Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Буквы о и а в корнях лаж и лог»

5
1
Материал опубликован 19 November 2017 в группе

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Лялина Екатерина Юрьевна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Урочная/не-урочная форма

Урочная форма

Тема

Буквы о-а в корнях лож/лаг

Тип урока

Урок открытия нового знания

Целевая установка урока

Образовательные:

-формирование представления о способах выбора написания букв о/а в корнях лож/лаг;

-научить школьников правильно писать чередующиеся гласные о-а в корнях лож/лаг

Развивающие:

-развивать умения формулировать свою точку зрения, анализировать, сравнивать, синтезировать материал;

-развивать умения работы в паре;

-развивать умения применять полученные знания.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению предмета, эстетическое отношение к слову;

-воспитывать самостоятельность в работе на уроке и при подготовке домашних заданий;

-воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: умение правильно выбирать гласную о–а в корнях лож/лаг и объяснять свой выбор, умение пользоваться толковым словарем для определения значения слова, умение составлять алгоритм

Личностные:

умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации, коммуникативные качества, умения работать в группе

Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в групповой исследовательской деятельности и в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса

Методы

Эвристический, проблемно-поисковый, беседа, наблюдение над языковыми фактами, парная работа, самостоятельная работа с самопроверкой.

Источники информации

Учебник русского языка для 5 класса, толковый словарь Ожегова

Ресурсы (оснащение)

Проектор, презентация к уроку


 


 


 


 

ХОД УРОКА

 

Этап урока

Форма орг-ции деят-ти уч-ся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представления

Формируемые УУД

Формируемые основы: проектно-исследовательская деятельность, работа с текстом, ИКТ-компетеции


 

Познавательные


 

Регулятивные

Коммуникативные


 

Личностные

Этап мотивации к учебной деятельности.

фронтальная

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и продолжим наше путешествие по стране «Орфография».

Записываем число, классная работа.

Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест к уроку.


 

 

 

целеполагание

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

самоопределение,положительное отношение к учению,познавательной деятельности,желание приобретать новые знани, умения, совершенствовать имеющиеся

 

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока

Фронтальная, парная,

Учитель:

Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание проблемной ситуации

Ребята, с каким правилом мы познакомились на прошлом уроке?


 

Обменяемся тетрадями и проверим домашнее задание.


 


 


 

Записываем в тетради распределительный диктант. В первую колонку будем записывать слова с приставкой, оканчивающийся на –з, а во вторую – на -с.


 

Приставка на -з

Приставка на –с

Излагать

Расписаться

Разделать

Исчезнуть

Разрезать

Расстроиться

Изложить

Раскрашивать


 

Ребята, найдите среди предложенных слов глаголы с похожими корнями. Как называются такие корни? Какие буквы здесь чередуются?

Итак, о правописании каких морфем мы сегодня будем говорить? Попробуем сформулировать тему урока. (Правописание корней лож и лаг)


 

Какова же, по-вашему, будет цель нашего урока? (определить условия выбора гласных а – о в корне -лаг- – - лож-; научиться выбирать а – о для грамотного написания корней - лаг- – -лож-) . Что нового мы узнаем на уроке, чему научимся?


 

Учащиеся:

Отвечают на вопросы учителя.


 


 


 

Осуществляют взаимопроверку домашнего задания, выставляют отметки.


 


 

Распределяют в тетради слова по двум столбикам. 2 ученика работают у доски.


 


 


 


 


 

Находят корни с чередованием:

изложить – излагать

Формулируют тему, цель и задачи урока


 


 


 

Знать: правило правописания приставок, оканчивающихся на з и с; корни с чередованием.

Уметь: различать приставки, оканчивающиеся на 3 и с; выделять корень в слове


 


 

общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, осуществление для решения учебных задач опрерации анализа, синтеза, сравнения,классификации

Целеполагание. Принимают и сохраняют учебную задачу

Слушают,задают вопросы,отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Мотивация к учебной деятельности

ИКТ-технологии

Этап постановки проблемы.

Фронтальная

Учитель:

Создает проблемную ситуацию.

