Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях реализации ФГОС»
Преемственность между школой и дошкольной организацией в условиях реализации ФГОС»
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук Леонид Абрамович Венгер.
Процесс перехода от дошкольного к школьному детству всегда считается сложным и болезненным. Иногда случается так, что учителя недовольны, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения. Они считают, что преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков.
А воспитатели обижены на такие высказывания. Ведь они делают со своей стороны все, что требует от них программа. И считают, что дают каждому ребенку знания, умения и навыки, которые пригодятся в школе. А у родителей вообще другое мнение. Они хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить.
Педагоги первых классов начальной школы не могут обеспечить мягкость адаптации будущих первоклассников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. А если дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет в школьной жизни, то будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Стандарты ФГОС НОО и ФГОС ДО являются важными документами для продвижения в решении данной проблемы. Именно с выходом стандартов было положено начало к обеспечению преемственности дошкольного и начального образования.
Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения и становится единым целым. Поэтому, учитывая согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы увидели в создании проекта, который бы отражал сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь.
Главная цель проекта «До+школьник» - это создание единого образовательного пространства ДОУ и школы Спасского района по обеспечению непрерывности дошкольного и начального общего образования,
в том числе создание условий для всесторонней подготовленности детей к успешному и менее безболезненному вхождению выпускников ДОУ в учебную деятельность школы.
Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Важную роль в обеспечении эффективной преемственности играет координация взаимодействия между педагогами детского сада и школы, учреждением и родителями, педагогами и детьми. Для этого на каждый учебный год каждый детский сад разрабатывает ПЛАН совместной работы по реализации программы, целью которого является конкретизация работы по основным направлениям:
- Работа с детьми (дошкольниками)
- Взаимодействие педагогов ДОУ и СОШ
- Сотрудничество с родителями.
Основными задачами сотрудничества ДОО и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Основной ожидаемый результат от реализации программы по преемственности – максимальное удовлетворение социального заказа родителей, в качественной подготовке ребенка к переходу на новый уровень образования.
Мы находимся в постоянном поиске новых, эффективных форм работы.
Работа с детьми включает:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Методическая работа с педагогами включает:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
- визуальные средства общения;
- заседания родительских клубов
Исходя из ФГОС ДО, при реализации программы необходимо опираться на Целевые ориентиры дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования.
Инициативность и самостоятельность
Уверенность в своих силах
Положительное отношение к себе и другим
Развитость воображения, фантазии, творчества
Умение подчиняться социальным нормам
Развитость крупной и мелкой моторики
Проявление любознательности
Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности
Способность к принятию собственных решений
Настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Ожидаемые результаты: портрет выпускника детского сада
- Деятельный и активный
- Креативный
- Любознательный
- Инициативный
- Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
- Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
- Чувство собственного достоинства
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Понимание целей, ориентиров и задач ФГОС каждым сотрудником ДОУ, принимающим участие в развитии детей, позволяет планомерно двигаться к достижению самого главного результата – всесторонней подготовке ребенка к первому классу.
Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.
Используемая литература:
- Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //
- Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе.
- Л.Н. Кравцова "Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения".