Статья на тему «Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным учреждением»
Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным учреждением.
Проблема преемственности между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением являетмя одной из важных проблем системы непрерывного образования. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка [1].
Историческая проблема преемственности между дошкольным и начальным школьными звеньями образовательной системы решалась посредством осуществления подготовки детей к школе. Все мероприятия, организованные в связи с этим, ориентировались на требования школы к будущим первоклассникам: быть дисциплинированными, внимательными, выполнять инструкции учителя. В 60-е годы прошлого столетия такой подход привел к организации в каждом деском саду подготовительных к школе групп, к закреплению жестко регламентированных форм обучения школьного типа. Как следствие, стали исчезать самостоятельная игра и диалогическое общение во время занятий, снизились познавательная активность и инициативность детей. В 90-е годы, напротив, педагоги стали преувеличивать возможности образовательных функций игры, подчиняя ее решению дидактических задач. Такая постановка вопроса также оказалась неправомерной с точки зрения логики детского развития: так же разрушалась самостоятельная игра, искусственно затормаживалось развитие познавательной сферы и учения.
Рассмотрим ряд проблем, связанных с реализацией принципа преемственности на первом этапе.
Во-первых, идея непрерывного образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется.
В последние десятилетия большое распространение получила вариативность программ, учебных планов, средств обучения. Наряду с положительными последствиями этого явления (обогащением содержания образования, отказом от жестко регламентированных форм обучения и др.) есть и отрицательные, например, неоправданное увлечение предметным обучением уже в дошкольном образовательном учреждении, а также многопредметность в начальной школе. Это привело к неоправданному росту требований к детям, поступающих в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Все это создает предпосылки для форсированного «взросления» дошкольного образования, порождающего эмоциональную глухоту у ребенка, формирования багажа знаний без учета интересов самого ребенка, его духовных новообразований. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие звеней само по себе не определяет успешности обучения гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
17 июня 2003 года Федеральным координационным советом по общему образованию. Минобразования РФ была утверждена Концепция содержания непрерывного образования [1]. Документ содержит цели и задачи непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; психологи-педагогические условия его реализации; принципы отбора содержания образования, возрастные характеристики ребенка перед поступлением в школу и младшего школьника к концу обучения в начальной школе; содержание дошкольного и начального образования.
Преемственность это двусторонний процесс. На дошкольной ступени образования должна сохраняться самоценность дошкольного детства и должны формироваться фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой его успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной ступени обязана учитывать достижения ребенка дошкольника и строить свою работу, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Таким образом, реализация преемственности как основополагающего принципа системы непрерывного образования дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка. При этом дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить базисное развитие ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного образовательного учреждения, способствовать его дальнейшему личностному становлению.
Литература
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья) // Управление ДОУ. – 2005. №4.