Урок русского языка в 4 классе «Правописание –тся и –ться в глаголах»

4
0
Материал опубликован 10 April 2020 в группе

Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».


Тип урока: урок открытия нового знания


Дидактическая цель: научиться писать глаголы, оканчивающиеся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам создавать условия для усвоения детьми нового знания; научить правильно обозначать буквами звучание [ца] на конце слов; развивать речь, память, аналитические способности, внимание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.

Здоровье сберегательная: соблюдать санитарно-гигиенические требования.


Планируемые результаты урока:

Личностные: - формировать интерес к учению.

Предметные: умение задавать вопросы к глаголам; научиться действовать по алгоритму для проверки изучаемой орфограммы. 

 Метапредметные:

 Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получаемую на уроке.

 Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать высказывания других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

  Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель и задачи на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.


Оборудование: интерактивная доска, ноутбук,















  Ход урока.

1. Организация класса.

У нас сегодня необычный урок, присутствуют гости.

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.


2. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации

Учитель. Отгадайте загадку.

- Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам …… (глагол).


Прочитайте высказывание Алексея Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

"Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

выражать само действие!” – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.


-Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое. Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных).

- Что вы знаете про глагол?




t1586536844aa.gif


Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Глаголы не употребляются с предлогами. Только с приставками (прочитать). Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются, например – нездоровится.


Постоянным признаком глагола является вид. Гла­голы совершенного вида отвечают на вопрос - что сделать? (сказать). Глаголы несовершенного отвечают на вопрос - что делать? (говорить).


Глагол имеет начальную форму и личную.

Начальная форма глагола не указывает на того (тех), кто совершает действие, образуется с помощью суффиксов -ть, -ти, -чь. Начальная форма глаголов не изменяется, у неё нет окончания.

Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь. К глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

 

Глаголы в форме 1-го лица указывают на то, что действие совершается говорящим. Я пишу письмо. Мы пишем письма.

Глаголы в форме 2-го лица указывают на то, что действие совершает тот, к кому обращаются. Вечером ты поможешь маме. Летом вы поможете бабушке.

Глаголы в форме 3-го лица обозначают действие, которое совершает тот, о ком (о чём) говорят. Он отвечает на вопрос. Они отвечают на вопросы.

Глаголы могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа. Я учусь. Мы учимся.

У глагола есть формы времени, которые показывают, когда происходит действие.    
Прошедшее время — обозначает, что действие происходило до того,  
как о нём стали говорить:  
почитал (что сделал?)  

Настоящее времядействие которое происходит сейчас:  читаю (что делаю?);   читаешь (что делаешь?);   читает (что делает?).  Настоящее время имеют только глаголы несовершенного вида.    

Будущее время — действие которое произойдёт после того,  
как о нём расскажут: почитает (что сделает?); будет читать (что будет делать?). 
 


Сообщение темы и цели урока.


- Посмотрите на запись (звуковую и буквенную) данных слов.

- Прочитайте скороговорку.


Солнце сади[ца], струи[ца] водица,
Пти[ца] - Сини[ца] в воду гляди[ца].
Чистой водицы хочет напи
[ца].

- Какие звуки произносятся в конце выделенных слов? [ца].

- К какой части речи принадлежат выделенные слова? (это глаголы и существительные).

- По каким признакам вы это определили?

Глагол. Существительное.

ЧТО ДЕЛАЕТ? – САДИТСЯ. ЧТО? – ВОДИЦА.

ЧТО ДЕЛАЕТ? – СТРУИТСЯ. КТО? – СИНИЦА.

ЧТО ДЕЛАЕТ? – ГЛЯДИТСЯ. КТО ? – ПТИЦА.

ЧТО СДЕЛАТЬ? – НАПИТЬСЯ.

- А теперь посмотрите как записаны эти слова.

Солнце садится, струится водица,
Птица - Синица в воду глядится.
Чистой водицы хочет
напиться.

Какой вывод можно сделать о написании этих слов.

Вывод: если слышим сочетание звуков [ца] в конце слова, то можем написать -ца, -тся, -ться.

ца

[ца] тся

ться

Объясните эту схему. В какой части речи как слышится , так и пишется (ца)?

Вывод: если слышим -ца в конце имен существительных и пишется (ца).

- Можно ли так же действовать при написании глаголов? (Нет)

- Какая проблема возникла? (Мы не знаем в каких случаях пишется -тся или -ться)


- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Какова же тема урока?

( Тема: «Правописание -тся и –ться в глаголах»)


- Сравним глаголы и вопросы , на которые он отвечает?

Какой вывод можно сделать из этого?

У глаголов слышится –ца, но пишется -тся и -ться. Выбор зависит от вопроса и формы глагола.

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед –ся буква «ь» не пишется.

Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «ь» пишется.



Существительные

-ца

Глаголы 3-го лица (ед.ч или мн. ч.)

Что делает? Что делают?

Глаголы начальной формы

Что делать? Что сделать?

Птица

Синица

Садится, струится, поётся

Гордится, звенится, глядится, годится

Гордиться




- Почему говорят – «Вопрос – твой помощник!»


- Правильно. Если в вопросе есть мягкий знак, то он будет и в глаголе, а если нет, то не будет и в глаголе. Запомни! В конце глагола никогда не пишется ЦА!


