Практическая тетрадь по теме «Степени и корни. Степенная функция» (10–11 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
по теме «Степени и корни. Степенная функция.»
Пояснительная записка:
Практическая тетрадь «Степени и корни. Степенная функция.» предназначена в первую очередь для самоконтроля учащихся усвоения ЗУН по вышеуказанным темам. Учителя могут использовать данный материал при подготовке учащихся средней школы к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа.
Тема: СТЕПЕНИ И КОРНИ. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Корень
–ой степени и его свойства
Определение: Корнем -ой степени (
– натуральное число, отличное от 1) из числа
называется такое число
,
-ая степень которого равна числу
.
, где
.
Определение: Арифметическим корнем -ой степени от отрицательного числа
называется неотрицательное число
,
-ая степень которого равна числу
.
Свойства:Для положительных чисел
при
для корней –ой,
ой степени
; 2.
;
3.
=
; 4.
=
;
5.
=
; 6.
=
.
Иррациональные уравнения
Определение: Иррациональным уравнением называют уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня.
Способы решения иррациональных уравнений:
1. Возведение обеих частей уравнения в одинаковую степень
Алгоритм:
а) преобразовывая данное иррациональное уравнение, приводим его к виду:
=
;
б) возводим обе части уравнения в
–ую степень
=
и получим уравнение вида
=
, способ решения которого известен;
в) решаем последнее уравнение, затем делаем проверку, подставляя значения его корней в данное уравнение. Значения корней, удовлетворяющих данное уравнение, берем в качестве решения.
Значения корней, не удовлетворяющих данное уравнение, называются посторонними корнями.
2. Введение новой переменной.
Степень с рациональным показателем
Определение: Степенью числа
с рациональным показателем
называется значение корня
–ой степени из числа
.
=
.
Свойства: Для любых чисел
, для любых целых чисел 
; 2.
;
3.
; 4.
;
5.
; 6.
, то
при
;
при
.
Свойства: Для
и любых рациональных чисел 
; 2.
;
3.
; 4.
;
5.
; 6.
- рациональное число и
, то
при r
при r
7. для рациональных чисел
из неравенства r
, получаем
при
,
, при
.
Степенная функция, ее свойства и график
Определение: Функция, заданная формулой
=
,
, называется степенной функцией.
1. Все функции с натуральным показателем можно определить формулой
, n
.
а) Если в формуле n = 0, то
=
Графиком функции является прямая, параллельная оси абсцисс, ординаты точек которых равны.
б) Если в формуле n – четное число, тогда графики функций будут параболами четных степеней, а если нечетные числа, то будут параболами нечетных степеней. График параболы четной степени симметричны относительно оси ординат, а графики нечетной степени симметричны относительно начала координат.
в) Если в формуле число n заменить на – n, то получим степную функцию с целым отрицательным показателем:
, n
.




у у у



у=1 у=
у= 
0 х 0 х 0 х
Если α =
, где
- натуральные взаимно простые числа и
, то имеем степенную функцию
c положительным дробным показателем.
а) n – четное,
- нечетное; б) n – нечетное,
– четное, в) n,
– нечетные.


у у=
(n – четное у у=
(n – нечетное у у=
- нечетное)
- четное) (n,
–нечетные






0 х 0 х 0 х
Если α =
, где
- натуральные взаимно простые числа и
, то имеем степенную функцию
c положительным дробным показателем. График данной функции.


у у=
(
0 х
Если α =
, где
- натуральные взаимно простые числа, то имеем степенную функцию
c отрицательным дробным показателем. Вид график данной функции зависит от четности и нечетности значений
.






