12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мишарина Надежда Сергеевна25
5

Технологическая карта урока по теме: «Правильные и неправильные дроби»

Тема: «Правильные и неправильные дроби»

Тип урока: урок открытия новых знаний. 5 класс.

Авторы учебника: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.

Технология: системно-деятельностный подход.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цель урока: Создать условия для вывода определения правильных и неправильных дробей

Планируемый результат: Уметь определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче, сравнивать обыкновенные дроби с единицей.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Самоопределение к учебной деятельности

Как сказал советский педагог Алексей Иванович Маркушевич: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

Поднимите руку, кто согласен с этим утверждением.

Поднимают руку, если согласны

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

А вы знаете, что в 1525году 26 января появилась первая печатная карта Руси, по другому названная картой Московских земель. И сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие по данной карте. Но путешествие у нас будет конечно математическое.

Любой путешественник отправляясь в дальние страны имеет за спиной определенный багаж знаний.

Собираем багаж, чтобы отправится в путешествие:

Каждый может за версту

Видеть дробную черту.

Над чертой - __________ , знайте,

Под чертою - ______________ .

Дробь такую, непременно,

Надо звать _________________ .

- А что же показывает знаменатель дроби?

(На сколько равных частей разделили целое.)

- Что показывает числитель дроби?

(Сколько равных частей взято.)

Следующее задание: прочитать дроби

; ; ; ; ; ; .

Молодцы, теперь мы можем отправиться в наше путешествие

Дети называют пропущенные слова, отвечают на вопросы

Читают дроби

 
 

Кто-нибудь из вас слышал, что в копилке Ивана Грозного было 248 карт. Попробуйте составить из этих цифр всевозможные дроби.

Как говорится в пословице: «Одна голова хорошо, а две лучше» поэтому поработаем в группах (5 чел)

Инструкция:

Для работы у каждой группы есть карточки

НА одну карточку вы пишете крупно фломастером 1 дробь

Не забывайте правила работы в группе.

Время ограничено 2 минуты

Дети слушают инструкцию, делятся на группы и выполняют задание

 
 

Посмотрим, что у вас получилось, какие дроби вы составили.

Кто может дополнить ряд

Кто – нибудь один из группы выходит и прикрепляет листочки к доске, могут дополнить еще ряд

 
 

Составили дроби молодцы. Найдите в путевых листах цифру 1 и поставьте + если вы участвовали в работе группы и получили результат

Дети отмечают в путевых листах свой результат

 

3.Этап выявления места и причины затруднений

Сегодня мы можем карты видеть в каком виде? Вы знаете на что наносились карты на Руси?

Чтобы проверить ваше предположение мы отправимся дальше. Для этого выполним следующее задание: попробуйте разбить составленные дроби на 2 группы

Бумажном , электронном

Предлагают свои варианты ответов (на бумаге, на коре на ткани, на камне…)

Желающие выходят к доске и пытаются разбить дроби на 2 группы

 

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Почему вы так разбили эти дроби?

Как вы думаете имеют ли название эти группы дробей?

В математике принято дроби делить на две группы: правильные и неправильные

Значит, тема сегодняшнего урока…

Напишите на своих путевых листах тему урока: Правильные и неправильные дроби

Какова же цель урока?

Какую дробь мы можем назвать правильной?

Какую дробь называют неправильной?

Как мы можем проверить ваше предположение?

Откройте учебники на стр 151 найдите правило, прочитайте про себя.

Совпало ваше мнение с определением в учебнике?(Вывесить карточку правильные и неправ дроби)

Еще раз прочитайте правило и расскажите друг другу в пол голоса

На своих путевых листах на цифре 2 напишите по три дроби в каждую группу правильные и неправильные.

Если вы смогли привести примеры правильных и неправильных дробей поставьте в квадратик +

Посмотрим на что же наносились карты(достать кусок березты)

Что же мы с вами узнали?

У одних числитель меньше, чем знаменатель, а у других больше или равен знаменателю

Высказывают свои предположения

Правильные и неправильные дроби

Выяснить какие дроби называются правильными а какие неправильными., научится сравнивать прав и неправ дроби с единицей.

Высказывают свои мнения(правильная дробь- это дробь у которой числитель меньше знаменателя

Неправильная дробь это дробь у которой числитель больше или равен знаменателю.

В учебнике

Отвечают на вопрос и рассказывают друг другу определение, пару человек рассказывают вслух

Пару человек говорят вслух какие дроби привели.

Что дроби бывают правильными и неправильными

 
 

Физминутка

Я буду читать дроби, а вы хлопаете в ладоши и киваете, если названа правильная дробь, и мотаете головой в стороны, если названа неправильная дробь.

; ; ; ; .

Делают физминутку

 

5. Реализация построенного проекта

Отправляемся дальше к цифре 3. До того как напечатали карту, ее создал некий путешественник по описаниям и опросам. А имя этого путешественника мы узнаем выполнив следующее задание:

У вас на партах есть зеленые листочки с заданиями:

Напишите:

А) все правильные дроби со знаменателем 6

Б)все неправильные дроби с числителем 5

Возьмите их и выполните эти задания в парах

Прочитайте полученные дроби.

1/6,2/6,3/6,4/6,5/6

5/5,5/4,5/3,5/2,5/1

У кого по другому?

И на путевых листах поставьте + если вы верно выполнили задание и ? если задание вызвало затруднение и вы допустили ошибку.

Теперь узнаем как же все таки звали этого путешественника? Дмитрий Герасимов.

Какие вы молодцы, у нас осталась одна цифра на нашей карте.

Выполняют задания в парах

(Сильная пара на большом листочке)

Результат вывешивается на доску

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

А осталась ли карта такой какой она была в 1525 году?

При каком царе началась правильная картография?

Чтобы узнать имя царя, мы выполним следующее задание

(Задание на сравнение дробей)

Найдите на партах розовый листочек с тестом, постарайтесь выполнить задания.

Проверьте результат, если все верно ставьте + в путевой лист, если есть ошибки знак ?

Кто же этот Царь?(Фото на экран)Знаете как его зовут?

Ответ детей

Выполняют тест

Дети говорят ответ

Результаты теста н а экран

       

7. Домашнее задание

Д/З №999,1000

По желанию задание на листочках

   

8. Рефлексия

Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги.

Какова была цель урока? Достигли ли мы цели?

Мы вернулись в родные края и на берегу нас ждет дерево.

Оно красивое?

На ваших партах есть листья, цветы и плоды.

Теперь посмотрите на свои путевые листы. Обратите внимание какие знаки вы поставили в ходе путешествия:

Если вы считаете что достигли цели урока и узнали для себя что то новое, то прикрепите к нашему дереву плоды.

Если вам было интересно на уроке, но были затруднения, прикрепите цветы.

Если вам было не интересно, скучно и вы не достигли цели урока прикрепите листочек.

Молодцы! Посмотрите наше дерево ожило и дало плоды, а плоды это несомненно новые знания

Спасибо за урок. Урок окончен.

Отвечают на вопросы

Прикрепляют плоды цветы листочки

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.