Урок математики во 2 классе на тему «Умножение двух, на два и соответствующие случаи деления»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13» города Кострома
Учитель начальных классов
Тимошок Галина Александровна
Предмет: Математика
Класс: 2
УМК: «Школа 2100»
Тема урока: «Умножение двух, на два и соответствующие случаи деления».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: проблемный метод, частично - поисковый, словесный, наглядный, практический.
Формы работы: фронтальная, работа в группе, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: компьютеры, проектор, интерактивная доска, учебник «Математика»,
2 класс, (автор Петерсон Л.Г.), карточки с заданием для работы в паре и в группах (по выбору учителя).
Цель урока: повторить и закрепить табличные случаи умножения и деления с числом 2.
Задачи урока:
1.Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа. Совершенствование навыков решения задач. Формирование и коррекция универсальных учебных действий.
2. Развивать самоконтроль, самооценку учебной деятельности. Развивать логическое мышление, умение рассуждать.
Способствовать формированию универсальных учебных действий.
3. Воспитывать интерес к изучению математики, любовь к науке и технике.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, сегодня к нам на урок математики Кузя (из интерактивных компьютерных игр) привел свою подружку ЭВМ, с которое случилось несчастье. В один из её блоков проник и поселился вирус, и поэтому машина не может полноценно трудиться, Кузя просит, чтобы мы помогли им определить номер блока, пораженного вирусом. Они его заменят, ЭВМ снова будет трудиться и помогать людям в работе.
-Поможем им, ребята?
-Но как это сделать? Сразу нам не определить номер блока...
(Проблемная ситуация. Ребята выдвигают способы ее решения).
-А знаете, я, кажется, догадалась, как им помочь.
-Сейчас эта машина может выдавать только математические задания, тесты по теме "Таблица умножения чисел". А мы с вами как раз изучили эту тему. Вот и давайте, выполним все её задания по данной теме и проведем настоящее расследование – выявим, какое число будет повторяться чаще других, оно и будет соответствовать номеру блока, в который спрятался этот злополучный вирус.
-А вместе с расследованием мы проведем повторение и закрепление вычислительных навыков по данное теме, проверим ваши знания.
-Согласны?
-Итак, что говорит Кузя перед началом игр?
-Вперед! Расследование началось!
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Математический диктант.
-Давайте сначала проведем разминку нашего ума.
- Запишем результаты числовых выражений, заполнив кружки в данном алгоритме.
(Если есть возможность, то дети работают каждый за своим компьютером. Можно каждому дать распечатанный алгоритм или объединить ребят в группы).
- На какое число надо умножить число 7, чтобы получить 14?
-Чему равно произведение числа 2 и наибольшего однозначного числа?
-Найти частное чисел 12 и 6.
-Найти делимое, если частное равно 2, а делитель - 4.
-Делимое - 1О, частное - 5. Чему равен делитель?
-На сколько 100 >98?
- Я задумала число, 98 меньше моего числа на 2,
Какое число я задумала?
-Посчитать ответ, расшифровав ребус: (7)х 2.
(В букве О цифра 7, умноженная на 2. Получаем, 8х2=16)
-Сколько колес у трех трехколесных велосипедов? ( Вспоминаем правила дорожного движения).
-На дереве сидело 5 ворон и 3 сороки. Улетели все сороки и столько же ворон. Сколько ворон осталось?
2)- Итак, подведем итог нашей арифметической цепочки
действий. Проверка по эталону.
-Найдите сумму всех чисел в цепочке удобным способом.
3) -Молодцы, разминку мы провели, не забываем о самооценке.
- Ведем расследование дальше.
III. Работа по теме урока. Закрепление вычислительных навыков.
1. Работа с числами по схеме. Коллективная работа в тетрадях и на компьютерах.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Спрогнозируйте результат своей учебной деятельности , смоделировав его в виде смайлика на полях тетради.
(Веселый смайлик – все отлично, готов трудиться;
строгий смайлик – озабочен;
грустный – не хочу трудиться по каким-либо причинам).
- Не забываем оценивать свою работу на полях в тетради.
(Самооценка каждого вида деятельности простым карандашом в виде знаковой символики:
+ все отлично;
+ - хорошо, но есть затруднение;
– затруднялся).
Работа с числами по схеме.
- Назовите числа, изображенные в кружках. Что вы о них знаете? В каком порядке расположены?
- Замените данные числа произведением двух других чисел и запишите их в пустые кружки.
-Проанализируйте числа верхнего и нижнего рядов. Назовите признаки сходства и различия.
- Что объединяет числа верхнего ряда? (Деление на 2).
- Молодцы, справились с данным заданием.
- Не забываем о самооценке, ведем расследование дальше.
2. Совершенствование навыков умения решения задач.
Работа по учебнику. Решение задачи на доске и в тетрадях.
-Итак, ребята, продолжаем выполнять задания нашей ЭВМ и ведем расследование дальше.
а) Решение задачи № 314 на доске и в тетрадях. Проверка и самооценка.
(Задача про медведя).
