Урок русского языка в 4 классе «Правописание –тся и –ться в глаголах»
Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».
Тип урока: урок открытия нового знания
Дидактическая цель: научиться писать глаголы, оканчивающиеся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Здоровье сберегательная: соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Планируемые результаты урока:
Личностные: - формировать интерес к учению.
Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; научиться действовать по алгоритму для проверки изучаемой орфограммы.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и задачи на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук,
Ход урока.
1. Организация класса.
У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации
Учитель. Отгадайте загадку.
- Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам …… (глагол).
Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –
выражать само действие!” – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.
-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое. Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных).
- Что вы знаете про глагол?
Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы не употребляются с предлогами. Только с приставками (прочитать). Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются, например – нездоровится.
Постоянным признаком глагола является вид. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос - что сделать? (сказать). Глаголы несовершенного отвечают на вопрос - что делать? (говорить).
Глагол имеет начальную форму и личную.
Начальная форма глагола не указывает на того (тех), кто совершает действие, образуется с помощью суффиксов -ть, -ти, -чь. Начальная форма глаголов не изменяется, у неё нет окончания.
Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь. К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим. Я пишу письмо. Мы пишем письма.
Глаголы в форме 2-го лица указывают на то, что действие совершает тот, к кому обращаются. Вечером ты поможешь маме. Летом вы поможете бабушке.
Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот, о ком (о чём) говорят. Он отвечает на вопрос. Они отвечают на вопросы.
Глаголы могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа. Я учусь. Мы учимся.
У глагола есть формы времени, которые показывают, когда происходит действие.
Прошедшее время — обозначает, что действие происходило до того,
как о нём стали говорить: почитал (что сделал?)
Настоящее время — действие которое происходит сейчас: читаю (что делаю?); читаешь (что делаешь?); читает (что делает?). Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.
Будущее время — действие которое произойдёт после того,
как о нём расскажут: почитает (что сделает?); будет читать (что будет делать?).
Сообщение темы и цели урока.
- Посмотрите на запись (звуковую и буквенную) данных слов.
- Прочитайте скороговорку.
Солнце сади[ца], струи[ца] водица,
Пти[ца] - Сини[ца] в воду гляди[ца].
Чистой водицы хочет напи[ца].
- Какие звуки произносятся в конце выделенных слов? [ца].
- К какой части речи принадлежат выделенные слова? (это глаголы и существительные).
- По каким признакам вы это определили?
Глагол. Существительное.
ЧТО ДЕЛАЕТ? – САДИТСЯ. ЧТО? – ВОДИЦА.
ЧТО ДЕЛАЕТ? – СТРУИТСЯ. КТО? – СИНИЦА.
ЧТО ДЕЛАЕТ? – ГЛЯДИТСЯ. КТО ? – ПТИЦА.
ЧТО СДЕЛАТЬ? – НАПИТЬСЯ.
- А теперь посмотрите как записаны эти слова.
Солнце садится, струится водица,
Птица - Синица в воду глядится.
Чистой водицы хочет напиться.
Какой вывод можно сделать о написании этих слов.
Вывод: если слышим сочетание звуков [ца] в конце слова, то можем написать -ца, -тся, -ться.
ца
[ца] тся
ться
Объясните эту схему. В какой части речи как слышится , так и пишется (ца)?
Вывод: если слышим -ца в конце имен существительных и пишется (ца).
- Можно ли так же действовать при написании глаголов? (Нет)
- Какая проблема возникла? (Мы не знаем в каких случаях пишется -тся или -ться)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
– Какова же тема урока?
( Тема: «Правописание -тся и –ться в глаголах»)
- Сравним глаголы и вопросы , на которые он отвечает?
Какой вывод можно сделать из этого?
У глаголов слышится –ца, но пишется -тся и -ться. Выбор зависит от вопроса и формы глагола.
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед –ся буква «ь» не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «ь» пишется.
Существительные -ца | Глаголы 3-го лица (ед.ч или мн. ч.) Что делает? Что делают? | Глаголы начальной формы Что делать? Что сделать? |
Птица Синица | Садится, струится, поётся Гордится, звенится, глядится, годится | Гордиться |
- Почему говорят – «Вопрос – твой помощник!»
- Правильно. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе. Запомни! В конце глагола никогда не пишется ЦА!
А сейчас давайте сформулируем цель нашего урока, опираясь на формулировку темы. Научиться писать глаголы, оканчивающиеся на –ться и – тся.