у у=
(n – четное у у=
(n – нечетное у у=
- нечетное)
- четное) (n,
–нечетные



0 х 0 х 0 х
Дифференцирование и интегрирование степенной функции
Теорема 1: Если х>0 и ∝ - любое действительное число, то производная функции
=
вычисляется по формуле
=
= ∝
Теорема 2: Если ∝≠-1 общий вид первообразной степенной функции у =
определяется по формуле
.
УПРАЖНЕНИЯ С РЕШЕНИЯМИ
Корень
–ой степени и его свойства
Пример 1. Вычислите:
а)
; б)
; в)
; г)
.
Решение:
а)
=
и
= -
, так как
=
и
=
.
Ответ:
и -
б)
= 3, так как
= 27.
Ответ: 3
в)
= -
, так как
= -
.
Ответ: -
г)
= 4, так как
= 64.
Ответ: 4
Пример 2. Найдите значение выражения:
а)
; б)
·
в)
г)
д)
е) 
ж)
· 
Решение:
а)
=
·
= 2 · 5 = 10
Ответ: 10
б)
·
=
=
= 2
Ответ: 2
в)
=
=
=
Ответ:
г)
=
= 2
Ответ: 2
д)
=
) ³ = 2 ³ = 8
Ответ: 8
е)
=
Ответ: 3
ж)
·
=
=
=
=
= 4
Ответ: 4
Пример 3.Вынесите множитель из-под знака корня:
а)
б)
в) 
Решение:
а)
=
Ответ: 
б)
=
= 
Ответ: 
в)
=
= -2
Ответ: -2
Пример 4.Внесите под знак корня:
а)
б)
в) 
Решение:
а)
, так как корень третьей степени, внесем число 4 под корень с показателем 3.
=
=
Ответ:
б)
, так как
- неотрицательное число и корень четвертой степени, под знак корня внесем число
с показателем 4.
=
Ответ:
в)
, так как корень восьмой степени, внесем число
под корень с показателем 8.
=
=
Ответ:
Пример 5. Освободите от иррациональности знаменатель дроби:
а)
б)
в) 
Решение: необходимо умножить числитель и знаменатель на сопряженную дробь
а)
=
=
=
=
Ответ:
б)
=
=
=
=
Ответ:
в)
=
=
=
= -
Ответ:
Иррациональные уравнения
Пример 1. Решите уравнение:
а)
б)
в)
x - 8
Решение: Обе части этого уравнения возведем вквадрат, откуда получаем исходное уравнение, находим корни и проверяем полученные числа, путем подстановки являются ли решениями уравнения.
а)
, ⟹
=
, ⟹
= 0, ⇒
,
₂
. Сразу ясно, что число -1 не является корнем уравнения, так как обе части не определены при
₂
. При подстановке в уравнение 2 получаем верное равенство
. Следовательно, решением является
.
Ответ:
б)
⟹
= 4 -
, ⟹
= 10, ⇒
При подстановке в уравнение 5 получаем, что данное число не является корнем уравнения. Следовательно, уравнение не имеет решения.
Ответ: Ø
в)
x – 8, по определению
- это неотрицательное число, квадрат которого равен подкоренному выражению. Уравнение
x – 8 равносильно системе 
Из первого уравнения получим
, получим корни 11 и 6, но условие
выполняется только для
= 11.
Ответ:
= 11.
Пример 2. Решите уравнение:
а) 
Решение: Обе части этого уравнения возведем вкуб:
)³ ⟹
, откуда получаем исходное уравнение, находим корни и проверяем полученные числа, путем подстановки являются ли решениями уравнения.
⟹
⟹
⟹
⟹
,
₂
Ответ:
,
₂
Пример 3. Решите систему уравнений:
а) 
Решение: Положим
, получим систему 
Разложим левую часть второго уравнения на множители:
)
и подставим в него из первого уравнения
= 4. Тогда получим систему уравнения , равносильную второй:
Подставляя во второе уравнение значение
, найденное из первого
, приходим к уравнению
, т.е.
.
Полученное квадратное уравнение имеет два корня:
. Соответствующие значения
таковы:
. Переходим к переменным
, получаем:
, т.е.
,
.
Ответ: (1;27), (27,1)
Степень с рациональным показателем
Пример 1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем:
а)
б)
в)
Решение:
а)
=
Ответ:
б)
=
Ответ:
в)
=
Ответ:
Пример 2. Представьте выражение в виде корня:
а)
б)
в)
Решение:
а)
=
Ответ:
б)
=
=
Ответ:
в)
=
Ответ:
Пример 3.Найдите значение числового выражения:
а)
б)
) в)
- 
Решение:
а)
=
=
= 2 · 5 = 10
Ответ: 10
б)
) =
=
= 2 · 27 = 54
Ответ: 54
в)
-
= 9 +
-
= 9 + 27 – 5 = 31
Ответ: 21
Пример 4.Упростите выражения:
а)
б)
Решение:
а)
=
=
=
Ответ:
б)
=
=
Ответ:
Пример 5.Сравните числа:
а)
б)
Решение:
а)
, запишем
в виде степени с рациональным показателем:
. Получаем
, так как 
Ответ:
б)
. Запишите эти числа в виде степеней с одинаковыми показателем:
,
, так как 8<9, получаем 
Ответ:
Степенная функция, ее свойства и график
Пример 1.Постройте схематически график функции y = f(x):
а)
б) 
Решение:
а)
б) 


