Разработка урока русского языка на тему «Буквы О-А в корне -ЛАГ-\-ЛОЖ-»
Русский язык, 5 класс
Тема: «Чередование гласных в корнях -лаг-//-лож-»
Учитель: Палаухина Н.Г.
МБОУ «Лесокамская ООШ»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1.Сформировать умение строить правила (на примере правила чередования гласных в корнях -лож-, -лаг)-.
2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -лож-, -лаг-.
3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) шаги плана действий; 6) эталон.
Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.
Ход урока
СЛАЙД. Оргмомент: «Громко прозвенел звонок – начинается урок».
1.Мотивирование к учебной деятельности
СЛАЙД
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут слова древнегреческого мудреца Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать их на деле.»
- Как вы понимаете слова мудреца?
Сегодня на уроке новый материал, и вы сами сформулируете тему и создадите правило.
ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА − Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)
2.Актуализация и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)
СЛАЙД «На прошлом уроке…»
СЛАЙД
− Посмотрите на доску и выполните задание устно.
По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены в две группы? |
|
Каникулы Декабрь Мороз Иней |
Снеговик Деревья Детвора Зима |
Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.
− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Снеговик – снег; детвора – дети; зима – зимы; деревья – дерево.)
− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)
− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)
− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)
− Следующее задание на внимательность:
СЛАЙД: «Четвертый лишний»
− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.
На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. ( 3 слова одной строки с общим значением, одно из слов к ним не относится.)
− Проверим. ( «сложить», «слагать», «приложить» − имеют общий компонент значения ‘соединять’, значит, лишнее слово «осложнить»;
По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:
СЛАЙД
− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.
Изложение, излагать, предложение
сложить, слагать, слагаемое
− Что вы должны сделать дальше? (Мы должны выполнить пробное действие.)
− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)
− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях?
(В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)
Задание на пробное действие:
− Объясните правописание гласных в корнях: -лож-, -лаг-;
СЛАЙД
− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)
− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, правило, которым вы воспользовались.
3. Выявление места и причины затруднения
− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)
− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях в корнях данных слов)
Установить закономерность. |
Сделать вывод. |
Создать эталон.
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)
− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)
4.Построение проекта выхода из затруднения
− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корне -лож-, -лаг-; )
− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)
Какое понятие вы будете использовать? (Чередование)
− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корне -лож-, -лаг-)
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)
− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)
По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:
− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).
− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.
Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:
-ЛАГ-, -ЛОЖ-:
А Г О Ж
СЛАЙД: − А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».
Ответы учащихся:
в корне -лаг- пишется А, так как корень заканчивается на Г; (так после корня есть суффикс А)
в корне -лож- пишется О, так как корень заканчивается на Ж; (так как после корня нет суффикса А)
− Вы абсолютно правильно сформулировали правило.
5. Реализация построенного проекта
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)
− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.
После ответов групп на доску вывешивается эталон:
СЛАЙД
− Молодцы! Все группы справились с заданием.
− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)
Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание
чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.
В результате в тетрадях должно быть записано:
СЛАЙД
Изложение, излагать, предложение
сложить, слагать, слагаемое
6. Первичное проговаривание во внешней речи
− Что вы должны сделать дальше? (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корне -лож-, -лаг-; )
− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:
1.Предл..гать |
5.Прил…гательное |
2.Изл…гать |
6.Изл…жение |
3.Нал…гать |
7.Пол…гается |
4.Дол…жить |
8.Сл…жить |
− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.
(Часть слов объясняется во внешней речи – 1,8, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах).
После работы учащиеся проверяют выполненное задание по эталону (образцу для проверки):
1.ПредлАгать |
5.ПрилАгательное |
2.ИзлАгать |
6. ИзлОжение |
3.НалАгать |
7.ПолАгается |
4.ДолОжить |
8.СлОжить |
− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?
− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)
– Прочитайте слова СЛАЙД
– У вас на партах лежат карточки с таблицами:
ЛАГ |
ЛОЖ |
− Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.
После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:
ЛАГ |
ЛОЖ |
Возлагать Слагаемое располагать |
предложение расположение положение приложить возложение |
− В каком месте возникло затруднение?
− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?
− У кого задание не вызвало затруднений?
− Вы все молодцы!
8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)
− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)
− Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
Дорога – путь.
Еда – пища, кушанье.
Ложь – обман.
Крохотный – маленький.
Веселье – радость.
Алфавит – азбука
− Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Вы должны будете графически объяснять выбор буквы в корне. Не забудьте об исключениях. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.
Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.
1)Добавление к чему-нибудь, например, к журналу. (Приложение.)
2)Сообщать свои мысли. (Излагать.)
3)Устроиться где-нибудь на отдых. (Расположиться.)
4)Догадка, предварительная мысль. (Предположение.)
5)Хорошее отношение к кому-нибудь (расположение)
6)Число, которое складывается с другим с помощью сложения (слагаемое)
7)Синоним слова ПЕРЕСКАЗ (изложение)
СЛАЙД, СЛАЙД 9. Рефлексия учебной деятельности
− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней ЛАГ // ЛОЖ; )
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чем у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Красная карточка означает положительный ответ (согласие), зелёная карточка – сомнение (неуверенность), синяя карточка – отрицательный ответ (несогласие). Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
– Молодцы! СЛАЙД
Скажи себе:
«Я молодец! Я думал.
Я старался. Я совершал открытия.»
СЛАЙД «Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание»
Домашнее задание: Заполнить таблицу- в пустые графы впишите примеры, графически объясняя выбор буквы в корне
-ЛАГ- |
-ЛОЖ- |
Изл_гать содержание; хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательных; написать изл_жение; сл_гаемые числа; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем, предл_гать помощь, трудное пол_жение, пол_гаться на друга.
СЛАЙД Молодцы! Спасибо за урок.
Панюкова Ольга Васильевна
Ира