Статья «Правильные ориентиры в процессе изучения дробей»

0
0
Материал опубликован 21 August

Правильные ориентиры в процессе изучения дробей.

В современном мире, где технические науки, такие как электроника, информационные технологии, робототехника и программирование, играют все более значимую роль, математика приобретает статус фундаментального инструмента, без которого невозможно освоить эти области знаний. Математика не только служит основой для изучения естественных наук, таких как физика, химия и биология, но и позволяет понять принципы работы сложных систем, анализировать данные, решать практические задачи, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.

Помимо практического применения, изучение математики воспитывает в человеке ценные качества: логическое мышление, аналитические способности, креативность, умение решать проблемы, способность к абстрактному мышлению. Математика учит концентрировать внимание, развивает память, способствует формированию критического мышления, а также развивает навыки работы с информацией.

При разработке курса математики важнейшим аспектом является структурирование учебного материала на единой основе. Это значит, что содержание должно быть логично организовано, чтобы обеспечить плавный переход от начального к более сложному уровню обучения. В начальной школе учащиеся осваивают базовые математические понятия и навыки, такие как сложение, вычитание, умножение и деление, а также знакомятся с простыми геометрическими фигурами и измерениями. При переходе к более углубленному изучению математики в старших классах необходимо учитывать, что многие из этих базовых идей будут развиваться и усложняться. Например, понятие чисел расширяется до работы с дробями, десятичными числами и даже комплексными числами. Разработка адаптивных методов обучения может значительно повысить эффективность курса.

История преподавания дробей в школьной математике имеет свои корни, уходящие в середину XX века, когда возникли первые серьезные дискуссии о том, как лучше организовать обучение. В частности, традиционный подход, который был закреплён в учебниках таких авторов, как Н.Я. Виленкин, Э.Р. Нурка и А.Э. Тельгман, стал предметом обсуждения и пересмотра. В конце 1950-х годов стало очевидно, что существует множество проблем в системе преподавания математики в школах. Основные проблемы заключались в том, что слишком много времени уделялось арифметике, а другие математические дисциплины, такие как алгебра и геометрия, оставались недооцененными и не соответствовали современным требованиям. Важным событием в этом контексте стало принятие в декабре 1958 года Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Этот закон стал основой для реформирования образовательной системы, в том числе и в области математики. В первом номере журнала «Математика в школе» за 1959 год была опубликована статья, в которой обсуждались изменения в программах по математике. В частности, авторы статьи поднимали вопрос о необходимости пересмотра порядка изучения дробей. Они утверждали, что акцент в обучении должен быть смещён с обыкновенных дробей на десятичные. Это предложение основывалось на том, что десятичные дроби имеют гораздо большую практическую значимость в повседневной жизни, особенно в условиях, когда экономика и наука всё больше ориентируются на десятичную систему. Кроме того, было отмечено, что учащиеся гораздо менее уверенно работали с десятичными дробями, чем с обыкновенными, что также подтверждало необходимость изменения подхода к обучению. Авторы статьи предлагали, чтобы десятичные дроби изучались в пятом классе до обыкновенных, что позволило бы уделить им больше внимания на протяжении всего курса арифметики. Это изменение могло бы помочь учащимся лучше понять и освоить десятичные дроби, что, в свою очередь, подготовило бы их к более сложным математическим концепциям в будущем. Дискуссия о порядке изучения дробей не утратила своей актуальности и в наши дни. Некоторые методисты и педагоги продолжают поднимать вопросы о том, как лучше организовать процесс обучения, чтобы он соответствовал современным требованиям и нуждам учащихся. Например, в условиях быстро развивающихся технологий и информационного общества важно, чтобы школьники не только знали, как выполнять арифметические операции, но и умели применять математические знания в реальных жизненных ситуациях. Современные учебные программы должны учитывать не только теоретические аспекты, но и практическое применение знаний. Это означает, что акцент на десятичные дроби может быть более оправданным, чем когда-либо, особенно в контексте финансовой грамотности, где работа с десятичными дробями является неотъемлемой частью. Учащиеся должны быть готовы к тому, чтобы применять свои знания о дробях в различных сферах жизни, от расчёта бюджета до понимания статистики и анализа данных.

