12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Анучкина18

                            Права ребенка и ювенальная

юстиция в России


Анучкина О.А.,   воспитатель МБДОУ №462, Самара.


Жизнедеятельность в нашем ДОУ «Калинка» организуется в соответствии с нормативными правовыми документами, один из таких – программа.

На протяжении многих лет ребенок рассматривался как будущий член общества. Воспитание толковалось как процесс подготовки детей к выполнению тех или иных социальных функций. Лишь постепенно, по мере становления представлений о самоценности человеческой личности, ребенок стал восприниматься не только как объект педагогических воздействий, а как равноправный партнер.

Чтобы говорить о правах ребенка, для начала, я бы хотела определить, что же это такое.  Понятие «права ребенка» тесно связано с понятием «права человека», которое рассматривается в контексте общечеловеческих ценностей. Речь идет о человеческой свободе, связанной с представлениями о справедливости, а принципы демократии сочетаются с идеалами гуманизма.

В основе такого понимания – признание ребенка личностью, которая обладает таким же достоинством, как и взрослый. Разница только в том, что взрослые способны самостоятельно защищать свои интересы, ребенок же вынужден обращаться за помощью к тем, кто готов, и главное, должен гарантировать защиту. Права ребенка до сих пор воспринимаются в массовом сознании, как нечто вроде бы приемлемое, но не требующее серьезных усилий педагогов, родителей и общества.

20 ноября 1989г. была принята Конвенция о правах ребенка. На территории нашей страны ее ратифицировали 15 сентября 1990г. Конвенция предусматривает равные и одинаковые права всех детей Земли – это международный юридический документ, признающий все права человека в отношении детей от рождения до 18 лет.

Основные положения конвенции:

- В первую очередь ребенок имеет право на жизнь!

- Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

- Ребенок имеет право на общение с родственниками.

- Ребенок имеет право на защиту.

- Ребенок имеет право иметь и выражать свое мнение.

- Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию, а также национальность и гражданство.

- Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей.

- Каждый ребенок имеет право на образование!

- Каждый ребенок имеет право на медицинскую помощь.

- Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Мы, взрослые, не имеем права требовать от своих детей чего-то в силу того, что они наши дети. Они ничего нам не должны. Зато мы, в свою очередь, должны обеспечить ребенка здоровы питанием, возможностью крепкого сна, одеждой, нужными медикаментами, образованием, защитой от посторонних и нарушения прав, заботой и любовью.

В настоящее время мы все чаще слышим в средствах массовой информации о вступление в силу закона об ювенальной юстиции, под которой в широком смысле, мы понимаем систему государственных (муниципальных) структур и негосударственных организаций, совместно действующих с целью формирования и деятельности комплексной системы защит прав ребенка.  Таким образом- ювенальная юстиция- это, по нашим представлениям, не только специализированный, ювенальный суд, где рассматриваются дела, одним из участников в которых является ребенок (несовершеннолетний), но и множество разнообразных социальных служб. И уверены, что система ювенальной юстиции будет эффективной лишь в том случае, когда основной и главной задачей ее станет не выстраивание границ ответственности того или иного ведомства, а защита прав и законных интересов конкретного ребенка в конкретной жизненной ситуации.

Что произойдет в России через несколько лет, если будет принята ювенальная юстиция? Результаты мы можем увидеть уже сегодня на примере некоторых западных стран. Там тоже недавно говорили, что эта система создана в интересах детей, и что порядочным родителям опасаться нечего. В Норвегии так называемые социалисты пытаются воплотить в жизнь идею о том, что все должны быть одинаковыми. Все дети должны ходить в детский сад с года, должны быть адаптированы к социальной среде, хорошо воспитаны. Если ребенок отличается от других, выделяется из общей массы (даже если он стеснительный или непоседливый), принимается за работу служба опеки над детьми Barnevern ( Барневарн), сотрудники которой уверяют, что умеют формировать детей. Их логика: легче формировать маленького ребенка, чем подростка, который уже испорчен. Причины для подачи жалобы в эту организацию могут быть различными. Например, если родители «заставляют» ребенка убирать в комнате и выносить мусор, это называется принудительным использованием детского труда. Барневарн имеет весьма широкие полномочия. Основанием для того, чтобы забрать ребенка от родителей, может быть мнение одного человека – классного руководителя, врача, медсестры, заведующей детским садом, представителя самой Барневарн, если вы им не понравились просто даже случайного человека, недоброжелателя. Они говорят о соблюдении прав человека и заботе о детях, но не понимаю или не хотят понимать, что если ребенка забрали от родителей, травма детской психике уже нанесена, и это уже никакими средствами не вылечишь.

