12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сычева Татьяна Николаевна19
Россия, Удмуртская респ., Удмуртия, поселок Яр

Правонарушения и юридическая ответственность


Цели урока:

Образовательные:

расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;

познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;

Развивающие:

развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

Воспитательные:

продолжать воспитание правовой культуры.

Ресурсы: Учебники, карточки, стикеры, моноблок, проектор, распечатки с извлечениями из УК РФ.


ХОД УРОКА

Мотивационно-целевой этап

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас не очень обычный урок. У нас сегодня присутствуют гости, но мы работаем в обычном режиме.

Посмотрите, пожалуйста на слайд. Внимательно прочитайте высказывания. Как вы думаете, что их объединяет?

1 Случай делает [человека] вором. Неизвестный автор

2 Рабби Йегуда говорит: "Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его преступлению".

Спросили его: "Неужели так сразу и преступлению?"

Раби Йегуда объяснил: "Не научить его ремеслу - как будто научить его воровать".

Мудрецы Талмуда

3 Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец. Жан де Лабрюйер

4 Преступление является крайней и раскаленной добела формой бесчувственности. Морис Бланшо

5Чего не клал, того не бери. Солон

6 Общество готовит преступление, преступник совершает его. Бокль Генри Томас.

7 Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. Конфуций

Ответы ребят(преступление, против закона, правонарушения)

Как вы думаете, что мы еще можем узнать из этих высказываний? (причины совершения проступков)

Молодцы. Сегодня мы действительно будем говорить о правонарушениях.

Ориентировочный этап

Выделите, пожалуйста, вопросы, на которые нам нужно ответить? (Ответы детей)

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Ребята, с чем ассоциируется у вас это слово? (слова на стикерах, затем крепят на доску)

Попробуйте сформулировать из этих слов определение правонарушения( ответы детей)

Хорошо, молодцы!

Проверяем, правильно ли мы сформулировали определение (СЛАЙД)

Правонарушение-антиобщественное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и наказываемое по закону.

Давайте разберем, какие признаки имеет правонарушение.

1 Противоправность

2 Деяние:

А. действие

Б бездействие

3 общественный вред

4 виновность

Вина-психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

Ребята, на слайде уже есть начало схемы по видам вины. Вам нужно ее дополнить. Для этого прочитайте выдержки из УК РФ, на ваших столах и дополните схему. (Работа с документами)

Глава V. Вина


t1615978981aa.png

Статья 24

1. Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

2. Деяние, совершённое только по неосторожности, признаётся преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25

1. Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом.

2. Преступление признаётся совершённым с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

3. Преступление признаётся совершённым с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26

1. Преступлением, совершённым по неосторожности, признаётся деяние, совершённое по легкомыслию или небрежности.

2. Преступление признаётся совершённым по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

3. Преступление признаётся совершённым по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

-Какие виды вины выделены в документе?

-Когда преступление считается совершенным по неосторожности?

(Ребята работают с документами, составляют схему)

Закрепление:

ЗАДАЧИ

1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

Какой вид вины здесь указан? (По неосторожности, небрежность)

Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.

(умышленно, с косвенным умыслом)

Учитель: Что не может быть правонарушением? ( чувства, мысли людей, какими бы «черными» они ни были, пока эти мысли не повлекли за собой противоправного деяния.)

Ребята, посмотрите на слайд.

Кража денег из банка

Повреждение дерева

Клевета на человека

Убийство человека

Азартные игры

Ограбление прохожего

Нарушение техники безопасности

Террорист попытался угнать самолет

Рабочий совершил прогул

Девушка похитила чужого ребенка

Дебош в общественном месте

Скажите эти ситуации являются правонарушением? Что их отличает? (Вредность, опасность.

Молодцы. Эти ситуации, действительно отличает степень опасности или степень вреда., причиненного обществу.

Поэтому, все правонарушения делят на 2 вида:

1. Преступления

2. Проступки

Записывают в тетрадь определения.

Преступление-виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям.

Из-за общественной опасности УК РФ признает преступлением даже приготовление к нему.

Возраст уголовной ответственности снижен до 14 лет. Прочитайте учебник, стр. 82 и выясните за какие преступления ответственность наступает с 14 лет.

Проступок- виновное противоправное поведение, отличающееся от преступления меньшей степенью общественной опасности.

Ребята, а сейчас вам самим необходимо придумать продолжение предложенных ситуаций, т. о., чтобы их можно было назвать преступлением.

А)…Часто перебегал улицу на красный свет. Но однажды…

Б)… Любил «пошутить» над малышами: толкал, бил, ставил подножки, а заодно и вымогал деньги. Но однажды…

В) …Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды…

Какой вывод можно сделать из данных ситуаций? (Проступок может превратиться в преступление)

Учебник, стр. 83-документ. Кто по мнению автора может с легкостью превратить проступок в преступление?

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения).

-Какие виды наказания вы знаете?

Почему они разные? (Все зависит от степени опасности правонарушения)

Сейчас вы поработаете по группам, заполните таблицу , а затем мы проверим. Кроме распечаток, поработайте с учебником.

Материал для 1 группы

Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание – мера государственного принуждения, назначаемая только по приговору суда, к лицу, признанному виновным в совершении преступления, которая заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Учебник, стр. 84

Материал для 2 группы

Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за административные проступки (нарушение общественного порядка, посягательство на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; в области охраны окружающей природной среды; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте и в области дорожного движения и др.)

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и юридические лица. Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; обязательные работы.

Учебник, стр. 84

Материал для 3 группы

Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.

Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.

Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Учебник, стр. 84-85

Материал для 4 группы

Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.

Гражданская ответственность имеет компенсационный характер – предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных (честь, достоинство, деловая репутация и др.) прав. Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.

Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.

Учебник, стр. 85

Работают с документами, заполняют таблицу.

Учитель: Ребята, еще раз посмотрите на свои записи и скажите какой вид ответственности самый жесткий?

Предположите, почему?

Молодцы! Итак, запоминаем, что уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, а остальные виды за совершение проступков.

И возвращаемся к вопросу, который мы задали в начале урока.

Почему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушений? (Ответы ребят)

Презумпция невиновности-стр. 86, прочитать, выяснить, что это такое.

Молодцы. А сейчас закрепим знания, полученные на уроке. (Метод тик-тэк-тоу)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.