Проведем лингвистический эксперимент. Рассмотрим пары слов.

Положиться – полагаться, располагать – расположить, возлагать – возложить.

Что объединяет слова? (Они однокоренные). Выделим корни. Что здесь можно заметить? (чередуются буквы о и а).

Какую проблему нам предстоит решить?

(Почему в корнях лож и лаг пишутся разные буквы?).


 


 


 

Записывают пары слов, выделяют корни, отвечают на вопросы


 


 

 


 

Знать: понятия «корень слова», «корни с чередованием», «однокоренные слова»;

Уметь: находить корень с слове, графически его обозначать;

Формирование представления о корнях лож и лаг

структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую

Планирование, коррекция, контроль

сотрудничество с учителем и сверстниками

смыслообразование

ИКТ-технологии,


 

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Фронтальная, парная

Учитель:

Внимательно посмотрим на первые слова из пар (полагаться, располагать, возлагать). Какая морфема следует за корнем? Попробуем вывести закономерность. (Если за корнем стоит суффикс а, то корень лаг.

Обратимся теперь к оставшимся словам (положиться, расположить, возложить). Есть ли в данных словах суффикс а? Сделаем вывод (Если нет суффикса а, то корень лож).

Соединим оба наших вывода и сформулируем правило правописания корней лож и лаг.

Но существует еще один способ выбора правильного корня.

Послушаем лингвистическую сказку.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев-лаг- -лож-, того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им м понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

Итак, каков же второй способ написания правильного корня? Сформулируем его.

Откроем учебники и сравним сформулированное нами правило с правилом в учебнике.

Теперь попробуем в парах составить алгоритм правописания корней лож/лаг

Молодцы! Но, как известно, в каждом правиле есть исключение. В данном случае это слово полог. А что это слово обозначает? Где мы можем найти его толкование? Обратимся к словарю Ожегова и найдем значение слова.

Составим предложения с этим словом.

Вернемся к нашим словам. Объясните правописание слов изложить и излагать.


 

Учащиеся:


 

Формулируют правило

Слушают лингвистическую сказку и формулируют свои предположения о втором способе разграничения корней лож и лаг.

Составляют алгоритм в парах

Работают с толковым словарем, составляют предложения.

Объясняют новый материал, используя полученные знания.


 

Знать: правило правописания корней лож и лаг; исключение из данного правила; способы разграничения корней лож и лаг;

Уметь составлять алгоритм, работать с толковым словарем, объяснять выбор той или иной гласной буквы в корне, опираясь на правило:

Формирование представления о правописании корней лож и лаг

моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

планирование, прогнозирование.

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


 

ИКТ-технологии.


 

Этап первичного закрепления во внешней речи.

Индивидуальная,фронтальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

фронтальная

Учитель: Сейчас мы с вами будем учиться правильно писать слова с корнями лож/лаг.

Загрузить прил_жение, прил_гать усилия, разл_жить по полочкам, сл_гать песни о героях, разбирать ошибки в изл_жении, сл_гаемые успеха, пол_житься на себя, высказать предпол_жение, изучать предл_жение

Теперь проведем небольшой математический диктант. Я буду читать вам словосочетания, а вы вместо букв будете записывать цифры: если буква о – то цифра 1,если буква а – 2.

Положить вещи, изменить слагаемое, полагаться на друзей, закончить изложение, предложить вариант, располагаться на материке, неожиданное предложение.

Итак, какой же код у вас получился? Сравните его с кодом на экране. (если есть ошибки, вместе прорабатываем)

Орфографическая физкультминутка

Я буду говорить вам слова, если в корне пишется буква о, тогда встаем, если пишется буква а – приседаем.

Домовой, загадка, изложение, слагаемое, соловьиный, новинка, облагать.


 


 

Записывают словосочетания, объясняют написание корней лож/лаг

Записывают цифрами выбранные буквы.

