Практико-ориентированные задания в обучении истории и обществознания
Практико-ориентированные задания в обучении истории и обществознания
Современное образовательное пространство Российской Федерации находиться на этапе интенсивного реформирования и по-прежнему готово отвечать актуальным проблемам и вызовам общества. Так, например, это проблема «кадрового голода», нехватки специалистов среднего звена. Подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных профессиональных кадров – важная и сложная задача. Поэтому формирование у будущих выпускников общих и профессиональных компетенций, в соответствии с ФГОС – это важный показатель решения обозначенной выше проблемы.
Подготовка профессионала, с широким набором навыков, также уже решается через федеральный проект Министерства просвещения Российской Федерации - программа «Профессионалитет». Первые результаты этой программы уже доказывают ее результативность. При сотрудничестве с бизнесом, программа отвечает потребностям экономики конкретных регионов.
Специалисты готовятся точечно для индустрии предприятий, а регионы обеспечиваются необходимыми профессиональными кадрами. Поэтому крайне необходимо учитывать профессиональную направленность в преподавании общеобразовательных учебных предметов и организовывать обучение с учетом профессиональной направленности личности будущего специалиста. Это способствует повышению мотивации обучающихся и обеспечивает опережающий вход в профессию или специальность.
Реализуя профессионально направленное обучение по дисциплинам общеобразовательного цикла история и обществознание использую педагогические технологии: деловые игры, портфолио, кейс-метод, метод проектов. Они применяются как инструмент работы по обобщению и систематизации знаний, умений по междисциплинарному курсу и профессии, а также для демонстрации сформированности ОК, при решении проблем профессиональной направленности.
Профессионально направленные задания имеют широкий диапазон применения и могут быть использованы на всех этапах урока. Так, на занятии в рамках курса обществознание по теме 3.4. «Предприятие в экономике» в группе «Машинист дорожных и строительных машин», проводиться деловая игра «Моя фирма», где воспроизводятся элементы производственной деятельности и используются узкопрофессиональные знания. Можно применить следующий план: 1)Название фирмы; 2)Правовая форма организация деятельности; 3)Вид деятельности; 4)Формирование начального капитала и экономические ресурсы; 5) целевая аудитория; 6)Публичная защита своей работы. А на занятии по истории в группе «Машинист локомотива», при изучении темы 2.2. «Советский Союз в конце 1920-х– 1930-е гг.», провожу практическое занятие «Итоги и цена советской модернизации», предлагаю оценить развитие железнодорожной отрасли в 1930 гг.
Подобные занятия позволяют развивать критическое и творческое мышление обучающихся, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, узнавать различные аспекты своей будущей профессиональной деятельности.
Список использованных источников
1. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
2. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
3. Стратегия развития системы среднего профессионального образования до
2030 года.