Практические работы к курсу «География» 8 класс
Практическая работа №1
Географическое положение России
Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения РФ
Ход работы
Используя текст учебник, план а и карты атласа дайте характеристику ГП России
На контурной карте России:
Красным цветом обозначьте государственную границу России;
Определите протяжённость России с севера на юг по 100о в.д. и с запада на восток по 60о с.ш. (до залива Шелихова);
Подпишите названия приграничных с Россией государств;
Подпишите названия морей и океанов, омывающие берега России (включая Каспийское море);
Обозначьте крайние точки России, укажите их названия и определите их географические координаты.
Практическая работа №2
Решение задач на определение поясного времени
Цель работы: формирование умений определять поясное время
Ход работы
1 вариант.
1.Определить местное время вЯкутске, если в Мурманске полдень.
2.Опрелить поясное время в Анадыре, если в Санкт – Петербурге 10 часов утра.
3.Местное время населенного пункта отличается от московского на 6 часов.В каком часовом поясе находится этот пункт?
4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Якутска в Москву?
5. Определите, когда по московскому времени совершит посадку в Москве (2 пояс) самолет, вылетевший из Новосибирска (5 пояс) в 11 часов по местному времени и находившийся в полете 5 часов.
2 вариант.
1.Определить местное время Верхоянска, если в Новосибирске полночь.
2. Определить поясное время в Якутске, если в Москве 15 часов.
3. Местное время населенного пункта отличается от московского на 5 часов. В каком часовом поясе находится этот пункт?
4. На сколько и куда надо перевести стрелки часов пассажирам, прилетевшим из Анадыря в Якутск?
5. Самолет вылетел в 9 часов по местному времени из Якутска (8 пояс) в Москву (2 пояс). Когда по московскому времени совершит посадку в Москве самолет, находившийся в полете 5 часов.
Практическая работа №3
Обозначение на контурной карте основных форм рельефа
Цель работы: познакомиться с основными формами рельефа России
Ход работы
Используя текст учебника и карты атласа, отметить на контурной карте основные формы рельефа России, выделенные курсивом в тексте параграфа
Практическая работа №4
Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых
Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезным ископаемыми
Ход работы
Сравнить содержание тектонической и физической карт. Установить наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны. Фактический материал обобщить в форме таблицы
Территория |
Тектоническая структура |
Соответствующая ей форма рельефа |
Полезные ископаемые |
Кавказ |
|||
Западно-Сибирская равнина |
Сделайте вывод о существовании взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми
Практическая работа №5
Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных географических объектов
Цель работы: формирование умений работать с различными типами климатических карт и с синоптической картой
Ход работы
Используя карты атласа, текст и карты учебника, заполните таблицу:
Город |
Суммарная солнечная радиация (ккал.см2/год) |
Средняя температура января ( °С ) |
Средняя температура июля ( °С ) |
Годовое количест- во осадков ( мм ) |
Испаряе- мость ( мм ) |
Коэффициент увлажнения |
Мурманск Москва Астрахань |
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод о закономерностях распределения суммарной солнечной радиации, температуры воздуха, осадков и испаряемости
Практическая работа №6
Характеристика реки по плану
Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации
Ход работы:
Используя текст учебника, физическую, климатическую карты, карту водных ресурсов и климатограммы атласа, карту экологических проблем, дайте описание одной из рек России по типовому плану:
Вариант 1 – Лена
Вариант 2 - Амур
Географическое положение реки на территории России (в какой части России протекает река);
Местонахождение истока реки, направление течения, устье;
К бассейну какого океана или внутреннего стока относится река;
Источники питания реки
Тип водного режима
Падение и уклон реки
Характеристика течения
Хозяйственное использование реки
Вывод: Отчего зависит падение реки, питание и ее режим?
Практическая работа №7
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон
Цель работы: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне
Ход работы
Используя текст учебника, карты атласа, дополнительную литературу, опишите природную зону степей.
План:
Географическое положение
Климат (температура января, июля, количество осадков, увлажнение)
Почвы
Типичные растения (черты приспособленности к условиям жизни)
Типичные животные и их приспособленность к условиям обитания
Экологические проблемы
Практическая работа №8
Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов
Цель работы: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека в любом их природных районов.
Ход работы
Используя карты атласа, оцените условия жизни и деятельности человека в Норильске по плану:
Особенности географического положения
Особенности климата
Особенности внутренних вод
Особенности почв
Особенности растительного и животного мира
Природная зона, в которую входит район
Сделайте вывод об условиях жизни и деятельности человека, о приспособлении человека к жизни в экстремальных условиях.
Практическая работа №9
Географическое положение Ивановской области
Цель работы: сформировать умение оценки географического положения своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу
Ход работы
По карте на стр. 4 определите, в каком природном районе находится Ивановская область.
По карте на стр. 5 выясните, с какими областями и где граничит Ивановская область.
Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток.
Чему равна площадь нашей области?
Сколько административных районов выделяется на территории нашей области?
Определите географические координаты Иванова и Приволжска.
Вывод: Оцените положительные и отрицательные черты географического положения Ивановской области
Практическая работа №10
Оценка природных условий Ивановской области.
Цель работы: сформировать умение оценки природных ресурсов своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу
Ход работы
1.Какова высота местности в Ивановской области?
2.В какой части области встречается наименьшая высота? Чему она равна?
3. Какие полезные ископаемые есть в Ивановской области?
4.В каком климатическом поясе находится Ивановская область?
5. Чему равна средняя температура января и июля? (Указать где)
6.Чему равно наибольшее количество осадков?
7. Где на территории области наблюдалась самая низкая и самая высокая температуры? Какие?
8. К бассейнам каких рек относятся все реки Ивановской области?
9. Назовите 2 самых крупных озера области
10. Охарактеризуйте почвы Приволжского района
Вывод. Оцените природные условия области (Благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека)
Практическая работа №11
Оценка природных ресурсов Ивановской области
Цель работы: сформировать умение оценки природных ресурсов своей местности, используя карты атласа и дополнительную литературу
Ход работы
1. Используя карты атласа ивановской области и дополнительную литературу, дайте характеристику:
А) агроклиматическим ресурсам
Б) минеральным (количественная и качественная оценка)
В) почвенных ресурсов
Г) водных ресурсов
Д) биологических ресурсов
2. Вывод: дайте оценку природных ресурсов для развития хозяйства Ивановской области
Юлия Байдина