«Право, как регулятор общественных отношений»
Тема урока: «Право, как регулятор общественных отношений»
Класс: 7
Цель - показать важность права в жизни общества.
Задачи:
а) образовательная - работа над понятием "право", определить признаки и роль права в обществе;
б) развивающая - продолжить развитие умений объяснять понятия, анализировать, высказывать собственное мнение, делать выводы;
в) воспитательная - содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга; - воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;
Учитель: давайте вспомним:
? Что такое социальное нормы?
? Зачем нужны социальные нормы, какую роль они играют в жизни общества?
? О каких видах социальных норм идет речь в примерах?
1) Уважительно относиться к старшим (нормы морали)
2) Соблюдать правила поведения за столом (нормы этикета)
3) Посещать церковь (религиозные нормы)
4) Следить за своим внешним видом (эстетические нормы)
6) Уплата налогов и пошлин (правовые нормы)
? Чем правовые нормы отличаются от других социальных норм? (Ответы детей)
Учитель: Итак, тема урока: " Право, как регулятор общественных отношений"(запись в тетрадь)
В ходе урока вы узнаете:
1) О происхождении понятия "право"
2) Основные признаки права
3) в чем выражается связь права и морали
4) Какую роль играет право в жизни людей
Понятие "право"
Учитель: При Ярославе Мудром на Руси появился первый письменный свод законов ― Русская Правда.
? Вспомните из курса истории, что это за документ? (ответы учащихся)
Учитель: Почему свод законов был назван "правдой"? В словах "право" и "правда" один корень - "прав". Приведите примеры однокоренных слов ((ответы учащихся)
Учитель: Давайте обратимся к словарям В.И. Даля и С.И. Ожегова и узнаем значение слова "правда".
(Два ученика находят в словарях слово и зачитывают значение)
Правда — это «истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость» ( В.И. Даль)
То, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. 2. Справедливость, честность, правое дело. (С.И. Ожегов)
? Что общего в понимании слова "правда" у Ожегова и Даля? (ответы учащихся)
Учитель: Верно, право - то, что соответствует действительности, реальное положение вещей. Выходит, слова "правда" и "право» - синонимы. Называя свои законы Правдой, их создатели как бы утверждали, что законы справедливые.
Давайте посмотрим какое определение понятия "право" дано в словаре учебника стр. 135. (читаем и записываем определение в тетрадь)
Основные признаки "права"
Учитель: Право имеет определенные признаки, что отличает эго от других социальных норм.
Задание: прочитать п. 1 стр. 38 - 39 и заполнить таблицу.
Признаки права | Смысл признака |
Формальная определённость | чёткое указание границ дозволенного. |
Нормативность | содержит нормы, определяющие права и обязанности людей. |
Государственное обеспечение | нормы, устанавливаемые и защищаемые принудительной силой государства |
Общеобязательность | нормы права распространяются на всех жителей государства. |
Оформление в письменном виде | Существует исключительно в письменном виде |
Системность | право представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. |
(После выполнения проверяем)
Связь права и морали
Учитель: Поработайте в паре и придумайте три простых примера взаимодействия права и морали. (обсуждаем примеры)
Примеры: 1) Убийство считается одним из наиболее тяжёлых преступлений и одновременно является морально осуждаемым проявлением.2) Ложь. С моральной точки зрения это плохо, но с точки права за это нет никакой ответственности. Исключением служит клевета, за нее предусмотрена уголовная ответственность. 3) Если кто-то жестоко обращается с животным, это может быть не только преступлением с точки зрения закона, но и морально осуждаемо обществом. 4) Забота о престарелых родителях и тд.
Учитель: Мы видим, что во многих случаях нормы закона и морали совпадают.
Роль права в жизни людей
Задание: Прочитайте высказывание и ответьте на вопросы.
Вопреки устоявшемуся в советской юриспруденции убеждению, юридические нормы становятся общеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательными, ибо их нарушение дестабилизирует рынок, деформирует обменные связи, ведёт к хаосу и в конечном счёте к гибели всего общественного организма.
(Л. Спиридонов, правовед)
1. Согласны ли вы с автором, что нарушение правовых норм ведёт к дестабилизации или даже к гибели общества?
2. Почему правовые нормы становятся общеобязательными? Обоснуйте свой ответ.
Ситуационные задания.
1. Что будет с обществом, в котором право не будет вмешиваться в различные сферы общественных отношений?
2. Какой будет жизнь общества, если право будет контролировать каждый шаг, поступок человека?
3. Как договориться людям о правилах поведения, если никто не желает уступать другому?
(в ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что право упорядочивает нашу жизнь, делает ее стабильной, правомерной)
Закрепление материала
? Что такое «право»?
? Назовите основные признаки права?
? Что общего между нормами права и морали?
Д/З параграф 6, вопросы
Использованные источники:
Обществознание: 7 класс: учебник / Л. Н. боголюбов, А. Ю. Лабезникова, А. В. Половникова и др. – Москва: Просвещение, 2024.
https://ege.sdamgia.ru/?redir