- А чем любит лакомиться мишка?
- Кто трудится над созданием меда? (Пчелы).
-Пчелы - это живая или неживая природа?
-А еще кто относится к живой природе?
- Как надо заботиться о птицах в зимнее время? (Чтение учителем стихотворения).
Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну…
(Разговор о пользе птиц).
б) Составление задачи по рисунку птиц и числовому выражению
5 х 2 - 3 =
Работа в парах. Проверка и самооценка.
3. Динамическая пауза.
(Физические движения под звучание песни: "Дважды два - четыре.)
- А какие еще песни с числом 2 вы знаете? («Вместе весело шагать», «Жили у бабуси 2 веселых гуся»).
4. Тестирование.
- Следующее задание - тест "Крестики, нолики" (Дети работают за компьютером или на карточках).
Детям представлена таблица, разделенная на 3 строки и 5 столбцов, с пустыми клетками для заполнения знаковой символики.
| | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | |
- Я произношу утверждения, если вы согласны с ним - ставьте в клеточке крестик,
не согласны - нолик.
1. Произведение = I множитель + 2 множитель.
2. 2х2=5
3. Произведение = I множитель х 2 множитель.
4.Произведение чисел 3 и 3 равно 5.
5.Делимое = Частное + Делитель.
6. Умножение - это сумма любых слагаемых.
7.Умножение - это сумма одинаковых слагаемых
8. На нуль делить нельзя.
9. Для того, чтобы 1 множитель был равен произведению, необходимо, чтобы 2 множитель был равен единице.
10. От перестановки множителей произведение изменяется.
11. От перестановки множителей произведение не изменяется.
12. 2 х 10 = 20
13. 40 - 2 х 5 = 30
14. 12 : 2 : 2 = 3
15. Ты да я, да мы с тобой. Нас трое.
- Проведем предварительную проверку. Поставим точку на середине верхней строки нашего большого прямоугольника, соединим ее с нижними углами. Какую геометрическую фигуру получили? (Треугольник).
- Если в этом треугольнике у вас нарисованы только крестики, а в остальных клеточках нолики, то на вопросы вы ответили правильно.
- Проведите самооценку вашей работы.
-А какие геометрические фигуры вы еще знаете?
5. Работа над геометрическим материалом.
(Рисунок. У Лукоморья дуб, кот, который изображен с помощью геометрических фигур).
- С помощью, каких геометрических фигур изображен данный кот?
-А из какого литературного произведения он к нам пришел? (Чтение стихотворения учениками).
-Назовите автора этого стихотворения.
- Хотите услышать одну из сказок кота? (В сокращении).
«Жил-был старый гном, и домик у него был старый, старый. Стены покосились, потолок вот-вот рухнет».
- Давайте, ребята, поможем гному, построим для него новый крепкий домик.
- Начертите прямоугольник, длины сторон которого равны 4 и 2. Найдите его периметр.
- У гнома 5 стульев, помогите ему расставить эти стулья так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.
(Работа в четверках, с последующей защитой).
- Хорошо, молодцы! Не забываем наблюдать за числами, ведем расследование дальше.
6) Следующий тест - работа с перфокартами.
- Сравнить и поставить соответствующие знаки равенства и неравенств.
7 х 2….. 6 х 2+2 8 : 4…...12 : 6 5 х 2 18 : 2
Взаимопроверка. Самооценка.
IV. Рефлексия.
- Ну, что, ребята, устали? Как вам наше расследование? Понравилось?
- Давайте подведем итог нашей сложной работы.
- Кто был самым внимательным? Проанализируем числа, с которыми мы работали.
- Какое число повторялось чаще других? (2).
- Значит, какой делаем вывод?
- В блоке под номером 2 находится вирус. Давайте проверять.
Достается блок-коробочка с номером 2, открывается, оттуда "выпрыгивает" вирус (самодельный).
- Молодцы! Мы сумели оказать помощь пострадавшей ЭВМ, и теперь она опять будет отлично работать и приносить пользу людям.
- А вам я желаю всегда преодолевать трудности, помогать попавшим в беду, усердным трудом добиваться отличных знаний и за это получать отличные отметки.
V. Оценивание.
1.Формирование умений соотносить цель и результат.
- Ребята, мы с вами хорошо потрудились.
- Давайте вспомним, какие учебные задачи поставили перед собой в начале урока
и смогли ли мы их решить. (Ответы детей.)
- Достигнута ли нами цель урока? (Ответы детей.)
2.Осознание и оценивание учащимися своей учебной деятельности на уроке.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
(Анализируется самооценка за выполненные задания на уроке.)
- Оцените свою деятельность на уроке.
( В виде смайлика дети подводят итог своей работы на уроке.)
- Сравните с прогнозирующим результатом. ( Сравнение смайликов, изображенных в тетради в начале и конце урока.)
- Какие результаты получились? (Ответы детей.)
- Какие дальнейшие задачи поставите перед собой?
3. Оценивание работ учащихся учителем, выставление отметок.
VI. Домашнее задание.
№ 315, 316 (по выбору)