Ювенальная юстиция встречает крайне отрицательную реакцию значительной части российского общества.

Особой задачей становится защита прав и достоинства маленького ребенка. Главное, чтобы педагог и родители вели работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жесткого обращения.

В свою очередь с нашими воспитанниками мы ведем активную работу по ознакомлению со своими правами: проводим беседы (как с детьми, так и с родителями), занятия, досуговую деятельность и т.д.

Предлагаю вашему вниманию комплексное занятие для детей старшей группы с ЗПР.

Наши права

 Задачи

Образовательные:

- дать детям общее представление о своих правах, способствовать социально-нравственному развитию;

- развивать умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Коррекционные:

- продолжать развивать связную речь;

- расширять и активизировать словарь;

- знакомить с понятиями: «право на имя», «право на жилье», «право на любовь и заботу».

Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе, любовь к близким.

Оборудование: кукла, сундучок, свидетельство рождении, домик, сердечки ( для детей и гостей), мяч.

                                                      ***

В гости к детям приходит кукла Маша и приносит с собой красивый сундучок, в котором лежит свидетельство о рождении, сердечки, домик.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята к нам в гости пришла кукла, ее зовут Маша.

Дети здороваются с куклой.

Маша на что-то принесла в своем сундучке. Давайте вместе посмотрим, что же там.  (Достает из сундучка свидетельство о рождении.) Это свидетельство о рождении, в котором записаны ваше имя, фамилия и отчество. Имя есть у каждого ребенка, так как каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель. Имя вам дают ваши родители. Свидетельство о рождении – это ваш первый документ в жизни. Давайте встанем в круг, и вы по очереди назовете свои имена.

Дети называют.

А теперь кукла Маша хочет услышать, как ласково по имени вас называют папа и мама.

Проводится игра с мячом.

Что должно быть у каждого ребенка?

Дети. Имя, фамилия, отчество.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель (достает из сундучка игрушечный домик). Еще каждый ребенок имеет право на дом. У всех вас есть свой дом, в котором вы живете с родителями. Назовите свой домашний адрес.

Дети называют город, в котором живут, улицу, номер дома и квартиры.

Воспитатель. Помните, ребята, мы с вами читали сказки, в которых кто-нибудь из героев поступал неправильно, выгнал из собственного дома хозяина. Какие это сказки?

Дети. «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Морозко».

Воспитатель. Кто неправильно поступал в этих сказках?

Дети отвечают.

Ребята, давайте построим из наших пальчиков и рук различные дома: «дом», «дом с трубой», «сарай».

Физкультминутка

Вот стоит красивый дом –

Тридцать три окошка в нем,

В гости к другу я пойду,

И в окошко постучу.

Тук-тук-тук,

Открывай

Воспитатель показывает на игрушечный домик.

Воспитатель. Что же еще должно быть у каждого ребенка?

Дети. Дом.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Давайте посмотрим, что еще лежит в сундучке у Маши.

Воспитатель достает сердечко.

А еще у вас есть право, которое помогает вам быть счастливыми, делает вашу жизнь светлой. Это право на любовь и заботу, право всегда быть с родителями. Кто вас любит и заботиться о вас?

Дети отвечают.

А кто нуждается в вашей заботе и любви? Что вы можете сделать для своих родителей, чтобы они почувствовали вашу любовь и заботу?

Дети. Хорошо вести себя, слушаться и помогать.

Воспитатель. Давайте с вами вспомним и прочтем стихи о тех, кого вы любите.

Дети читают стихи о маме, папе, бабушке. Затем выходят на коврик, образуя круг. Звучит тихая музыка.

Воспитатель. Давайте, ребята, построим из наших ладошек «пирамиду любви». (Протягивает руку.) Я люблю свою семью.

Дети по очереди кладут ладонь на ладонь и перечисляют, кого они любят.

Пирамида получилась высокая, теплая, потому, что мы любим друг друга. (Обнимаются.) В знак любви я хочу подарить вам сердечки.

Воспитатель дарит детям сердечки.

Воспитатель. Ребята, вы любите ходить в детский садик?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда давайте тоже подарим нашим гостям сердечки, ведь они работают в нашем саду.

Дети дарят сердечки гостям. Затем подходят к воспитателю, он задает обобщающие вопросы по теме. Дети просят куклу Машу остаться поиграть, а с гостями прощаются.

Литература.

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группа. Пособие для воспитателей детских садов, детских домов, частных групп и родителей. М., 2001.

2. Бернс Э. Развитие Я - концепции и воспитание. М., 1986.

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.,2003.

 






       


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.