Работа над темой.
Работа по учебнику. Откройте учебник на стр. 115
Прочитайте стр. 115 тайну языка, которую мы с вами уже раскрыли.
Упр. 1 стр. 115
УЧИТЬСЯ, УМНИЦА, УЧИТСЯ, СТОЛИЦА, СВЕТИТЬСЯ, КУРИЦА, СВЕТИТСЯ, КЛУБИТСЯ, ВЬЁТСЯ, ВИТЬСЯ, ВОДИЦА, КОННИЦА, ТОРОПИТЬСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТИГРИЦА, САХАРНИЦА, ПЕНИТСЯ, СПИЦА, СНИТСЯ, СНИТЬСЯ.
Имена существительные - Кто? Что? | Глаголы в начальной форме – Что делать? Что сделать? | Глаголы в форме 3-го лица – Что делает? Что делают? Что сделает? Что сделают? |
| | |
Физкультминутка.
Вы работали старательно, слушали внимательно. Выполним действия.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться,
И опять начать трудиться.
Продолжение работы.
- Игра « Посели слова в домик» ( устно, «цепочкой», доска)
Включит…ся, влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся.
«Давайте подумаем»
Сережа Женя Юра
Теплица (сущ) Те*плится (гл) Те*плиться
- Прочитайте слово про себя - тепли[ца].
- Ребята записали следующие слова (Теплица, Те*плится, Те*плиться).
-Кто из ребят правильно записал слово? К какой части речи относятся эти слова? (Все ребята записало верно. Сережа записал – существительное, Женя и Юра записали - глагол)
- Что означает слово – теплится и теплиться?
Обратимся к толковому словарю Ожегова.
ТЕ́ПЛИТСЯ – Н.Ф. что делает?
ТЕ́ПЛИТЬСЯ (-люсь, -лишься, 1 л. и 2 л. не употр.), -лится; несов. Гореть слабым пламенем, слабо светиться. Теплится свеча. Теплится надежда (перен.: ещё есть, не совсем пропала). Жизнь чуть теплится в ком-н. (перен.: очень слаб, близок к смерти).
Подберите синонимы к слову теплится (сгорать, гореть, мерцать, светиться, осветиться, освещать, мигать, подсвечивать, пылает, пылать, тлеть)
Составьте предложение со словом теплица.
В теплице растут вкусные огурцы и помидоры. (повет, невоскл, грам. Основа – растут огурци и помидоры, подлеж. выр сущ, сказ – глаг, распростп., осложнено однород. подлеж)
Работа в парах. УПР 3 стр.116
Рефлексия.
Тест по теме “Глагол”.
1. ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ. ГЛАГОЛ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ:
А) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА;
Б) ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ;
В) ПРЕДМЕТ;
Г) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
2. ГЛАГОЛЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:
А) КТО? ЧТО?
Б) КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
В) КАК? ПОЧЕМУ?
Г) ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
3. ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ:
А) ПО ПАДЕЖАМ;
Б) ПО ВРЕМЕНАМ;
В) СКЛОНЯЮТСЯ ;
Г) НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ
4. ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ:
А) В ПРОШЕДШЕМ, БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ;
Б) В ПРОШЕДШЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ;
В) В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ;
Г) В ПРОШЕДШЕМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.
5. ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ (В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ) И ЧИСЛАМ:
А) В ПРОШЕДШЕМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ;
Б) В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ;
В) В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ;
Г) В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.
Итог урока.
В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:
сегодня я узнал…
теперь я могу…
я понял, что…
я научился…
-Оцените свою работу.
Дополнительный материал.
- Работа в парах. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельная работа)
Тот труда не боит(?)ся, кто умеет трудит(?)ся.
Надо трудит(?)ся, не надо ленит(?)ся.
Дело мастера боит(?)ся.
Пчелка маленькая, и та трудит(?)ся.
С мастерством люди не родят(?)ся, а добытым ремеслом гордят(?)ся. (Проверка)
- Игра « Посели слова в домик» ( устно, «цепочкой», доска)
Включит…ся, влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся.
а) – Какое орфографическое правило мы повторили на сегоднешнем уроке?
б) – Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться?
Учитель читает текст, а ученики должны посчитать, сколько раз в тексте употребляется глагол.
Лебедь, щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет.
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды лебедь, рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.