Урок математики в 4 классе на тему «Характеристики скорости равномерного процесса. Случаи деления с нулём в частном. РЧЗ»
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка
Предмет, класс: математика, 4 класс.
Тип урока: Урок решения учебной задачи
Тема урока: Характеристики скорости равномерного процесса. Случаи деления с нулём в частном. РЧЗ
Цели урока: совершенствовать умение с решение задач на процессы, составление таблицы по задаче, совершенствовать вычислительные навыки при делении многозначных чисел с нулями на конце, умение решать примеры в разных системах счисления.
Задачи урока: формировать умения решать задачи на процессы, выполнять деление многозначных чисел с нулями на конце, решать примеры в разных системах счисления.
Цель деятельности учителя:
1. Способствовать развитию умений решать задачи на движение, выполнять деление многозначных чисел с нулями на конце, решать примеры в разных системах счисления.
2. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
3. Формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на движение, выполнять деление многозначных чисел с нулями на конце, решать примеры в разных системах счисления.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта (приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Предъявление результатов усвоения темы.
Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека.
Используемые технологи: технология деятельностного метода (на всех этапах урока), технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации, интерактивного задания на отдельном этапе урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровье сберегающие технологии (физминутки).
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), парная (помощь одноклассникам), групповая (составление алгоритма действий), индивидуальная (на этапе затруднения, самостоятельная работа)
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), деятельностный (самостоятельный поиск алгоритма решения примеров и решения задач).
Образовательные ресурсы:
1. Учебник математики. 4 класс, Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г.
2. интерактивные задания https://learningapps.org: примеры в системах счисления https://learningapps.org/6195604, процессы – характеристики https://learningapps.org/display?v=pqyj51kqa18, алгоритм деления https://learningapps.org/6208714
Оборудование: проектор, экран, презентация, «шкала/таблица» для оценивания, учебник «Математика 4» Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., карточки.
Разработала и провела: ФИО учителя: Вахрина М. И., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №19» г. Ижевска.
Организационная структура урока
|
||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Образовательные задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД, формирующиеся на данном этапе |
||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент
|
Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. |
Встают красиво.
Приветствуют учителей.
Записывают в тетради. |
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3)Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
|
||||||||||||||||||||||||
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. |
1). Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленькую разминку 2). Потом попробуем ответить на вопрос: Что такое ….. в математике? 3). Затем потренируем мозги - порешаем задачи. 4). И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное. - Перед вами оценочные листы нашей работы на уроке. Помогите их дописать… - какие умения вы сможете проверить у себя на нашем уроке? - Какова цель нашего урока? |
Озвучивает план урока. Дети совместно с учителем «дописывают» умения, которые они могут у себя оценить на уроке. - ответить на вопрос умею ли я ….(решать задачи, примеры) |
|||||||||||||||||||||||||
3.1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.
|
Организовать выполнение учащимися учебного действия на актуализацию слова «Процесс»
|
- Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький разминку. -Для этого вам потребуются бланки с заданиями. - какое умение вы сможете проверить сейчас? (в оценочном листе – оценка – прогноз) Выполните действия: https://learningapps.org/6195604
Проверка вычислений (зелёной пастой) +/? - прочитайте пример, сколько у вас получилось? - есть ли ещё варианты? - кто согласен? (в оценочном листе – оценка – итог) Расположите данные ответы в порядке возрастания (без учёта системы счисления) Воспользуйтесь вашими ответами, расшифруйте слово. 2). Давайте попробуем ответить на вопрос: Что такое процесс в математике? |
Выполнять действия +/- в разных системах счисления. Осуществляют предварительную оценку.
Дети работают в карточках.
Осуществляют самооценку, самопроверку. Дети аргументируют свои ответы. Обучающиеся записывают на доске: 14, 15, 16, 55, 100,111. Расшифровывают слово Предположение детей |
1)Познавательныеобщеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение решать примеры в разных системах счисления. 2) Логические: -анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: -контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
||||||||||||||||||||||||
3.2. Актуализация опорных знаний и их коррекция. |
Организовать выполнение учащимися учебного действия на актуализацию характеристик процессов
|
- А в математике? - Какие математические процессы вы знаете? -Каждый процесс имеет свои характеристики. - Для чего мы используем эти таблицы? - Какие умения мы может у себя проверить, выполнив это задание? (запись в оценочном листе) - оцените на сколько вы владеете этими умениями. (умение определить вид процесса). - Перед вами ТАБЛИЦЫ, определите процессы, характеристики которых приведены в таблице. Работа в группе (на больших листах) Давайте проверим ваши ответы с помощью приложения: https://learningapps.org/display?v=pqyj51kqa18 |
Предположение детей (движение, к-п, работа, составление целого) -Умения различать процессы, знать их характеристики. Работа в группе. Заполнение детьми таблиц. (если нет интернета, то проверка на слайде в презентации) |
1)Познавательные общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: анализ, синтез. 3)Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования
|
||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
расслабление мышечной системы |
«Зарядка» от солнца |
Выполняют движения Стоя или на месте |
|
||||||||||||||||||||||||
4.1.закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2 -3 типовых заданий), которая выполняется письменно.
|
3). Наконец мы дошли до 3 пункта потренируем мозги - порешаем задачи. (№450 с.111). 1 вариант (задания) - Каждому из вас достанется только одна задачка. (1 задача – 1 вариант, 2 задача- 2 вариант, 3 задача – 3 вариант) 2 вариант (задания) - Каждому из вас достанется только 2 задачи: (1 вариант – 1 и 3, 2 вариант – 2 и 4), - Что нужно сделать чтобы решить задачу? (в оценочном листе – оценка – прогноз) - на всю работу у вас 5-7 минут. 1). Процесс: движение.
600:6 = 100 (м) - в минуту Ответ: 100 метров в минуту скорость пешехода. 2). Процесс: работа.
56:8=7(д)- в час Ответ: 7 деталей в час производительсть труда рабочего. 3). Процесс: составление целого из частей.
60:3=20 (кг) Ответ: 20 кг вместимость 1 ящика с яблоками. - время закончилось, прошу открыть конверт на парте, достать эталон для самопроверки сам. работы №1.(в оценочном листе – оценка – итог) |
Осуществляют предварительную оценку. Дети озвучивают алгоритм, оценивают 1.Определить вид процесса 2.выбрать нужную таблицу 3. записать решение задачи 4 записать ответ.
(Таблицы на партах – шаблон) Дети решают в тетради, таблицу заполняют.
Дети открывают конверт №1. Осуществляют самооценку, самопроверку. |
1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Умение решать примеры в разных системах счисления. Умение решать задачи на изученные процессы. 2) Логические: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
|
||||||||||||||||||||||||
4.2.закрепление.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Небольшой объем самостоятельной работы
|
4). И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное. - вот мы добрались до 4 пункта. -без чего же невозможно быть великим математиком? - что нужно помнить, чтобы решить наши примеры? (помнить все «шаги» при вычислении) - восстановите пропущенные слова в алгоритме. (фронтально)№ 452 с.112 (в оценочном листе – оценка – прогноз) 1). Решите все примеры, кроме примеров на деление с остатком. 2). 1 пример из 1 и 3 столбиков на деление с остатком.- на всю работу у вас 5-7 минут. - Проверка фронтальная + самооценка в тетради. (в оценочном листе – оценка – итог) 4 человека решают у доски Осуществляют самооценку, самопроверку. |
Без точных вычислений! Алгоритм 1. Выделяю …. 3. Подбираю … 4. Умножаю … 5. Вычитаю …. 6. Записываю цифру следующего разряда, делимого рядом с остатком. Получаю второе неполное делимое и повторяю пункты 3, 4, 5, 6. |
1)Познавательные: знание последовательности действий при решении примеров «Уголком», 2) Регулятивные: -контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
|
||||||||||||||||||||||||
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Умение видеть, что знают/ что не знают, давать себе рекомендации в домашней работе. |
Ребята, посмотрите на свои оценочные листы 1) У кого совпала прогноз-оценка и оценка- итог? Вы молодцы! Ваша задача совершенствоваться в математике. 2). У кого оценка итог получилась ниже? Почему? Над чем нужно поработать? (в умении…решать задачи, определять процесс, его характеристики, повторять таблицу умножения…) |
Осуществляют рефлексию своей сам. работы, дают себе рекомендации.
|
|
||||||||||||||||||||||||
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Умение корректировать задания с учётом допущенных ошибок. |
Какое домашнее задание по итогам нашей работы вы можете себе дать? 1). Выполнили без ошибок, то - (№450(4).) Если допустили ошибку + придумать 1 задачу на тот вид процесса в котором сделали ошибку. 2). решение примеров на деление на ресурсе ЯКЛАСС https://www.yaklass.ru/ « Домашняя работа по теме деление на однозначное число» 3) решение примеров № 455 – все.- что нужно помнить при решении? -как запишите решение? 4) ошибки при решении примеров в разных системах счисления. №457 с.112 - запишите задание в дневник. Вложите ваши оценочные листы в тетрадь, по итогам проверки вашей тетради, я оценю вашу работу на уроке. |
ЯКЛАСС -порядок действий -дугами или по действиям |
Регулятивные: -контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
|
||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
|
Умение соотнести прогноз своей работы с результатом своего труда |
- Итак, ребята, какую задачу мы сегодня ставили перед собой? - Удалось ли её решить? - готовы ли мы к самостоятельной работе? - Что на уроке у вас хорошо получалось? - Над чем ещё надо поработать? Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу… (отвечал, размышлял, думал, наблюдал…) Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. - Спасибо вам за урок. |
- проверить на сколько умеем решать задач на процессы, вычислять в разных системах счисления, решать примеры.
- (перечисляют) |
Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
|