y y




0 x 0 x
Дифференцирование и интегрирование степенной функции
Пример 1. Найдите производные функции f(x):
а)
б) 
Решение: Используем правила вычисления производных и формулы:
а)
=
= 
Ответ:
б)
=
=
= 
Ответ:
Пример 2. Найдите неопределенный интеграл:
а)
б)
в) 
Решение:
а)
=
+ C
Ответ:
+ C
б)
=
+ C =
+ C =
+ C
Ответ:
+ C
в)
=
+ C =
+ C =
+ C
Ответ:
+ C
Пример 3. Найдите определенный интеграл:
а)
б) 
Решение:
а)
=
=
-
=
-
= 39
Ответ:
б)
=
=
=
=
(243 – 1) =
= 96
Ответ:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Корень
–ой степени и его свойства
1. Вычислите:
а)
б)
Ответ: 10 Ответ:
и -
в)
г)
Ответ:
Ответ:
и -
2. Найдите значение выражения:
а)
б)
·
Ответ: 3 Ответ: 6
в)
г)
Ответ: 5 Ответ: 
д)
е)
+
ж)
·
Ответ: 9 Ответ: 2 Ответ: 9
3. Вынесите множитель из-под знака корня:
а)
б)
Ответ:
Ответ: 2
в)
г)
Ответ:
Ответ:
4. Внесите под знак корня:
а)
б)
в)
Ответ:
Ответ:
Ответ: 
5. Освободите от иррациональности знаменатель дроби:
а)
б)
в)
Ответ:
Ответ:
Ответ: 
г)
д)
Ответ:
Ответ:
Иррациональные уравнения
1. Решите уравнение:
а)
б)
Ответ:
,
₂
Ответ: 8
в)
г)
Ответ:
= 0,
= 1 Ответ:
= 5
2. Решите уравнение:
а)
= 3 б)
Ответ:
= -10,
= 2 Ответ:
= 61
3. Решите систему уравнений:
а)
б)
Ответ: (27;1), (-1;-27) Ответ: (16;4), (36;1
Степень с рациональным показателем
1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем:
а)
б)
в)
Ответ:
Ответ:
Ответ:
2. Представьте выражение в виде корня:
а)
б)
в)
Ответ:
Ответ:
Ответ:
3. Найдите значение числового выражения:
а)
б)
в)
+19(-
Ответ: 10 Ответ:
Ответ: 32
4. Упростите выражения:
а)
б)
Ответ:
Ответ:
в)
·
Ответ:
5. Сравните числа:
а)
б)
в)
Ответ:
Ответ:
Ответ: 
Степенная функция, ее свойства и график
1. Постройте схематически график функции y = f(x):
а)
б)
в)
г) 
Дифференцирование и интегрирование степенной функции
1. Найдите производные функции f(x):
а)
б)
в)
Ответ: 2
Ответ:-
Ответ: -
2. Найдите неопределенный интеграл:
а)
б)
в)
Ответ:
+ C Ответ:
+ C Ответ: -
+ C
3. Найдите определенный интеграл:
а)
б)
Ответ: 8-
Ответ: 36
|
1. Извлеките корень А) 0,3 В) 10 С) 1 D) 2 Е) 2. Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби А) 3. Представьте выражение в виде степени с дробным показателем: А) 4. Вычислить: А) 1 В) 9 С) 3 D) 5. Решите уравнение: А) 3;7 В) -1;4 С) -3;5 D) -2;6 Е) 6. Упростить выражение: А) 7. Решите систему уравнений: А) (64;25) В) (16;1) С) (81;16) D) (256;81) Е) 8. Вычислите интеграл: А) 45 9. Найдите первообразную функции f(x) = А) 10. Задана функция f(x) = А) 4 В) 1 С) 2 D) 8 Е)3. |
; найдите его значение при a = 2, b = 3, c = 2
.
В)
С)
D)
Е)
.
В)
С)
D)
Е)
.
:
Е)
.
= 5
.
В)
С)
D)
Е)
.
.
.
В) 8 С) 54 D) 54
+ C В) 4
+ C С)
+ C D) 8
+ C.
+
, найдите f´(1)