Игра как средство решения проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой
Маленький ребёнок, который переступает порог школы, обладает своим неповторимым миром. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным.
Когда ребенок попадает в школу, целостный мир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Не следует рассматривать первоклассников как маленьких взрослых.
Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Наблюдения показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому, по моему мнению, опора на игру - это важнейший путь включения дошкольников в учебную работу. Именно в этом я вижу решение проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой
В.А. Сухомлинский считал, что ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средств сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к познанию, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Познание через игровые приемы и методы на уроках, их последовательность и взаимосвязь способствуют развитию творческих способностей младших школьников и их личностных качеств.
Игра для ребенка - не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности. Игра, особенно в первые школьные годы для ребенка необходима, потому что именно в ней получают свое становление и развитие, основные жизненно необходимые психические процессы и свойства.
Игра - очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество учителю, который принимает малышей-дошкольников.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение комфортным, способствует снятию напряжения и страха у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя, играя. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников.
Внедрение игровых технологий значительно повышается познавательный интерес младших школьников, каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным.
На уроке игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение учебных задач, активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников, развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу, и взаимно себя проверяют. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.
Нужно понимать, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. И эта встреча должна помочь ребёнку обрести уверенность в будущем!
Шабанова Алёна