Предоставление опыта работы «Применение здоровьесберегающих, инновационных технологий в коррекционно-логопедическом процессе»
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №4 «Ручеёк»» п. Суземка
Предоставление опыта работы по теме:
«Применение здоровьесберегающих, инновационных технологий в коррекционно-логопедическом процессе»
Предоставила учитель-логопед
высшей категории: Игнатькова О.В.
2023 г.
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений. В последние годы наблюдается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья детей, снижение уровня психического и физического развития. У детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями отмечается общая моторная неловкость, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и соматическая ослабленность.
Хорошо развития речь ребёнка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения.
На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективного речевому развитию ребёнка.
Система логопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование на каждом логопедическом занятии как традиционных, так и инновационных здоровьесберегающих технологий.
На моих занятиях используются следующие традиционные технологии:
- логопедическое обследование;
- коррекция звуков;
-формирование слоговой структуры слова;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование словообразования и словоизменения;
- формирование связной речи и т.д.
Инновационные технологии в логопедической практике это лишь дополнение к общепринятым проверенным временем технологиям.
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Пальминг- это упражнение на расслабление глаз. Оно является
очень древним и принадлежит йогам. Пальминг - это пассивное расслабление. Когда закрываем глаза, мы способствуем некоторому их расслаблению и отдыху. Однако, глаза самой природой предназначенные для восприятия света, не могут полностью расслабиться, когда на них падает даже минимальное количество его лучей.
Упражнение, которое позволило добиться этого, было введено Бейтсом и называется «Пальминг». Этот упражнение используется после зрительных нагрузок. Выполняется сидя. Важно, чтобы шея и позвоночник были на одной линии, а ступни параллельно друг другу. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришёлся как раз на глаз. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. Во время выполнения упражнения надо пытаться вспомнить что-нибудь приятное: красивые пейзажи, интересные случаи из жизни. Можно вспомнить ряд цветов – ярко-красный, жёлтый, голубой, лиловый, также можно включать спонтанную музыку или прочитать стихотворение.
Разотрём свои ладошки,
Разогреем их немножко (растирают ладони)
Пальчики плотно друг к другу прижмём,
Свету проникнуть сквозь них не даём (делаем лодочки).
При правильном выполнении этого упражнения достигается физическое и психическое расслабление, повышается острота зрения.
Может показаться, что данная гимнастика не имеет научного обоснования, однако то не так. Согласно исследованиям при нахождении органов зрения в полной темноте динамические электрические разряды в коре головного мозга (бета-волны) сменяются более спокойными (альфа-волнами). Такое состояние покоя способствует последующему восстановлению органов зрения.
2) Упражнения для развития речевого дыхания.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха. Данным упражнениям нужно уделять особое внимание, т.к. развитие правильного речевого дыхания у детей с речевой патологией, способствует нормальному звукопроизношению, создаёт условия для нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Но нужно помнить и соблюдать необходимые требования при проведении дыхательной гимнастики.
Виды пособий для дыхательной гимнастики
- всевозможные вертушки;
- аэробол;
- лёгкие мячики из пенопласта, пластмассы;
- футбол с трубочками;
-мыльные пузыри.
Дыхательные игровые упражнения:
«Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Бабочка», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Задуй свечу», «Фокус» и т.д.
«Футбол»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик.
Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.
Ребенок дует на ≪мяч≫, пытаясь ≪забить гол≫. Вата должна оказаться между кубиками.
Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
3) Развитие общей моторики.
В этот пункт входят динамические паузы в процессе обучения, нацеленные на оздоровление, называющиеся физкультминутками. Я на занятиях использую физкультминутки игрового характера. Если ребёнок овладевает навыками сочетания слова и действия, то его ждут хорошие результаты на логопедических занятиях. Физкультминутки вызывают положительные эмоции у детей и способствуют снятию усталости.
Физкультминутки:
- направлены на нормализацию мышечного тонусы, исправлению неправильных поз, запоминание серий двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции;
- развивают общую моторику.
Комплексы физминуток подбираются согласно лексической теме недели. Они проводятся в игровой форме в середине занятия.
4) Система работы по развитию мелкой моторики рук.
Также для повышения качества коррекционной работы, большую роль играет успешность развития мелкой моторики. Учёными доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на интеллектуальные способности.
На занятиях я провожу:
- пальчиковые игры согласно лексическим темам;
- выполняем штриховки изображений;
- шнуровки, завязывание бантиков, застёгивание пуговиц, нанизывание бус и т.д.
Пальцевой массаж:
- массаж ладонных поверхностей различными каменными, металлическими или стеклянными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж шестигранными карандашами.
Су-Джок терапия.
Су-Джок терапию я использую в виде массажных шариков в комплексе с массажными металлическими кольцами в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики, а также с целью общего укрепления организма. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Су-Джок терапия применяется в сочетании с традиционными средствами коррекции, вносит разнообразие в занятие и используются для достижения разных задач в играх и упражнениях. Основные направления работы с использованием Су-Джок массажем:
- развитие мелкой моторики рук (массаж и самомассаж шариками и колечками);
- развитие пространственных представлений;
- развитие речи (расширение и активизация словаря, систематизация знаний, автоматизация звуков, употребление предлогов, согласование числительных с существительным).
5) Куклотерапия - это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Кукла побуждает к активным речевым действиям застенчивых и замкнутых детей. С помощью этого метода выстраивается очень благоприятное взаимодействие с семьей ребенка. Увидев, как интересно ребенку на таких занятиях, родители рады сотрудничать, выполнять заготовки для изготовления кукол.
На мой взгляд, использование куклотерапии в коррекционной работе с речевыми детьми является действенным средством в устранении у них коммуникативных и психологических проблем.
Работая с куклой, говоря за неё, ребёнок по-иному относится к собственной речи, кукла отвлекает внимание ребёнка от речевых трудностей. Замечание, сделанное не ребёнку, а кукле, позволяет логопеду незаметно исправить речевые ошибки. Т.о., с помощью куклы логопед может варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях.
В своей практике я использую приемы куклотерапии как на подгрупповых, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
При помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычных или непонятных ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них.
На индивидуальных занятиях я устраиваю для каждого ребёнка театр «одного актёра»: предлагаю ему выбрать куклу, которая больше всего нравится, скрыться за ширму и рассказать что-нибудь о своём сказочном герое. Ребенок начинает что-то говорить, рассказывать эпизоды своей жизни.
После того, как наш маленький актёр раскрыл свой внутренний мир и поделился своими переживаниями, наступает момент ему помочь и проиграть проблемную ситуацию, но с позитивным концом.
6) Мнемотехника - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию.
Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для меня, как для логопеда; развивается мелкая моторика, память, повышается работоспособность детей, улучшается качество образовательного процесса. Правильно говорящий ребёнок-это здоровый ребёнок.
Подводя итоги, я хотела бы ещё раз подчеркнуть, что здоровье-это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным и счастливым.