1,2,2,1,1,2,1

.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Выполняют физические упражнения в зависимости от выбранного ответа

Знать: правило правописания корней лож и лаг; исключение из данного правила; способы разграничения корней лож и лаг;

Уметь применять алгоритм выбора букв о-а в корнях лож/лаг, объяснять выбор той или иной гласной буквы в корне, опираясь на правило:


 

анализ объектов с целью выделения признаков,

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей


 


 


 


 


 


 


 


 

Принятие и сохранение учебной задачи

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

Исследовательские методы, ИКТ-технологии, работа с текстом

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная, парная

Организует деятельность по применению новых знаний.

Ребята, давайте вспомним, где содержится народная мудрость? (в пословицах и поговорках) Правильно, ее можно встретить в пословицах и поговорках. Я подобрала вам несколько пословиц и поговорок, где встречаются слова с корнями лож/лаг. Заполните пропуски нужными буквами.

  1. Прилагай труд к справедливому делу.

    Бывает только неправильный путь, не бывает безвыходного положения.

    Если сложить все ошибки умного, получиться гора.

    Ум заключается не только в знании, а в умении прилагать знание на деле.

    Отработав, что полагается, съешь, что причитается.

Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте друг друга.

Критерии оценивания:

0 ошибок -5;

1-2 ошибки – 4;

3 ошибки – 3;

4 и более - 2

(Взаимопроверка по эталону, расположенному на слайде)

Выполняют задание на карточках, заполняют пропуски нужными буквами

Обмениваются тетрадями и оценивают друг друга.

Знать: правило правописания корней лож и лаг; исключение из данного правила; способы разграничения корней лож и лаг;

Уметь применять алгоритм выбора букв о-а в корнях лож/лаг, объяснять выбор той или иной гласной буквы в корне, опираясь на правило:


 

умение находить нужную информацию, применять алгоритм для решения учебной задачи

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


 


 

самоопределение.

Исследовательские методы, ИКТ-технологии, работа с текстом


 


 


 

Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Индивидуальная, фронтальная

Чтобы проверить, как мы усвоили материал, поиграем в игру «Третий лишний». Из каждой строчки выписываем лишнее слово.

Положить, располагать, изложить.

Изложение, положение, ложь.

Излагать, прилагать, предложить.

Правильные ответы на слайде.

Находят лишние слова, осуществляют самопроверку

Знать: правило правописания корней лож и лаг; исключение из данного правила; способы разграничения корней лож и лаг;

Уметь применять алгоритм выбора букв о-а в корнях лож/лаг, объяснять выбор той или иной гласной буквы в корне, опираясь на правило:


 

умение исползовать учебную задачу, применять алгоритм


 

контроль, коррекция, оценка

обогащение речи

понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности


 

Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Фронтальная,индивидуальная

Организует рефлексию

Вспомните, какие цели мы сегодня ставили. Что нового сегодня узнали на уроке? Чему мы научились? Что показалось легким? Какие трудности вы испытывали?

Перед вами находятся оценочные листы, с помощью которых оцените свою работу на уроке, на основании которых я выставлю отметки в журнал.


 

Оценочный лист

Дата проведения урока:____________

Тема урока: ______________________

ФИ учащегося:____________________

Сегодня на уроке

За работу на уроке я ставлю себе отметку _____, потому что __________________________________

Ребята называют наиболее активно работавших на уроке. Я смотрю их классную работу и выставляю отметки


 

Отвечают на вопросы учителя.

Заполняют оценочные листы в соответствии с целями урока


 

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

контроль

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

смыслообразование, осознание значимости урока


 

Этап домашнего задания

Фронтальная работа

Объясняет домашнее задание

  1. выучить теорию по теме «правописание корней лож /лаг»;

    составить карточку для друга по теме урока, состоящую из 10 словосочетаний.

    придумать свою лингвистическую сказку по теме урока.

Спасибо за урок, желаю вам хорошего настроения и, чтобы улыбка всегда украшала ваши лица.


 

Учащиеся записывают два из трех домашних заданий на выбор.


 


 

Прощаются с учителем.


 


 


 

волевая саморегуляция, контроль

самопределение


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Исправьте ошибку в названии темы, корни _лаг,лож, а у вас наоборот

22 November 2017

Похожие публикации