Практическая тетрадь по теме «Степени и корни. Степенная функция» (10–11 класс)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
по теме «Степени и корни. Степенная функция.»
Пояснительная записка:
Практическая тетрадь «Степени и корни. Степенная функция.» предназначена в первую очередь для самоконтроля учащихся усвоения ЗУН по вышеуказанным темам. Учителя могут использовать данный материал при подготовке учащихся средней школы к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа.
Тема: СТЕПЕНИ И КОРНИ. СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Корень –ой степени и его свойства
Определение: Корнем -ой степени ( – натуральное число, отличное от 1) из числа называется такое число , -ая степень которого равна числу .
, где .
Определение: Арифметическим корнем -ой степени от отрицательного числа называется неотрицательное число , -ая степень которого равна числу .
Свойства:Для положительных чисел при для корней –ой, ой степени
; 2. ;
3. = ; 4. = ;
5. = ; 6. = .
Иррациональные уравнения
Определение: Иррациональным уравнением называют уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня.
Способы решения иррациональных уравнений:
1. Возведение обеих частей уравнения в одинаковую степень
Алгоритм:
а) преобразовывая данное иррациональное уравнение, приводим его к виду:
= ;
б) возводим обе части уравнения в –ую степень = и получим уравнение вида = , способ решения которого известен;
в) решаем последнее уравнение, затем делаем проверку, подставляя значения его корней в данное уравнение. Значения корней, удовлетворяющих данное уравнение, берем в качестве решения.
Значения корней, не удовлетворяющих данное уравнение, называются посторонними корнями.
2. Введение новой переменной.
Степень с рациональным показателем
Определение: Степенью числа с рациональным показателем называется значение корня –ой степени из числа .
= .
Свойства: Для любых чисел , для любых целых чисел
; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. , то при ;
при .
Свойства: Для и любых рациональных чисел
; 2. ;
3. ; 4. ;
5. ; 6. - рациональное число и , то
при r при r
7. для рациональных чисел из неравенства r, получаем при , , при .
Степенная функция, ее свойства и график
Определение: Функция, заданная формулой = , , называется степенной функцией.
1. Все функции с натуральным показателем можно определить формулой , n.
а) Если в формуле n = 0, то = Графиком функции является прямая, параллельная оси абсцисс, ординаты точек которых равны.
б) Если в формуле n – четное число, тогда графики функций будут параболами четных степеней, а если нечетные числа, то будут параболами нечетных степеней. График параболы четной степени симметричны относительно оси ординат, а графики нечетной степени симметричны относительно начала координат.
в) Если в формуле число n заменить на – n, то получим степную функцию с целым отрицательным показателем:, n.
у у у
у=1 у= у=
0 х 0 х 0 х
Если α =, где - натуральные взаимно простые числа и , то имеем степенную функцию c положительным дробным показателем.
а) n – четное, - нечетное; б) n – нечетное, – четное, в) n, – нечетные.
у у= (n – четное у у= (n – нечетное у у=
- нечетное) - четное) (n,–нечетные
0 х 0 х 0 х
Если α =, где - натуральные взаимно простые числа и , то имеем степенную функцию c положительным дробным показателем. График данной функции.
у у=
(
0 х
Если α =, где - натуральные взаимно простые числа, то имеем степенную функцию c отрицательным дробным показателем. Вид график данной функции зависит от четности и нечетности значений.
у у= (n – четное у у= (n – нечетное у у=
- нечетное) - четное) (n,–нечетные
0 х 0 х 0 х
Дифференцирование и интегрирование степенной функции
Теорема 1: Если х>0 и ∝ - любое действительное число, то производная функции = вычисляется по формуле
= = ∝
Теорема 2: Если ∝≠-1 общий вид первообразной степенной функции у = определяется по формуле
.
УПРАЖНЕНИЯ С РЕШЕНИЯМИ
Корень –ой степени и его свойства
Пример 1. Вычислите:
а) ; б) ; в); г) .
Решение:
а) = и = -, так как = и = .
Ответ: и -
б) = 3, так как = 27.
