Практическая работа №3 по математике «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге»
Конспект открытого урока по математике.
Тема урока: Практическая работа № 3 «Построение прямоугольника на нелинованной бумаге». УМК Мезляк-Полонский.
Цели урока:
Цели урока:
- деятельностная: выработать практические навыки работы с чертежным треугольником, транспортиром при построении прямоугольника на нелинованной бумаге.
- содержательная: систематизировать знания по теме «Прямоугольник, квадрат, периметр и площадь прямоугольника и квадрата».
Планируемые образовательные результаты:
Личностные – вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения. Умение видеть математические закономерности в искусстве, способность к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, развитие профориентационных способностей.
Метапредметные- формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Познавательные – формулировать определение понятий.
Коммуникативные – формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Регулятивные - владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи, оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям. Объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретенному опыту.
Предметные: пользоваться геометрическими понятиями, приводить примеры объектов окружающего мира, изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью транспортира и треугольника, решать несложные задачи в практических ситуациях.
Основные этапы урока:
1. Организационный этап: Приветствие, отсутствующие, подготовка класса к работе.
2. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Математическая зарядка:
Расшифруйте слово:
Я | 13•5 | М | 18187 |
П | А | ||
Е | Р | ||
Т | 144:12 | Л | |
И | Н | ||
И |
33 | 0 | 12 | ||||||||
Планиметрия-раздел геометрии, в котором рассматриваются свойства геометрических фигур на плоскости.
Геометрия - одна из самых древних наук. Возникла геометрия в Египте более 4000 лет назад. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - по-гречески земля, а «метрео» -мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений: людям нужно было определять расстояние между точками, площади участков и объемы тел (употребляемых, например, при постройке жилищ). Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Возникла геометрия в Египте более 4000 лет назад. Вот что пишет о зарождении геометрии греческий историк Геродот, живший около 2500 лет назад: «Сезострит, египетский царь, произвел деление земель, отмерив каждому египтянину, участок по жребию, сообразно этим участкам с их владельцев ежегодно взимал налоги. Если Нил заливал чей-нибудь участок, то пострадавший обращался к царю и докладывал о случившимся. Тогда царь посылал землемеров (геометров), они измеряли, на сколько уменьшился участок и сообразно этому понижали налог. Вот откуда пришла геометрия и перешла из этой страны в Грецию». В течение многих веков постепенно накапливали древние египтяне различные научные знания, в том числе знания по геометрии. Они сумели довольно точно определять площади фигур, объемы некоторых тел, решать некоторые другие геометрические задачи.
Но геометрии, как науки, у них не было. У них было много различных правил - рецептов, не соединенных между собой общей идеей, не приведенных в единую стройную систему. Этими рецептами владели чаще всего жрецы храмов, которые держали их в секрете. Цари древнего Египта постоянно вели долгие изнурительные войны, которые ослабляли экономическую мощь страны. Были периоды, когда Египет завоевывался разными другими народами – это были периоды жестокой эксплуатации страны – наука и искусство пришли в упадок. Но к северу от Египта, уже зародилось новое государство – Греция. Греческие купцы посещали Египет и, возвращаясь, много рассказывали об этой чудесной стране. Вместе с купцами Египет стали посещать ученые. И достижения египетской науки постепенно стали известны древним грекам.
Решение геометрических задач не возможно без чертежей, решать задачи мы всегда начинаем с построения геометрических фигур, причем не всегда перед нами будет лежать листок бумаги в клетку как вы думаете, легко ли построить прямоугольник на листе бумаги? Как проверить правильно ли вы построили прямоугольник?
2. Формулируем тему и цель урока:
Практическая работа №3 «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»
Цели работы:
Познакомиться с алгоритмами построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
Научиться строить прямоугольник с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
3. Актуализация опорных знаний:
На доске построен прямоугольник, записать формулы для нахождения периметра и площади, показать диагонали прямоугольника.
4. Выполнение практической работы:
1. Как построить прямоугольник с помощью чертежного треугольника?
Пытаемся составить алгоритм сами, потом проверяем себя с помощью рабочего листа. Вместе с учителем строим прямоугольник на листе бумаги. Как проверить, что получился именно прямоугольник? Проверяем с помощью транспортира.
Выполняем задание 1 из рабочего листа1.
2. Как построить прямоугольник, если у нас есть транспортир и линейка?
Строим прямоугольник, выполняем задание из рабочего листа.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Для учащихся, справившихся с заданием раньше - индивидуальные карточки2.
Приложение 1 . Рабочий лист. Фамилия___________________ ______Имя_____________________________
Практическая работа №3 «Построение прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге»
Цели работы:
1. Познакомиться с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
2. Научиться строить прямоугольник с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
Оборудование: чертёжный угольник, транспортир, линейка, карандаш.
Ход работы
1. Познакомьтесь с алгоритмом построения прямоугольника с заданными сторонами на нелинованной бумаге.
2. Постройте прямоугольник с произвольными длинами сторон:
3. Выполните построение прямоугольника ABCD с указанными длинами сторон и проведите в нем диагонали, заполните таблицу.
Длина стороны, a см | Длина стороны, b см | Длина диагонали AD | Длина диагонали BC |
5 | 6 |
Контрольный вопрос:
Сравните длины диагоналей, сделайте вывод, запишите его в тетрадь.
ВЫВОД: АД * ВС . Диагонали прямоугольника ______________________,
Дополнительное задание:
Вычислите периметр и площадь получившегося прямоугольника.
Р= S=
4. Подумайте, как построить прямоугольник используя транспортир.
5. Постройте прямоугольник, используя транспортир и линейку.
6. Вычислите площадь и периметр, полученного прямоугольника.
Р= S=
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Продолжите предложение:
1. Больше всего на роке мне понравилось...
2. На этом уроке у меня лучше всего получилось...
3. У меня были трудности с ....
1Приложение 1