12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кругликова Ольга Дмитриевна38
Россия, Ярославская обл., Углич

Кругликова Ольга Дмитриевна, учитель русского язык и литературы МОУ СОШ №7


Тема«Правописание приставок на з- (с-)».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.

Задачи урока:

- выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;

- формировать навык написания приставок, оканчивающихся на з-(с-);

- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные  универсальные учебные действия.

- воспитывать интерес к решению познавательных задач.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Прозвенел  для нас звонок – начинается урок.
          Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Вы готовы? Какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. Каким вы хотите видеть наш урок?

Проверка выполнения домашнего задания

Учитель: какой результат мы должны получить, проверив домашнее задание?

Дети: должны показать, что выучили правила и знаем теорию; что правильно выполнили упражнение

Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?

Дети: при устном ответе необходимо правильно рассказать правило и привести примеры; при письменном ответе оценивается аккуратность и грамотность

Учитель предлагает взаимопроверку, как форму проверки домашнего задания.

Анализ выполнения письменного домашнего задания; опрос правила по вопросам.

Изучение нового учебного материала.

     Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными согласными в приставках. Слова сгруппированы по признаку правописания приставок. Необходимо вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставлять в слове пробел, выделить приставки.

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание приставок» перед изучением:

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

о…дать                         ра…смотреть,

в..давать                       ра…жигать

з…править                   бе…конечно

на..строить                   и…пугаться

 …делать                      и…бирать

по…держать                бе…вкусный                         

Проверка работы. Обсудить предложенные варианты группировки слов, выйти на нужный принцип. В ходе выполнения работы учащиеся приходят к осознанию того, что не всегда понятно, какую согласную писать в приставке, а правила они не знают.

Формулируем проблему: есть приставки, правила написания которых пока неизвестны.

Поэтому какова наша задача на сегодняшнем уроке? (выяснить: как же пишутся слова с приставками, оканчивающимися на –з (-с)).

Запишем тему урока.

Исследовательский этап. (Работа в группах).                 

Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.

разглядеть – распевать                         б - п

изменчивый – истекший                      в - ф

низвергаться – ниспадать                     г - к

безграмотный – беспечный                  д - т

возрадоваться – восходить                   з - с

безоблачный                                          ж - ш

На примере слов, предложенных учителем, 1 группа  заполняет кластер; 2 группа дополняет недостающие звенья алгоритма.

Учащиеся представляют результат своей работы.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали выводы. Работа с правилом учебника.

Первичная проверка понимания изученного (подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу).

Теперь вернемся к нашему началу урока и вставим недостающие буквы в слова

Закрепления учебного материала

А) Объяснительный словарный диктант:

Безбрежный простор, ранний рассвет, пышно расцвели, исследовать местность, бесчисленные богатства, возвышаются вдали, испуганные птицы, взлетела на сосну, бескрайние поля.

Б) Работа с сигнальными ракетками(поднять нужную руку):                 

 Распахнуть, беспокойный, избежать, разработать, ниспадать, расположиться, исправить, беззаботный, безжалостный, воздвигнуть, исследовать.

Я надеюсь, что все усвоили правило правописания. Давайте еще раз его повторим.

В) Задание по группам: 1(сильная) получает творческое задание.

Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на -з (-с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Составить 2 простых распространенных предложения с любыми получившимися прилагательными.

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Океан без предела (беспредельный)

11. Облако без формы (бесформенное)

12. Пустыня без воды (безводная)

2 (слабая) работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.

Задание: выписать слова с приставками. (Один учащийся с приставками на з, второй – на с)

Бе..заботный,  бе..звездное,   бе..цветная,  бе..конечная,  бе..звучный,  бе..шумное,  бе..вкусный, бе..платный,  бе..помощный, бе..предельный,  бе..форменное,  бе..водная.

Проверка работы.

Г) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Прочитайте текст, найдите слова с приставками на –з (-с), исправьте ошибки в их написании.

Водная гладь реки на песчаной косе в это утро была почти безжизненной. Здесь и расположились  Миша и Саша, чтобы порыбачить. С ними прибежал и Дружок. Первым делом ребята зделали шалаш, расставили в нем свои вещи и уже хотели спуститься к реке, как к ним бесшумно подошел Дружок. Мальчики от неожиданности взкрикнули, а собака, изпугавшись, отскочила в сторону. Шалаш рассыпался.

Миша и Саша расделились и разошлись в разные стороны, чтобы найти дополнительные ветки и укрепить свое жилище. На восстановление ушло много времени. Когда работа была, наконец, закончена, ребята пошли рыбачить, а Дружок остался охранять шалаш.

Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание. Думаю, теперь вы без труда справитесь и со своим домашним заданием. 

Обобщение и систематизация

Оцените свои знания и умения по  теме  «Правописание приставок на –з(-с)» после изучением:

Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

Задание на дом.

- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.

Используя некоторые из предложенных слов, составьте продолжение текста «Водопад». Вставьте в слова пропущенные буквы.

Во…вышаются, во…ходит, бе…шумно, в…дрогнуть, ра…щелина, ра…глядеть, в…карабкаться, во…клицания, в…помнить, ра…сказать.

Подведение итогов занятия

Что нового узнали на уроке? Для чего мы с вами учились правильно определять способы действия при выборе согласных з – с на конце приставок? Что вам понравилось на уроке?

 

Приложение 1

Водопад.

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы.

Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.