12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Чередование корней с гласными и\е.

Цель урока:

познакомить учащихся с орфограммой Е — Ив корнях с чередованием;

расширять понятие о языковой омонимии; развивать навыки конструирования предложений;

воспитывать нестандартный подход к языковым явлениям, развивая творческое начало.

Задачи урока

1. Образовательные:

выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

формировать навык правильного написания корней с чередованием,

развить умение формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к русскому языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Методы обучения: проблемно-поисковыйсловесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Ожидаемые результаты:

Личностные

понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

стремление к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные:

способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить;

умение поставить цель и организовать ее достижение; Познавательные:

анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание

простейшей логической цепочки рассуждений;

попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,

Регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки

учебной деятельности;

Предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные.

Методическое обеспечение урока:

раздаточный материал;

учебники, тетради.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный

Приветствие обучающихся.

Сообщение о Всемирном дне писателя – 3 марта.

Приветствие учителя

Актуализация знаний

Карточка 1 (3 человека). Вставьте пропущенные буквы:

Заг….релый, обм…кнуть, прик…сновение, произр….стать, отск….чить, выр…стет, предпол…гать, покл…нился, заг…релый, з….ря, оз….рять, выб…рал.

Выполните фонетический разбор слова заря.

Все остальные:

У каждого писателя есть свой редактор – человек, который редактирует его текст, исправляет ошибки. Сегодня я вам предлагаю побывать в роли редактора, исправьте пожалуйста ошибки в тексте (выпишите только те слова, в которых встречаются ошибки):

На зоре писатель отлажил карандаш и подошел к окну. Солнце озорило все вокруг, но даже в этом зареве можно было рассмотреть вот-вот распустившиеся расточки. Где-то вдалеке писатель увидел молодого юношу, гордо вскачившего на своего коня. Он долго выб…рал о чем напишет завтра: о растках или скакуне…

Проверьте соседа по парте (ответы на слайде)

Работа с цитатой:

Оскар Уайльд однажды сказал: «Джордж Мур писал на блестящем английском языке, пока не открыл для себя грамматику».

Как вы понимаете смысл данной цитаты?


Как вы думаете, зачем мы с вами учим правила русского языка.









(На) заре, отложил, озарило, росточки, вскочившего, росток.








Он думал, что пишет правильно, пока не выучил правила.

Что правильно писать и говорить.

Мотивационно-целевой

В какой морфеме пропущена буква?

С каким корнем возникли трудности? Почему?


Как называется явление, когда в одной и той же морфе мы можем писать разные буквы?

Какие буквы можно написать в этом корне?

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Корень

С корнем -бир-, потому что еще не учили правило.

Чередование


Е или И

Правописание корней с чередованием е/и

Научиться определять случаи написания е\и в корнях

Работа по теме урока

К нам сегодня на урок пришел ослик И-А, чтобы рассказать правило, но пока шел, само правило забыл, помнит лишь схему-загадку. Давайте поможем нашему ослику вспомнить правило, а поможет нам в этом имя самого ослика.

t1679931743ab.gif+ А И

t1679931743ab.gifЕ

Давайте проверим наши предположения в учебнике.

Запишите правило в тетрадь.

Запомнили ли вы правило? А если забудете, просто вспомните имя ослика И-А: если есть а, пиши И, нет а – пиши Е.


Давайте вернемся к нашей цитате. Найдите в ней слово, относящееся к нашей теме. Какая буква там пишется? Почему?


Физ. минутка (видеоролик)


А теперь давайте выполним упражнение. Как вы думаете, для чего мы выполняем упражнения?

Задание 1. Распределите лепестки по сердцевинам.

Слова для справки: соб…ру коллекцию; раст…реть в порошок; бл…стеть на солнце; выт…реть пятно; прим…рять костюм; выж…гание по дереву; соб…рать грибы; вып…рает лопатка; ум…рать от нетерпения; бл…стать на сцене.




t1679931743ac.gift1679931743ac.gif

t1679931743ad.gift1679931743ae.gif

И

Е







Вернемся к слову, которое вызвало у вас трудность в самом начале урока. Теперь мы знаем правило, скажите, какую буквы вы вставили и почему?





Если после корня идет суффикс А, пиши в корне И, если нет суффикса А, пиши Е.














Чтобы закрепить полученные знания.










Е: соберу, растереть, блестеть, вытереть, примерять.

И: выжигание, собирать, выпирает, умирать, блистать.




Закрепление полученных знаний

Задание 2. Магический квадрат.

Определите, И или Е надо писать в корнях слов с чередованием, и впишите букву в соответствующую клетку квадрата. Закрасьте клетки, в которые вы вписали буквы И. на что похоже получившееся изображение?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Слова для работы: 1) выд…рать, 2) нат…рать, 3) расст…лает, 4) приб…рёшь, 5) ст…раем, 6) вып…рает, 7) зап…реться, 8) отд…раешь, 9) заж…гательный, 10) нат…рать.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Рефлексия

На стикере нужного цвета написать, что они знали до урока, узнали на уроке и какие вопросы у них остались.

Заполняют стикеры.


Домашнее задание

На оценку «3»:

Выполнить упражнение в карточке.

На оценку «4»:

Придумайте свое задание по данной теме.

На оценку «5»:

Напишите сказку о правописании корней с чередованием и/е.

Выбирают для себя задание.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.