А сейчас давайте сформулируем цель нашего урока, опираясь на формулировку темы. Научиться писать глаголы, оканчивающиеся на –ться и – тся.

Работа над темой.

Работа по учебнику. Откройте учебник на стр. 115

Прочитайте стр. 115 тайну языка, которую мы с вами уже раскрыли.

Упр. 1 стр. 115

УЧИТЬСЯ, УМНИЦА, УЧИТСЯ, СТОЛИЦА, СВЕТИТЬСЯ, КУРИЦА, СВЕТИТСЯ, КЛУБИТСЯ, ВЬЁТСЯ, ВИТЬСЯ, ВОДИЦА, КОННИЦА, ТОРОПИТЬСЯ, ТОРОПИТСЯ, ТИГРИЦА, САХАРНИЦА, ПЕНИТСЯ, СПИЦА, СНИТСЯ, СНИТЬСЯ.


Имена существительные - Кто? Что?


Глаголы в начальной форме – Что делать? Что сделать?


Глаголы в форме 3-го лица – Что делает? Что делают? Что сделает? Что сделают?




Физкультминутка.

Вы работали старательно, слушали внимательно. Выполним действия.

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться,

И опять начать трудиться.


Продолжение работы.

- Игра « Посели слова в домик» ( устно, «цепочкой», доска)

Включит…ся, влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся.

«Давайте подумаем»

t1586536844ab.pngt1586536844ac.png

t1586536844ad.png

Сережа Женя Юра

Теплица (сущ) Те*плится (гл) Те*плиться


- Прочитайте слово про себя - тепли[ца].

- Ребята записали следующие слова (Теплица, Те*плится, Те*плиться).

-Кто из ребят правильно записал слово? К какой части речи относятся эти слова? (Все ребята записало верно. Сережа записал – существительное, Женя и Юра записали - глагол)

- Что означает слово – теплится и теплиться?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

ТЕ́ПЛИТСЯ – Н.Ф. что делает?

ТЕ́ПЛИТЬСЯ (-люсь, -лишься, 1 л. и 2 л. не употр.), -лится; несов. Гореть слабым пламенем, слабо светиться. Теплится свеча. Теплится надежда (перен.: ещё есть, не совсем пропала). Жизнь чуть теплится в ком-н. (перен.: очень слаб, близок к смерти).

Подберите синонимы к слову теплится (сгорать, гореть, мерцать, светиться, осветиться, освещать, мигать, подсвечивать, пылает, пылать, тлеть)

Составьте предложение со словом теплица.

В теплице растут вкусные огурцы и помидоры. (повет, невоскл, грам. Основа – растут огурци и помидоры, подлеж. выр сущ, сказ – глаг, распростп., осложнено однород. подлеж)


Работа в парах. УПР 3 стр.116

Рефлексия.

Тест по теме “Глагол”. 

1. ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ. ГЛАГОЛ – ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ:

А) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА;

Б) ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ;

В) ПРЕДМЕТ;

Г) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

2. ГЛАГОЛЫ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:

А) КТО? ЧТО?

Б) КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

В) КАК? ПОЧЕМУ?

Г) ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

3. ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ:

А) ПО ПАДЕЖАМ;

Б) ПО ВРЕМЕНАМ;

В) СКЛОНЯЮТСЯ ;

Г) НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ

4. ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ:

А) В ПРОШЕДШЕМ, БУДУЩЕМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ;

Б) В ПРОШЕДШЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ;

В) В НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ;

Г) В ПРОШЕДШЕМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.

5. ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ (В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ) И ЧИСЛАМ:

А) В ПРОШЕДШЕМ И НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ;

Б) В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ;

В) В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ;

Г) В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ.


Итог урока.

В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:


сегодня я узнал…


теперь я могу…


я понял, что…


я научился…


-Оцените свою работу.




Дополнительный материал.



- Работа в парах. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. (Самостоятельная работа)

Тот труда не боит(?)ся, кто умеет трудит(?)ся.

Надо трудит(?)ся, не надо ленит(?)ся.

Дело мастера боит(?)ся.

Пчелка маленькая, и та трудит(?)ся.

С мастерством люди не родят(?)ся, а добытым ремеслом гордят(?)ся. (Проверка)


- Игра « Посели слова в домик» ( устно, «цепочкой», доска)

Включит…ся, влит…ся, вложит…ся, влюблят…ся, возвысит…ся, веселит…ся, провозглашат…ся, воцарят…ся, вплетат…ся, вручат…ся, всколыхнут…ся, он хвалит…ся, нравит…ся, вернут…ся, соревнует…ся, выявляет…ся.


а) – Какое орфографическое правило мы повторили на сегоднешнем уроке?

б) – Как определить, когда в конце глаголов следует писать –тся, а когда –ться?













Учитель читает текст, а ученики должны посчитать, сколько раз в тексте употребляется глагол.

Лебедь, щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет.

На лад их дело не
пойдет,

И
выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись

И вместе трое в него
впряглись;

Из кожи
лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Лебедь
рвется в облака,

Рак
пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто
виноват из них, кто прав – судить не нам;

Да только воз и ныне там.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации