Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.
Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.
Цели урока:
Цели деятельности учителя: Научить применять способ действия пр выборе гласных о-а в корнях –раст—рос—ращ-; формировать навык правописания корней с чередованием.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты;
Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи
Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;
выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,
-ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.
Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.
Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.
Методы и формы работы: Исследовательский метод;индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы В.В. Бабайцева,
Л.Д.Чеснокова) – М.: «Дрофа» 2019 год.
компьютер;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
Толковый словарь С.И. Ожегова.
Технологическая карта урока
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | | |
-Здравствуйте, ребята! Каждый день в школе вы узнаете много нового. Чтобы поддержать ваши успехи, предлагаю пожелать себе успехов и сказать себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать и думать! Буду старателен, догадлив!» | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Вступление в урок. Взгляните на этот красивый цветок. ( Учитель показывает цветок). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. - Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня). - Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень. -Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое). | Рефлексия, вывод | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Актуализация знаний - Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны? (Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне) - С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-? - Предлагаю вам выполнить следующее задание Поработайте с интерактивным заданием. https://learningapps.org/7150777 - Давайте подумаем, какова цель урока? - А что мы должны уметь в конце урока? | Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы. Работают индивидуально по заданию. Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.) Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-). | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- Мы подготовили исследовательский проект. (Учебник «Русский язык. 5 класс», параграф 51(Авторы В.В. Бабайцева), Практика А.Ю. Купалова Упр573,574,575). « Правописание корней с чередованием гласных о-а в корне». Цель нашего проекта - научиться писать корни –раст—ращ—рос-, в которых чередуются гласные о - а. - Гипотеза 1.Если правописанием « командуют» согласные ст и щ, то в корне пишется а 2.Если в корне отсутствуют согласные СТ и Щ, то пишется О. 3.Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям). | Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы по заданию исследовательского проекта, формулируют собственные мысли. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнениепроекта; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. Доклады групп. 1-группа проводила исследование: отобрали тексты из учебника, определили круг слов, с которыми будем работать и проследили за их написанием. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикса -а-, ни ударение, ни смысл не играют роли. Осталось обратить внимание на согласные в корне. 2- группа доказывала, что в данных корнях присутствует чередование. 3 – группа работала с толковыми словарями Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения ( Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности. Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава). 2) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.5 37) 3) Предлагаю поработать с интерактивным заданием. https://learningapps.org/7112586 4) Творческая работа. - Следующее задание – творческого характера. Составить текст-описание, выписав из предложений слова с чередованием гласных в корне. | Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах. Оценивают свою работу. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
VI. Рефлексия деятельности (итог урока). Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование А//О в корне слова». Приём « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова: Урок мне -------- понравился. Я _____ доволен своей работой на уроке. Или показывают смайлы с разным выражением настроения. | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
VII. Домашнее задание по выбору 1. Выполнить упражнение из учебника. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях); 3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова чередующимися корнями. | Записывают домашнее задание | Самоанализ, самооценка (Р) |