Практическая работа по химии «Примерь профессию химика» ( 9 класс)
Урок-практикум «Примерь профессию химика»
Раздел «Химия и жизнь. Химия в повседневной жизни»
Цель: активизировать самопознание учащихся 9 класса и его размышления о собственных возможностях, выявить у учащихся уровень осознания своей готовности к профессиям, связанным с химией.
Оборудование:
карточки с перечнем трудовых действий*,
бланки ответов**,
меню профессий***.
Время: 45 мин (один из последних уроков химии в учебном году)
Методика: переработанный активизирующий опросник «Будь готов!» из книги Пряжникова Н.С., Пряжниковой Е.Ю. «Игры и методики профессионального самоопределения старшеклассников» - Москва: «Первое сентября», 2004 год.
Ход игры:
1.Учитель рассказывает о профессиях, связанных с химией (см. презентацию), затем предлагает учащимся перечень трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Результаты необходимо занести в бланк ответов.
2.Учитель объясняет, каким образом определяется готовность к той или иной профессии**** (в презентации показан пример расчета по предложенным формулам)
3.Учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к профессиям химика-теоретика, химика-экспериментатора, а затем к другим, связанным так или иначе с химией, выбирая их из списка предложенных в меню.
4.Обсуждение результатов.
Карточка с перечнем трудовых действий*
1.Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).
2.Работать с текстами (много читать, изучать чего-либо).
3.Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).
4.Много чертить, рисовать.
5.Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.
6.Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.
7.Быть услужливым, уметь нравиться, угождать клиентам.
8.Соблюдать дисциплину и субординацию (правила подчинения).
9.Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).
10.Обрабатывать что-либо в ручную или с помощью простых приспособлений.
11.Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).
12.Много запоминать по ходу работы.
13.Часто разъезжать (командировки, экспедиции).
14.Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию.
15.Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.
16.Быть осторожным и предусмотрительным.
17.Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).
18.Преносить однообразную, монотонную работу.
19.Терпеть насмешки и грубость.
20.Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).
21.Уметь организовывать, руководить людьми.
22.Владеть иностранными языками.
23.Уметь постоять за себя, с честью выйти из конфликта.
24.Не обманывать себя и других.
25.Уметь не принимать всё близко к сердцу.
26.Часто работать по вечерам и без выходных.
27.Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно)
28.Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).
29.Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).
30. Постоянно следить за собой, тренироваться, репетировать, быть в хорошей форме.
31.Свято верить во что-то (в великую идею, в Бога, в начальника, в обожаемого человека).
32.Постоянно придумывать на работе что-то новое и необычное.
33.Создавать красоту, уметь ценить прекрасное.
34.Быть проворным, уметь работать быстро.
Бланк ответов**.
Фамилия, имя____________________________Класс__________ |
||
Номер действия |
Самооценка (балл от 1 до 10) «могу ли я это делать» |
Расчеты |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 |
||
Результат (профессия – показатель готовности) |
Профессии, к которым я готов: |
|
Профессии, к которым я не готов: |
Меню профессий, связанных с химией (левый столбик – номер действия, правый – показатель значимости):
Химик-теоретик 2 – 2 5 – 2 22 – 1 26 – 1 29 – 1 31 – 1 32 - 2 |
Химик-экспериментатор 2 – 2 3 – 1 5 – 1 11 – 1 15 – 1 24 – 1 29 – 1 32 - 1 |
Учитель химии 2 – 1 5 – 2 6 – 3 15 – 1 19 – 1 21 – 1 23 - 1 |
Геолог 5 – 1 10 – 1 11 – 2 13 – 1 16 – 1 17 – 1 22 – 2 28 - 1 |
Агроном 2 – 2 5 – 2 11 – 2 20 – 2 21 – 2 26 - 2 |
Врач-хирург 6 – 1 10 – 2 14 – 1 15 – 1 16 – 1 19 – 1 20 -1 26 – 1 27 - 1 |
Врач-терапевт 5 – 1 6 – 2 7 – 1 12 – 1 15 – 2 17 – 1 19 – 1 26 - 1 |
Металлург 9 – 1 10 – 1 16 – 2 17 – 2 20 – 3 28 - 1 |
Парикмахер 7 – 2 10 – 1 17 – 1 19 – 1 20 – 2 32 – 1 33 - 1 |
Расчеты****
1.Из меню профессий в таблицу переносится коды профессий.
2.Справа у каждого показателя значимости записывается балл, который поставил учащийся сам себе.
3.Показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы, затем эти произведения суммируются.
Например:
Химик-теоретик
2 –→ 2×5=10
5 –→ 2×4=8
22 –→ 1×6=6
26 –→ 1×3=3
29 –→ 1×7=7
31 –→ 1×2=2
32 -→ 2×8=16
_________________
Общий показатель:52% (к профессии не готов)
Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу (ниже 65% - профессия, к которой я не готов, выше 65% - профессия, к которой я готов).
Примечание: в книге Пряжникова Н.С. предложено меню из 72 профессий (заинтересованные школьники могут взять домой коды любой из них и «примерить»)
Презентация к уроку на Яндекс-диске https://yadi.sk/i/-xc2cbu2yPhmx
Елена Викторовна