Урок русского языка в 7 классе «Правописание частиц»
Урок русского языка в 7 классе «Правописание частиц»
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, стремление к грамотной речи.
Метапредметные: владение изучающим чтением учебного текста
Предметные: опознавать частицы в предложении, правильно их писать, отличать от омонимичных частей речи.
Мотивация + актуализация
- Здравствуйте ребята!
- На прошлом уроке мы проходили частицы. Для чего они нужны в речи?
- Вы знаете, что частицы очень часто используются в художественной речи. На том уроке мы говорили о роли частиц в произведениях Пушкина. Сегодня я предлагаю вам вспомнить ещё одного знаменитого поэта и его произведение.
- Посмотрите на карточки. Знакомы вам эти строчки? Откуда они?
1.«Скажи ..., дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ... схватки боевые, да, говорят, ещё какие!».
2. Ворчали старики: «Что ... мы? На зимние квартиры? .... смеют что .... командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга! Постой .... , брат мусью!..»
4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва .... за нами?»
5. Не многие вернулись с поля. Когда.... на то не Божья воля, не отдали .... Москвы!
- Попробуйте вставить пропущенные частицы.
- Если вы начнёте переписывать данные строки в тетрадь, какие трудности могут у вас возникнуть?
Целеполагание
- Что мы должны узнать? Чему научиться?
Знать правило правописания частиц
Правильно писать частицы
Отличать частицы от омонимичных частей речи.
Открытие нового знания
- Как же, по-вашему, нужно писать данные частицы?
Прочитаем с.195-196 в учебнике, запись схемы «Правописание частиц»
- вернёмся к строкам из «Бородино» и объясним написание частиц
Первичное закрепление
Упр. 474 – составление предложений с частицами.
- Какие из данных частиц можно спутать с другими частями речи? Как пишутся союзы и частицы? Как их отличать?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Проверим, можете ли вы отличать частицы и союзы. Среди данных предложений найдите предложения с частицами. Выпишите их, раскрывая скобки. Укажите частицы.
Что(бы) нам подарить ему на юбилей?
Соседи то(же) начали убираться в осеннем саду.
В радости ведь то(же) иногда нужна помощь.
Всё так(же) ослепительно сверкали снега, как и всегда.
Что(бы) вы ответили на это письмо?
Я то(же) буду петь на концерте.
На даче всё осталось так(же), как и в прошлом году.
Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Ты вчера рассказывал ту(же) историю.
Я думал о поручении, а так(же) и о завтрашнем выступлении.
Эталон для проверки:
Что бы нам подарить ему на юбилей?
Всё так же ослепительно сверкали снега, как и всегда.
Что бы вы ответили на это письмо?
На даче всё осталось так же, как и в прошлом году.
Ты вчера рассказывал ту же историю.
7) Включение нового знания в систему, повторение
- Какие частицы пишутся со словами раздельно? Через дефис?
- Как различить частицы и союзы?
- При написании каких ещё частей речи могут возникнуть трудности? (предлоги, местоимения и наречия)
8) Рефлексия
- Оцените, что вы хорошо знаете и умеете, а над чем ещё надо поработать?
9) Объяснение домашнего задания
- В домашнем задании вам встретятся слова разных частей речи. Списать предложения, раскрывая скобки и указывая части речи.
Задание 1
1.«Скажи ..., дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ... схватки боевые, да, говорят, ещё какие!».
2. Ворчали старики: «Что ... мы? На зимние квартиры? .... смеют что .... командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга! Постой .... , брат мусью!..»
4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва .... за нами?»
5. Не многие вернулись с поля. Когда.... на то не Божья воля, не отдали .... Москвы!
Задание 2
Что(бы) нам подарить ему на юбилей?
Соседи то(же) начали убираться в осеннем саду.
В радости ведь то(же) иногда нужна помощь.
Всё так(же) ослепительно сверкали снега, как и всегда.
Что(бы) вы ответили на это письмо?
Я то(же) буду петь на концерте.
На даче всё осталось так(же), как и в прошлом году.
Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Ты вчера рассказывал ту(же) историю.
Я думал о поручении, а так(же) и о завтрашнем выступлении.
Домашнее задание
Спишите предложения, раскрывая скобки и указывая части речи.
Выглянувши, оба лица в ту (же) секунду спрятались.
Кто (либо) из нас должен сделать это.
«Соседка, перестань срамиться, – ей Шавка говорит. – Тебе (ль) с слоном возиться?»
(К )кому (то)принесли от мастера ларец.
Нет ничего в мире, что (бы) могло опечалить его.
Но всё(таки) к обеду наша лодка через край наполнилась дичью.
(Кое)где мерцали огоньки.
Куда (же) они едут, в город что (ли)?
Так(таки) брат к тебе и вышел?
Дай (ка) мне покачать Митю.
Но, может быть, (кое) кто из читателей откликнется, выскажет своё мнение.
Если (бы) я знал, к чему приведёт моё безделие.