Практика разработки и применения критериального оценивания на уроке биологии в 6 классе.
Задание №1
Недалеко от дома Катя наблюдала, как зимой зайцы обгрызли кору у молодой березы, а через некоторое время она заметила, что дерево погибло. Выскажите предположения, почему и как это произошло.
Как вы думаете, почему повреждение коры у деревьев опасно для их жизни?
| |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений. Контекст: глобальный Уровень сложности: высокий Формат ответа: развернутый ответ Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления | |
Система оценивания | |
3 балла | 1.В коре дерева, проходят ситовидные трубки, по которым проходят необходимые для жизнедеятельности вещества ( органические ). 2.При повреждении коры, повреждаются и трубки. 3. Поступление питательных веществ уменьшается, что губительно влияет на растение. |
2 балла | Не упоминается 1 элемент ответа |
1 балл | Приведен только 1 элемент ответа |
0 баллов | Другие ответы, не подходящие Ответ отсутствует |
Задание № 2
Прочитайте текст и выполните задание
Приключение кота Шмяка
1.Глядя на банку, в которой росла роза , кот Шмяк вдруг почувствовал, что начинает уменьшаться. От удивления кот подпрыгнул и упал в воду. Он сразу же увидел перед собой корни розы. Клетки корня плотно прилегали друг к другу, и Шмяку никак не удавалось найти между ними щелочку, чтобы попасть в растение.
2. Вдруг кот увидел клетку с длинными выростами, которая быстро поглотила его, и он мигом оказался внутри корня.
3. Поднимаясь выше по стеблю, Шмяк оказался в какой-то трубе, очень длинной и довольно мрачной. Труба была практически пустой, если не считать горьковато-солоноватого раствора, который поднимался вверх и очень помог коту.
4. Вместе с этим раствором Шмяк оказался в листе и, перебравшись через межклеточное пространство, попал в другую трубочку. Оглядевшись, кот увидел, что под ногами и над головой находится что-то похожее на сита. Жидкость в этой трубочке была сладковатая, и двигалась вниз.
5. И тут он увидел промежуток, через который и выбрался наружу, превратившись снова в обычного кота.
2.1. Какие ткани встретились на пути Шмяка? Назовите их и укажите признаки, по которым вы узнали каждую из них. ( 5баллов)
| |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений. Контекст: личный Уровень сложности: средний Формат ответа: развернутый ответ Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления | |
Система оценивания | |
5 баллов- 1 балл за каждое пояснение | Примерные элементы ответа: 1.Покровная ткань (Клетки ткани плотно прилегали друг к другу) 2.Корневой волосок (клетка с длинными выростами) 3.Сосуды (пустая труба – мертвые клетки, потерявшие стенки, отделяющие их друг от друга и горьковато-солоноватый раствор – вода с растворенными в ней минеральными солями) 4.Ситовидные трубки (похожее на сита и сладковатая жидкость – раствор органических веществ( сладкие )) 5.Устьица (промежуток, через который и выбрался наружу) |
0 баллов | Другие ответы Ответ отсутствует |
2.2. Сделайте вывод: какой процесс смоделировал Шмяк ( 1балл)
| |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений. Контекст: местный Уровень сложности: средний Формат ответа: развернутый ответ Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления | |
Система оценивания | |
2 балла | Примерные элементы ответа: Здесь описывается взаимосвязь между процессами: а)корневого давления, б)работа проводящей системы корня в)транспирация (испарение) воды листьями. |
1 балл | Не назван один элемент ответа Неверно назван один элемент ответа |
0 баллов | Другие ответы Ответ отсутствует |
2.3. Заполните таблицу
Проводящая ткань | Проводящие элементы | Проводимые вещества | Направление движения |
Древесина | Б | Вода и минеральные соли | Г |
А | Ситовидные трубки с живыми клетками-попутчиками | В | Восходящие и нисходящие |
| |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений. Контекст: местный Уровень сложности: низкий Формат ответа: выбор нескольких правильных ответов для заполнения таблицы Объект оценки: Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующий выбор | |
Система оценивания | |
2 балла | Названы А) Луб Б) Сосуды В) Органические вещества Г) Восходящие (вверх) |
1 балл | Не назван один элемент ответа Неверно назван один элемент ответа |
0 баллов | Другие ответы Ответ отсутствует |
3. Рассмотрите таблицу сравнительного состава (в ммоль/л) жидкостей, транспортирующихся у растения.
Вещества | Древесина | Луб |
Сахароза | _ | 450-470 |
Аминокислоты | 0,7-2,6 | 13-15 |
Калий | 2,4-4,6 | 39,0-46,0 |
Натрий | 2,2-2,6 | 4,4-5,2 |
Кальций | 0,4-1,8 | 0,5-1,6 |
Магний | 0,3-1,1 | 3,5-5,8 |
Нитраты | Следы | 0,003 |
рН | 5,9 | 8,0 |
1 В мг/мл | | |
3.1. Какое вещество транспортируется только по ситовидным трубкам? Обоснуйте свой ответ. (2 б)
3.2. Укажите, какое вещество может встречаться в жидкости и сосудов, и ситовидных трубок примерно в одинаковом количестве. (1б)
| |
Характеристики задания: Содержательная область оценки: содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений. Контекст: местный Уровень сложности: низкий Формат ответа: выбор верного ответа, краткое пояснение Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения данного вопроса | |
Система оценивания | |
3 балла | Приведены все 3 элемента ответов: 1.Только по ситовидным трубкам транспортируется сахароза. 2.Сахароза-органическое вещество, синтезируется в растении и переносится по ситовидным трубкам. 3.Кальций может встречаться в жидкости и сосудов, и ситовидных трубок примерно в одинаковом количестве. |
2 балла | Приведены 2 элемента ответов |
| Приведен 1 элемент ответа |
0 баллов | Другие ответы Ответ отсутствует |