12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чебыкина Ирина Ивановна143
Россия, Вологодская обл., с. Усть - Алексеево

«Правописание букв Е и И в суффиксах существительных –ЕК -ИК»

(конспект урока по русскому языку в 6 классе)

Цель урока: совершенствование знаний по теме Имя существительное, знакомство с правилом правописания гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек , применение его на практике.

Задачи урока: - познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; - научить правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; - научить применять на письме алгоритм написания суффиксов.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Метапредметные:

регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение делать выводы и обобщения, контроль и оценка учебных действий;

коммуникативные: участие в учебном диалоге, формулировать простые выводы, развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

познавательные: формирование умения структурировать знания, умение делать выводы и обобщения; применения алгоритма, поиск и выделение необходимой информации, применение практических навыков правила правописания суффиксов –ик, -ек; развитие познавательной и творческой активности.

Предметные: организовать наблюдение за словами с суффиксами –ик, -ек, подвести детей к открытию способа проверки, формировать умение грамотно писать слова с данными суффиксами; способствовать развитию орфографической зоркости.

Тип урока: открытие новых знаний.


Ход урока:


1.Организационный момент.

Добрый день. Я рада видеть вас всех на нашем уроке. Итак, начинаем урок русского языка.

2. Повторение изученного.

Ребята, скажите, какую часть речи мы изучаем несколько уроков подряд. (Имя существительное)

2.1 Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Найди верные утверждения»

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

Имена существительные изменяются по родам

Все имена существительные изменяются по падежам и числам

-К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь

-Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

-Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.

-Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж

Проверьте, как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте себе первую оценку.

Код ответов: 4, 5, 7, 8

Тестирование.

1) Укажите имя существительное женского рода.

А) мадам В) такси

Б) кашпо Г) фламинго.

2) Укажите имя существительное мужского рода.

А) манго В) шоссе

Б) месье Г) леди.

3) Укажите имя существительное среднего рода.

А) кофе В) меню

Б) фламинго Г) мисс

4) Какое существительное не относится к женскому роду?

А) фрау В) салями

Б) кенгуру Г) мисс

5) Какое существительное не относится к среднему роду?

А) колибри В) такси

Б) кашне Г) кашпо

Взаимопроверка.

1.А; 2.Б;3В;4Б;5А.

3. Выход на тему урока.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов. Что такое суффикс?

Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

4.Проблемная ситуация.

Помогите одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.


Фрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков»
MP4 / 4.78 Мб

/data/files/c1635452855.mp4

​​​​​​​(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

На какой вопрос не смог ответить Витя?

Какова же тема и цель нашего урока?

-Тема сегодняшнего урока : «Правописание букв Е и И в суффиксах существительных ЕК-ИК»

5. Постановка цели и задач урока.

Сформулируйте цель урока: совершенствование знаний по теме…

Задачи:

-Познакомиться с правилом написания гласных….

Учиться правильно писать и различать суф….

6. Проблемные задачи: - Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах

существительных -ек- и ик-;

учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -

ик;

различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-,

познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах

существительных -ек- и ик-;

учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -

ик;

различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, Познакомиться с правилом написания гласных в суф. сущ ек и икУчиться правильно писать гласные в сПроблемные задачи Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?- Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?-Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?

- Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-.

Прочитайте слова

носик – носика

кафтанчик – кафтанчика

листочек – листочка

замочек – замочка

- В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (Р.п.)

- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

- Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило:

При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе?

7. Работа с учебником

- А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 53. (читает учащийся)

8.Стадия осмысления.

- Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-).

- Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

- Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (ключик – ключика); если выпадает, то -ек- (орешек -орешка). (Обучающиеся записывают алгоритм в тетради)

Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный.

t1635452466aa.gift1635452466ab.gif

да нет

t1635452466ac.gift1635452466ac.gif

пиши -ек- пиши -ик-

Подтвердить наше открытие помог мультфильм «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

Справедливы ли наши наблюдения?

Как разрешил проблему Виктор Перестукин?

Физминутка

Я буду показывать фотографии животных, а вы если увидите фото животного с суффиксом –чик – хлопаете в ладоши,

с суффиксом- ек – присели, с суффиксом –ик - наклон вперед.

Практическая работа.

Объяснительный диктант (дети устно по цепочке объясняют орфограмму, проговаривая правило)

К Максимке раз пришел дружочек,                                                                                Принес с собою пирога кусочек.
Они присели на диванчик,
Максим принес чайку стаканчик.
Открыли ларчик, где игрушки,
Звоночки, мячики, ушки.
Зверюшек рядом посадили
И пир в столовой учинили.

Проверка.


11. Самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»

В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Взаимопроверка.

- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3, больше – 2).

А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

Снова поменяйтесь листочками.

Поднимите руку, кто написал на «5»; на «4»; на «3».

ВЫВОД: Нужно учиться писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

12.Домашнее задание.

По выбору

- Составить предложения или текст, используя слова с суффиксами –ек-, -ик-.

- Для сильных– составить кроссворд или написать сочинение-миниатюру на тему «Путешествие по планете крошечных человечков». В своем сочинении вам необходимо использовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

13. Итоги урока.

Вопросы для самоконтроля

-Какова была тема урока?                                                                                            -  Что нового вы сегодня узнали?                                                                                   - От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов – ик-, -ек-.

14 .Рефлексия.

Что показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

15. Оценивание.

Оценки за урок



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.