«Право, как регулятор общественных отношений»

0
0
Материал опубликован 13 November

Тема урока: «Право, как регулятор общественных отношений»

Класс: 7

Цель - показать важность права в жизни об­щества.

Задачи:
а) образовательная - работа над понятием "право", определить признаки и роль права в обществе;
б) развивающая - продолжить развитие умений объяснять понятия, анализировать, высказывать собственное мнение, делать выводы;

в) воспитательная - содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга; - воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;


Учитель: давайте вспомним:

? Что такое социальное нормы?

? Зачем нужны социальные нормы, какую роль они играют в жизни общества?

? О каких видах социальных норм идет речь в примерах?

1) Уважительно относиться к старшим (нормы морали)

2) Соблюдать правила поведения за столом (нормы этикета)

3) Посещать церковь (религиозные нормы)

4) Следить за своим внешним видом (эстетические нормы)

6) Уплата налогов и пошлин (правовые нормы)

? Чем правовые нормы отличаются от других социальных норм? (Ответы детей)

Учитель: Итак, тема урока: " Право, как регулятор общественных отношений"(запись в тетрадь)

В ходе урока вы узнаете:

1) О происхождении понятия "право"

2) Основные признаки права

3) в чем выражается связь права и морали

4) Какую роль играет право в жизни людей

Понятие "право"

Учитель: При Ярославе Мудром на Руси появился первый письменный свод законов ― Русская Правда.

? Вспомните из курса истории, что это за документ? (ответы учащихся)

Учитель: Почему свод законов был назван "правдой"? В словах "право" и "правда" один корень - "прав". Приведите примеры однокоренных слов ((ответы учащихся)

Учитель: Давайте обратимся к словарям В.И. Даля и С.И. Ожегова и узнаем значение слова "правда".

(Два ученика находят в словарях слово и зачитывают значение)

Правда — это «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость» ( В.И. Даль)

То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. 2. Справедливость, честность, правое дело. (С.И. Ожегов)

? Что общего в понимании слова "правда" у Ожегова и Даля?  (ответы учащихся)

Учитель: Верно, право -  то, что соответствует действительности, реальное положение вещей. Выходит, слова "правда" и "право» - синонимы. Называя свои законы Правдой, их создатели как бы утверждали, что законы справедливые.

Давайте посмотрим какое определение понятия "право" дано в словаре учебника стр. 135. (читаем и записываем определение в тетрадь)

Основные признаки "права"

Учитель: Право имеет определенные признаки, что отличает эго от других социальных норм.

Задание: прочитать п. 1 стр. 38 - 39 и заполнить таблицу.

Признаки права


Смысл признака

Формальная определённость


чёткое указание границ дозволенного.

Нормативность

содержит нормы, определяющие права и обязанности людей.

Государственное обеспечение

нормы, устанавливаемые и защищаемые принудительной силой государства

Общеобязательность

нормы права распространяются на всех жителей государства.

Оформление в письменном виде

Существует исключительно в письменном виде

Системность

право представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

(После выполнения проверяем)

Связь права и морали

Учитель: Поработайте в паре и придумайте три простых примера взаимодействия права и морали. (обсуждаем примеры)

Примеры: 1) Убийство считается одним из наиболее тяжёлых преступлений и одновременно является морально осуждаемым проявлением.2) Ложь. С моральной точки зрения это плохо, но с точки права за это нет никакой ответственности. Исключением служит клевета, за нее предусмотрена уголовная ответственность. 3) Если кто-то жестоко обращается с животным, это может быть не только преступлением с точки зрения закона, но и морально осуждаемо обществом. 4) Забота о престарелых родителях и тд.

Учитель: Мы видим, что во многих случаях нормы закона и морали совпадают.

Роль права в жизни людей

Задание: Прочитайте высказывание и ответьте на вопросы.

Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведёт к хаосу и в конечном счёте к гибели всего общественного организма.

(Л. Спиридонов, правовед)

1. Согласны ли вы с автором, что нарушение правовых норм ведёт к дестабилизации или даже к гибели общества?

2. Почему правовые нормы становятся общеобязательными? Обоснуйте свой ответ.

Ситуационные задания.

1. Что будет с обществом, в котором право не будет вмешиваться в различные сферы общественных отношений?

2. Какой будет жизнь общества, если право будет контролировать каждый шаг, поступок человека?

3. Как договориться людям о правилах поведения, если никто не желает уступать другому?

(в ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что право упорядочивает нашу жизнь, делает ее стабильной, правомерной)

Закрепление материала

? Что такое «право»?

? Назовите основные признаки права?

? Что общего между нормами права и морали?


Д/З параграф 6, вопросы


Использованные источники:


Обществознание: 7 класс: учебник / Л. Н. боголюбов, А. Ю. Лабезникова, А. В. Половникова и др. – Москва: Просвещение, 2024.

yaklass.ru

https://ege.sdamgia.ru/?redir

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.