Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.

4
0
Материал опубликован 4 February 2021

Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.

Цели урока:

Цели деятельности учителя: Научить применять способ действия пр выборе гласных о-а в корнях –раст—рос—ращ-; формировать навык правописания корней с чередованием.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты;

Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи

Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;

выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,

-ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.

Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.

Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.

Методы и формы работы: Исследовательский метод;индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Оборудование:

Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы В.В. Бабайцева,

Л.Д.Чеснокова) – М.: «Дрофа» 2019 год.

компьютер;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска;

Толковый словарь С.И. Ожегова.

Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне




-Здравствуйте, ребята! Каждый день в школе вы узнаете много нового. Чтобы поддержать ваши успехи, предлагаю пожелать себе успехов и сказать себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать и думать! Буду старателен, догадлив!»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Вступление в урок.

Взгляните на этот красивый цветок. ( Учитель показывает цветок). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

Рефлексия, вывод

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Актуализация знаний

- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?

(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)

- С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?

- Предлагаю вам выполнить следующее задание

Поработайте с интерактивным заданием.

https://learningapps.org/7150777

- Давайте подумаем, какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?

Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы.

Работают индивидуально по заданию.

Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.)

Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-

Мы подготовили исследовательский проект. (Учебник «Русский язык. 5 класс», параграф 51(Авторы В.В. Бабайцева), Практика А.Ю. Купалова

Упр573,574,575).

« Правописание корней с чередованием гласных о-а в корне».

Цель нашего проекта - научиться писать корни –раст—ращ—рос-, в которых чередуются гласные о - а.

- Гипотеза

1.Если правописанием « командуют» согласные ст и щ, то в корне пишется а

2.Если в корне отсутствуют согласные СТ и Щ, то пишется О.

3.Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям).



Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта, формулируют собственные мысли.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнениепроекта; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

Доклады групп.

1-группа проводила исследование: отобрали тексты из учебника, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикса -а-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Осталось обратить внимание на согласные в корне.

2- группа доказывала, что в данных корнях присутствует чередование.

3 – группа работала с толковыми словарями

Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (

Отрасльотдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщикчеловек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Ростоводин из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростиславмужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

2) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.5 37)

3) Предлагаю поработать с интерактивным заданием.

https://learningapps.org/7112586

4) Творческая работа.

- Следующее задание – творческого характера.

Составить текст-описание, выписав из предложений слова с чередованием гласных в корне.

https://learningapps.org/1922025

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах. Оценивают свою работу.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование А//О в корне слова».

Приём « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.


Дают ответы на вопросы.


Анализируют работу на уроке через самооценку.



Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание по выбору

1. Выполнить упражнение из учебника.

2. Составить карточку для соседа на изученное

правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова чередующимися корнями.


Записывают домашнее задание

Самоанализ,

самооценка (Р)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации