21211

4231

1





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.