Ответ: 3
в) = -, так как = - .
Ответ: -
г) = 4, так как = 64.
Ответ: 4
Пример 2. Найдите значение выражения:
а) ; б) · в) г) д) е)
ж) ·
Решение:
а) = · = 2 · 5 = 10
Ответ: 10
б) · = = = 2
Ответ: 2
в) = = =
Ответ:
г) = = 2
Ответ: 2
д) = ) ³ = 2 ³ = 8
Ответ: 8
е) =
Ответ: 3
ж) · = = = = = 4
Ответ: 4
Пример 3.Вынесите множитель из-под знака корня:
а) б) в)
Решение:
а) =
Ответ:
б) = =
Ответ:
в) = = -2
Ответ: -2
Пример 4.Внесите под знак корня:
а) б) в)
Решение:
а) , так как корень третьей степени, внесем число 4 под корень с показателем 3.
= =
Ответ:
б) , так как - неотрицательное число и корень четвертой степени, под знак корня внесем число с показателем 4.
=
Ответ:
в) , так как корень восьмой степени, внесем число под корень с показателем 8.
= =
Ответ:
Пример 5. Освободите от иррациональности знаменатель дроби:
а) б) в)
Решение: необходимо умножить числитель и знаменатель на сопряженную дробь
а) = = = =
Ответ:
б) = = = =
Ответ:
в) = = = = -
Ответ:
Иррациональные уравнения
Пример 1. Решите уравнение:
а) б) в) x - 8
Решение: Обе части этого уравнения возведем вквадрат, откуда получаем исходное уравнение, находим корни и проверяем полученные числа, путем подстановки являются ли решениями уравнения.
а) , ⟹ = , ⟹ = 0, ⇒, ₂. Сразу ясно, что число -1 не является корнем уравнения, так как обе части не определены при ₂. При подстановке в уравнение 2 получаем верное равенство . Следовательно, решением является .
Ответ:
б) ⟹ = 4 - , ⟹ = 10, ⇒ При подстановке в уравнение 5 получаем, что данное число не является корнем уравнения. Следовательно, уравнение не имеет решения.
Ответ: Ø
в) x – 8, по определению - это неотрицательное число, квадрат которого равен подкоренному выражению. Уравнение x – 8 равносильно системе
Из первого уравнения получим , получим корни 11 и 6, но условие выполняется только для = 11.
Ответ: = 11.
Пример 2. Решите уравнение:
а)
Решение: Обе части этого уравнения возведем вкуб: )³ ⟹, откуда получаем исходное уравнение, находим корни и проверяем полученные числа, путем подстановки являются ли решениями уравнения.
⟹⟹⟹⟹, ₂
Ответ:, ₂
Пример 3. Решите систему уравнений:
а)
Решение: Положим , получим систему
Разложим левую часть второго уравнения на множители: ) и подставим в него из первого уравнения = 4. Тогда получим систему уравнения , равносильную второй:
Подставляя во второе уравнение значение , найденное из первого , приходим к уравнению , т.е. .
Полученное квадратное уравнение имеет два корня: . Соответствующие значения таковы: . Переходим к переменным , получаем: , т.е., .
