Материал к уроком русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередование и/е»
Чередование корней с гласными и\е.
Цель урока:
познакомить учащихся с орфограммой Е — Ив корнях с чередованием;
расширять понятие о языковой омонимии; развивать навыки конструирования предложений;
воспитывать нестандартный подход к языковым явлениям, развивая творческое начало.
Задачи урока
1. Образовательные:
выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
формировать навык правильного написания корней с чередованием,
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к русскому языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ожидаемые результаты:
Личностные
понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметные:
способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;
умение поставить цель и организовать ее достижение; Познавательные:
анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание
простейшей логической цепочки рассуждений;
попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
Регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки
учебной деятельности;
Предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.
Методическое обеспечение урока:
раздаточный материал;
учебники, тетради.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||||||||||||||
Организационный | Приветствие обучающихся. Сообщение о Всемирном дне писателя – 3 марта. | Приветствие учителя | ||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Карточка 1 (3 человека). Вставьте пропущенные буквы: Заг….релый, обм…кнуть, прик…сновение, произр….стать, отск….чить, выр…стет, предпол…гать, покл…нился, заг…релый, з….ря, оз….рять, выб…рал. Выполните фонетический разбор слова заря. Все остальные: У каждого писателя есть свой редактор – человек, который редактирует его текст, исправляет ошибки. Сегодня я вам предлагаю побывать в роли редактора, исправьте пожалуйста ошибки в тексте (выпишите только те слова, в которых встречаются ошибки): На зоре писатель отлажил карандаш и подошел к окну. Солнце озорило все вокруг, но даже в этом зареве можно было рассмотреть вот-вот распустившиеся расточки. Где-то вдалеке писатель увидел молодого юношу, гордо вскачившего на своего коня. Он долго выб…рал о чем напишет завтра: о растках или скакуне… Проверьте соседа по парте (ответы на слайде) Работа с цитатой: Оскар Уайльд однажды сказал: «Джордж Мур писал на блестящем английском языке, пока не открыл для себя грамматику». Как вы понимаете смысл данной цитаты? Как вы думаете, зачем мы с вами учим правила русского языка. | (На) заре, отложил, озарило, росточки, вскочившего, росток. Он думал, что пишет правильно, пока не выучил правила. Что правильно писать и говорить. | ||||||||||||||||||||
Мотивационно-целевой | В какой морфеме пропущена буква? С каким корнем возникли трудности? Почему? Как называется явление, когда в одной и той же морфе мы можем писать разные буквы? Какие буквы можно написать в этом корне? Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Попробуйте сформулировать цель нашего урока. | Корень С корнем -бир-, потому что еще не учили правило. Чередование Е или И Правописание корней с чередованием е/и Научиться определять случаи написания е\и в корнях | ||||||||||||||||||||
Работа по теме урока | К нам сегодня на урок пришел ослик И-А, чтобы рассказать правило, но пока шел, само правило забыл, помнит лишь схему-загадку. Давайте поможем нашему ослику вспомнить правило, а поможет нам в этом имя самого ослика. + А И Е Давайте проверим наши предположения в учебнике. Запишите правило в тетрадь. Запомнили ли вы правило? А если забудете, просто вспомните имя ослика И-А: если есть а, пиши И, нет а – пиши Е. Давайте вернемся к нашей цитате. Найдите в ней слово, относящееся к нашей теме. Какая буква там пишется? Почему? Физ. минутка (видеоролик) А теперь давайте выполним упражнение. Как вы думаете, для чего мы выполняем упражнения? Задание 1. Распределите лепестки по сердцевинам. Слова для справки: соб…ру коллекцию; раст…реть в порошок; бл…стеть на солнце; выт…реть пятно; прим…рять костюм; выж…гание по дереву; соб…рать грибы; вып…рает лопатка; ум…рать от нетерпения; бл…стать на сцене. И Е Вернемся к слову, которое вызвало у вас трудность в самом начале урока. Теперь мы знаем правило, скажите, какую буквы вы вставили и почему? | Если после корня идет суффикс А, пиши в корне И, если нет суффикса А, пиши Е. Чтобы закрепить полученные знания. Е: соберу, растереть, блестеть, вытереть, примерять. И: выжигание, собирать, выпирает, умирать, блистать. | ||||||||||||||||||||
Закрепление полученных знаний | Задание 2. Магический квадрат. Определите, И или Е надо писать в корнях слов с чередованием, и впишите букву в соответствующую клетку квадрата. Закрасьте клетки, в которые вы вписали буквы И. на что похоже получившееся изображение?
Слова для работы: 1) выд…рать, 2) нат…рать, 3) расст…лает, 4) приб…рёшь, 5) ст…раем, 6) вып…рает, 7) зап…реться, 8) отд…раешь, 9) заж…гательный, 10) нат…рать. |
| ||||||||||||||||||||
Рефлексия | На стикере нужного цвета написать, что они знали до урока, узнали на уроке и какие вопросы у них остались. | Заполняют стикеры. | ||||||||||||||||||||
Домашнее задание | На оценку «3»: Выполнить упражнение в карточке. На оценку «4»: Придумайте свое задание по данной теме. На оценку «5»: Напишите сказку о правописании корней с чередованием и/е. | Выбирают для себя задание. |