Правильно выбранная методика преподавания должна способствовать глубокому пониманию изучаемого материала, развитию критического мышления и способности применять знания на практике. Важно также учитывать индивидуальные особенности обучающихся и их интересы, чтобы заинтересовать их и сделать процесс обучения более эффективным.

Первое знакомство с обыкновенными дробями, такими как 1/2, 1/3, 2/3 и другими, происходит у школьников в третьем классе, когда они начинают изучать не только натуральные числа, но и основы дробной арифметики. Это важный этап в формировании математического мышления, поскольку дроби представляют собой неотъемлемую часть повседневной жизни и научных расчетов. Систематическое изучение дробей углубляется в пятом классе, когда ученики уже имеют базовые знания о числах и могут перейти к более сложным концепциям. Поэтому в методике преподавания математики существует проблема порядка изучения обыкновенных и десятичных дробей, что вызывает множество обсуждений среди педагогов. Существует несколько подходов к решению данной проблемы. Первый из них — традиционный подход, который предполагает, что сначала ученики изучают обыкновенные дроби, а затем переходят к десятичным. Этот метод имеет свои преимущества, так как позволяет ученикам сначала понять основные принципы работы с дробями, прежде чем переходить к их десятичным аналогам. Второй подход заключается в том, что сначала изучаются десятичные дроби, а затем обыкновенные. Этот метод может быть полезен в тех случаях, когда учащиеся уже знакомы с концепцией деления и могут легко воспринимать десятичные дроби как более привычные для них. Третий подход — смешанный, при котором изучение обыкновенных и десятичных дробей происходит чередующимися блоками, что может помочь учащимся увидеть взаимосвязь между двумя типами дробей. В действующих учебниках 5-го и 6-го классов, написанном Н.Я. Виленкиным, В.И. Жоховым, А.С. Чесноковым и другими придерживаются третьего варианта. В начале вводится понятие обыкновенной дроби, что позволяет учащимся осознать, как дроби используются в математике. Затем рассматриваются вопросы сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, что является важным шагом для понимания основ дробной арифметики. После того как ученики освоят эти базовые операции, они переходят к изучению десятичных дробей, где рассматриваются все четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Важно отметить, что алгоритмы действий с обыкновенными дробями изучаются как в 5-м, так и в 6-м классе. В 6-м классе ребята более углубленно изучают обыкновенные дроби, а затем переходят к изучению процентов, что по сути является изучением десятичных дробей.

При изучении темы «Десятичная запись дробей» или «Сравнение десятичных дробей» ученики должны овладеть рядом важных навыков и умений. Прежде всего, они должны уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями, что включает в себя приведение дробей к общему знаменателю, как 1, 10, 100 и так далее. Кроме того, ученикам важно уметь читать обыкновенные дроби, а также различать их на правильные и неправильные. Правильные дроби имеют числитель меньше знаменателя, в то время как неправильные дроби содержат числитель, который больше или равен знаменателю. В процессе обучения часто наблюдается, что некоторые ученики легче выполняют арифметические действия, переводя десятичные дроби в обыкновенные и наоборот. Это может быть связано с тем, что десятичные дроби имеют более наглядную форму, что помогает лучше понимать их значение и применение. Например, дробь 0,75 может быть легко преобразована в 75/100, что позволяет ученикам увидеть, как это соотносится с обыкновенной дробью.

Исходя из моего опыта, основанного на наблюдениях за учениками, чтении методической литературы и советах более опытных коллег, я пришла к выводу, что применение смешанного подхода к обучению дробям может значительно повысить эффективность усвоения материала. Смешанный подход включает в себя использование как обыкновенных, так и десятичных дробей в одном уроке, что помогает ученикам лучше понять взаимосвязь между этими двумя видами дробей. Например, можно начать с объяснения, как преобразовать десятичные дроби в обыкновенные, и наоборот, а затем перейти к решению задач, где необходимо применять оба типа дробей. Кроме того, важно также использовать различные наглядные материалы и интерактивные задания, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным и доступным. Это может быть, как работа с графиками и диаграммами, так и использование онлайн-ресурсов и приложений, которые предлагают интерактивные упражнения. Таким образом, ученики не только запоминают теоретический материал, но и учатся применять его на практике, что является ключевым моментом в их образовании.


 

Автор Андреева Евгения Менхаевна, учитель математики МБОУ «СОШ №2» г. Невельска.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации