Предмет: «Литературное чтение» (урок обучения чтению в период обучения грамоте) Класс: 1 Б Тема урока: «Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
Г. БЕЛГОРОДА ИМ. В.КАЗАНЦЕВА
Составитель: Санникова Елена Ивановна, учитель начальных классов
Предмет: «Литературное чтение»
(урок обучения чтению в период обучения грамоте)
Класс: 1 Б
Тема урока: «Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р»
Цель:
знакомство с новыми звуками [р], [р'] и буквами их обозначающими.
Задачи урока:
различать и обозначать при письме звуки [р], [р'], буквами Р, р;
характеризовать звуки [р], [р'], находить места соответствующих букв на ленте букв;
находить звуки [р], [р'], в слого-звуковых схемах, предложениях; соотносить слова со слого-звуковыми схемами;
умение объяснять смысл пословицы, применять пословицу в устной речи;
выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;
определять место новой буквы на «ленте букв»;
группировать изученные согласные по твердости-мягкости;
наблюдать за артикуляцией звонких согласных;
сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы;
устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью, сопоставлять буквенные записи и схемы-модели слов;
классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия предметов);
находить в тексте ответы на вопросы;
объяснять смысл пословицы;
читать предложения, анализировать их;
принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
создание ситуации успеха на уроке, возможность исправить ошибки;
составлять план собственных действий в соответствии с заданиями на странице учебника, выполнять задания в соответствии с требованиями учителя;
корригировать и развивать фонематический слух;
развивать зрительное восприятие;
развивать артикуляционный аппарат;
развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».
применять правила поведения на уроке, при работе в паре и группе.
Ход урока
Дидактическая (этапы урока) Цели | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов (деятельность учителя) | Деятельность | |
1.Организационный. Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя | -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Мое настроение как всегда – ВОТ ТАКОЕ (картинка улыбающегося солнышка) Я хочу, чтобы вы тоже были: - в таком же прекрасном настроении, как и я (маленькая картинка улыбающегося солнышка) - задумывались и находили ответы на сложные проблемные вопросы (картинка «задумчивого» солнышка) - удивлялись (картинка «удивленного» солнышка) Успеха и удачи вам! | ||
2.Артикуляционная гимнастика Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков | Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться выразительно читать, учиться анализировать, сравнивать и делать выводы. Но при этом всегда нужно помнить пословицу: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда». А наш труд начинается с артикуляционной гимнастики. Упражнения для языка («Шинкуем капусту») Упражнения для губ «Трубочка» Упражнения для мышц лица («Футбол») Упражнения для связок «Летела муха около уха» - Ш-Ш-Ш «Летела оса около носа» - С-С-С «Летел комар и звенел» - «З-З-З «Сел на лоб а мы его» - ХЛОП. На выдохе «Стаккато» Н – Л – С – Т – К «Страшная сказка» - «Легато» У- УО-УОА-УОАЭ-УОАЭЫ-УОАЭЫИ Чтобы разговаривать, Надо выговаривать, Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. | Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать, Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. | |
3. Актуализация ранее полученных знаний. Цель: выявление затруднений в запоминании ранее изученных звуков, характеристика звуков | Вы сейчас услышали речь. А какой бывает речь? Какая речь сегодня чаще будет присутствовать на нашем уроке литературного чтения? Из чего состоит устная речь (любая)? А что такое предложение? Из чего состоит предложение? Из каких частей состоят слова? Из чего состоят слоги? В чем их разница? Какие бывают звуки? | Речь бывает устная и письменная. На нашем уроке литературного чтения чаще всего будет присутствовать устная речь. Устная речь состоит из предложений. Предложение – это одно или несколько слов, которые связаны между собой по смыслу. Предложение всегда выражает законченную мысль. Предложение состоит из слов. Слова состоят из слогов. Слоги состоят из букв или звуков. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, читаем. Звуки бывают гласные и согласные. | |
4. Формулировка темы урока. Постановка учебной задачи. Цель: создать условия для частично-поискового метода, использовать дифференцированный подход для работы с группой детей с ТНР. | Какой красивый дом мы с вами построили. Он, наверное, так же прекрасен, как и дом на картине. Но ведь я все сделала неправильно. Разве дома начинают строить с крыши? Его же начинаю строить с нижней части. А как она называется? Начнем с фундамента, поработаем со звуками. Вам нужно составить звуковые схемы двух слов. А вот какие эти слова, вы узнаете, отгадав загадки. «Доскажи словечко» У меня знакомых тьма, Не могу их счесть сама, Потому что кто пройдет, Тот и ручку мне пожмет. Людям рада я поверь, Я приветливая...(Дверь) Как огромная пила, К небу зубья подняла. Не залезет в дом к нам вор. Охраняет нас (Забор). Работа в паре (ребенок с ТНР + ученик класса без ТНР) Закончена ли работа со схемой? Поможем ребятам, которые работают у доски. Выделим последний звук в слове «забор», «дверь». Какие звуки они обозначают: гласные или согласные? твердые или мягкие? Почему? Каждый звук на письме обозначается буквой и для звуков [Р], [Р'] существует буква «эр». Так какие же звуки обозначает буква «эр»? Нужно расположить букву «эр» на нашем паровозике, который везет ленту букв. Где будет ехать буква «эр» на нижней или верхней полке? Почему? Буква «эр» бывает большой (заглавной), а бывает маленькой (строчной). А для чего нужна большая (заглавная) буква. (задание только для детей с ТНР) Подберите имена, которые начинаются с буквы «эр». Игра «Где слышим звук?» Рис, рысь, стрекоза, шар, Тарас, трость, парус, рулет. | Фундамент. Учатся проводить фонетический разбор слов с буквой Р. Вспоминают правила работы в паре. Нет деления на слоги и не поставлено ударение. (Делят на слоги, ставят ударения (звуковая и двигательная помощь)). Звуки [Р], [Р']. Они обозначают согласные звуки, потому, что при произношении существует преграда и эти звуки нельзя спеть. Звучат они по-разному: твердо и мягко. Буква «эр» обозначает твердый согласный звук [Р] и мягкий согласный звук [Р']. Буква «эр» будет ехать на верхней полке так, как она обозначает звонкий звук. Имена собственные. Начало предложений. Рома – начинается со звука [Р]. Пантомима. (Показывают руками место звука в словах). | |
5. Применение новых знаний. Цель: дальнейшее знакомство со звуком [р] и [р'], буквой «эр», закрепление ранее полученных по теме знаний, использовать дифференцированный подход для работы с группой детей с ТНР. | Из букв можно сложить слоги. (Дети с ТНР читают открытые слоги) Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру. Ри-ри-ри – на ветках снегири. Работа в учебнике с. 65. | Презентация «Слоги» Чтение слогов. (Кто из учеников умеет читать – дочитывает предложения до конца). | |
6.Первичное закрепление. Цель: организовать овладение учениками навыка выделения звука на фоне речи, чтения слогов, слов, отрабатывать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. | В словах выделить звуки, слоги, которые прочитали в учебнике. (Дети с ТНР читают по готовым слияниям и причитываниям) рана тронул ранка уколол Что сделал? Работа с действиями предметов. МУРЧИТ РЫЧИТ КВАКАЕТ КРЯКАЕТ ХРЮКАЕТ | СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ | |
7. Физминутка | «Танцуем сидя» 1, 2, 3, 4, 5, 6 – нужно тихо – тихо сесть. | «Танцуют сидя» | |
8. Закрепление изученного. Цели: - отрабатывать навык осмысленного чтения, формировать умение отвечать на вопросы по тексту. | Подберите слова - действия, которые выполняют эти животные. Сколько предложений вы видите на доске? Какое правило о предложениях помогло вам это сделать? Прочитаем только первое предложение. Второе предложение. А теперь прочитаем первое и второе предложение. Третье предложение. Четвертое предложение. Кто сможет прочитать все 4 предложения? Мы опять построили дом. Посмотрите на нашу красавицу букву «эр». | Мы видим на доске 4 предложения. Предложения пишутся с большой буквы. В конце предложений ставится точка. Слова в предложениях пишутся раздельно. Чтение учеников. (Игра «Эхо») | |
9. Дифференцированные задания для групповой работы Цель: -организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности. | Руки надо всегда мыть, Чтоб микробы не растить, Не то в рот вам попадут И заразу разнесут. Неужели свои зубы По утрам и вечерам Ты зубной не чистишь пастой? Это стыд, позор и срам! | 1 группа. Прочитайте тексты. Что общего в этих текстах? 2 группа. Прослушайте тексты. Чем эти тексты между собой отличаются? 3 группа (дети с ТНР) Прослушайте тексты. Придумайте заголовки к текстам. 1 группа. Перечитайте текст. Найдите в текстах такое слово, в котором буква О обозначает другой звук. 2 группа. Прослушайте текст еще раз и хлопните в ладоши, когда услышите звук [Р] или [Р'] в слове. 3 группа (дети с ТНР) Прослушивая текст еще раз, карандашом зачеркните все буквы «Р» в текстах. | |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Я благодарю всех ребят за урок, каждый из вас очень старался и заслуживает от меня слов благодарности. Настроение: Мое – как всегда прекрасное. Кто из вас сегодня на уроке удивлялся? Кто из вас сегодня на уроке задумывался? Кто из вас сегодня радовался на уроке? | СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ |
Использованные источники:
Азбука. 1 класс В 2-х ч. / Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.- М.: Просвещение.
Литературное чтение. Учебник 1 класс В 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.Б. и др. - М.: Просвещение.
Обучение грамоте. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. Школа России ФГОС.
«Чистоговорки». Серия «Божья коровка». Чистоговорки для развития правильной речи у детей. Издательство «Эксмо».
https://www.youtube.com/watch?v=ewuI0Q9OpA0