Ответ: (1;27), (27,1)
Степень с рациональным показателем
Пример 1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем:
а) б) в)
Решение:
а) =
Ответ:
б) =
Ответ:
в)=
Ответ:
Пример 2. Представьте выражение в виде корня:
а) б) в)
Решение:
а) =
Ответ:
б) = =
Ответ:
в) =
Ответ:
Пример 3.Найдите значение числового выражения:
а) б) ) в) -
Решение:
а) = = = 2 · 5 = 10
Ответ: 10
б) ) = = = 2 · 27 = 54
Ответ: 54
в) - = 9 + - = 9 + 27 – 5 = 31
Ответ: 21
Пример 4.Упростите выражения:
а) б)
Решение:
а) = = =
Ответ:
б) = =
Ответ:
Пример 5.Сравните числа:
а) б)
Решение:
а) , запишем в виде степени с рациональным показателем: . Получаем, так как
Ответ:
б) . Запишите эти числа в виде степеней с одинаковыми показателем:, , так как 8<9, получаем
Ответ:
Степенная функция, ее свойства и график
Пример 1.Постройте схематически график функции y = f(x):
а) б)
Решение:
а) б)
y y
0 x 0 x
Дифференцирование и интегрирование степенной функции
Пример 1. Найдите производные функции f(x):
а) б)
Решение: Используем правила вычисления производных и формулы:
а) = =
Ответ:
б) = = =
Ответ:
Пример 2. Найдите неопределенный интеграл:
а) б) в)
Решение:
а) = + C
Ответ: + C
б) = + C = + C = + C
Ответ: + C
в) = + C = + C = + C
Ответ: + C
Пример 3. Найдите определенный интеграл:
а) б)
Решение:
а) = = - = - = 39
Ответ:
б) = = = = (243 – 1) = = 96
Ответ:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Корень –ой степени и его свойства
1. Вычислите:
а) б)
Ответ: 10 Ответ: и -
в) г)
Ответ: Ответ: и -
2. Найдите значение выражения:
а) б) ·
Ответ: 3 Ответ: 6
в) г)
Ответ: 5 Ответ:
д) е) + ж) ·
Ответ: 9 Ответ: 2 Ответ: 9
3. Вынесите множитель из-под знака корня:
а) б)
Ответ: Ответ: 2
в) г)
Ответ: Ответ:
4. Внесите под знак корня:
а) б) в)
Ответ: Ответ: Ответ:
5. Освободите от иррациональности знаменатель дроби:
а) б) в)
Ответ: Ответ: Ответ:
г) д)
Ответ: Ответ:
Иррациональные уравнения
1. Решите уравнение:
а) б)
Ответ: , ₂ Ответ: 8
в) г)
Ответ: = 0, = 1 Ответ: = 5
2. Решите уравнение:
а) = 3 б)
Ответ: = -10, = 2 Ответ: = 61
3. Решите систему уравнений:
а) б)
Ответ: (27;1), (-1;-27) Ответ: (16;4), (36;1
Степень с рациональным показателем
1. Представьте выражение в виде степени с рациональным показателем:
а) б) в)
Ответ: Ответ: Ответ:
2. Представьте выражение в виде корня:
а) б) в)
Ответ: Ответ: Ответ:
3. Найдите значение числового выражения:
а) б) в) +19(-
Ответ: 10 Ответ: Ответ: 32
4. Упростите выражения:
а) б)
Ответ: Ответ:
в) ·
Ответ:
5. Сравните числа:
а) б) в)
Ответ: Ответ: Ответ:
Степенная функция, ее свойства и график
1. Постройте схематически график функции y = f(x):
а) б) в) г)
Дифференцирование и интегрирование степенной функции
1. Найдите производные функции f(x):
а) б) в)
Ответ: 2 Ответ:- Ответ: -
2. Найдите неопределенный интеграл:
а) б) в)
Ответ: + C Ответ: + C Ответ: - + C
3. Найдите определенный интеграл:
а) б)
Ответ: 8- Ответ: 36
1. Извлеките корень; найдите его значение при a = 2, b = 3, c = 2 А) 0,3 В) 10 С) 1 D) 2 Е) . 2. Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби А) В) С) D) Е) . 3. Представьте выражение в виде степени с дробным показателем: А) В) С) D) Е) . 4. Вычислить: : · А) 1 В) 9 С) 3 D) Е) . 5. Решите уравнение: = 5 А) 3;7 В) -1;4 С) -3;5 D) -2;6 Е) . 6. Упростить выражение: А) В) С) D) Е) . 7. Решите систему уравнений: А) (64;25) В) (16;1) С) (81;16) D) (256;81) Е) . 8. Вычислите интеграл: . А) 45 В) 8 С) 54 D) 54 Е)0 9. Найдите первообразную функции f(x) = А) + C В) 4 + C С) + C D) 8 + C Е) + C. 10. Задана функция f(x) = + , найдите f´(1) А) 4 В) 1 С) 2 D) 8 Е)3. |