Урок по информатики в 5 классе на тему «Преобразование информации путем рассуждений»
Преобразование информации путем рассуждений
Планируемые учебные результаты:
предметные – формирование представлений об обработке информации путём логических рассуждений;
метапредметные – умение анализировать и делать выводы;
личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации;
2) дать представление о преобразовании информации путем рассуждений как еще одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.
Организационный момент (2 мин)
Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.
Уч. § 12, Р.Т. № 177, 178 umnik.umi.ru задания к уроку 26 в разделе 5 класс
Повторение и актуализация опорных знаний (10 мин)
Чтобы результат сегодняшнего урока был хорошим, и вы освоили новые знания и умения, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения!
Определите способ обработки информации для следующих задач
Задача 1. Василий Петрович любит повторять: «Денежки порядок любят», но в его кошельке этого порядка не было. Вперемешку лежали купюры 50, 1000, 200, 500, 100. Что нужно сделать, чтобы его слова не расходились с делом?
Задача 2. Сергей решил подсчитать сколько денег в среднем в день он тратит на сотовую связь. По данным детализации за неделю он проговаривает 105 минут по 1 ₽ за минуту, пишет 30 смс по 2 ₽ за штуку, тратит 115 ₽ на интернет. Запишите выражение и вычислите.
Задача 3. Расшифруйте сообщение. Каждой букве соответствует пара чисел, первое – номер столбца, второе – номер строки.
(1, 1) |
(5, 1) |
(1, 2) |
(6, 3) |
(11, 3) |
(1, 1) |
(1, 3) |
|
|
|
|
|
|
|
(2, 2) |
(5, 2) |
(2, 3) |
(2,1) |
(6, 1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(2, 3) |
(6, 3) |
(2, 2) |
(6, 3) |
(8, 3) |
(7, 3) |
(4, 2) |
|
|
|
|
|
|
|
Задача 4. Трое одноклассников Иван, Семён, Денис пришли в школьный буфет за пирожными стоимостью 36р. У Ивана 2 монеты достоинством 10 р. 4 монеты по 5 р, 1 монета 2 р.., у Семёна 50р. одной купюрой, у Дениса 3 монеты по 10 р., 2 монеты по 2 р., 4 монеты по 1 р. В какой последовательности ребята должны покупать пирожки, чтобы у буфетчицы не было проблем со сдачей.
Поиск проблемы (3 мин)
Можно ли в данной ситуации применить какую-нибудь универсальную формулу? Может быть, у буфетчицы есть алгоритм, по которому она выстраивает очередь? Что было достаточно сделать, чтобы решить данную задачу?
Достаточно рассуждать, опираясь на жизненный опыт.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Сегодня мы будем знакомиться с обработкой информации методом рассуждений.
Объяснение нового материала (5 мин)
На уроке вас будут сопровождать 3 друзей Иван, Семён, Денис. Они увлекаются музыкой и являются фанатами одной очень известной группы. В декабре группа объявила о начале концертного тура, город, в котором живут друзья, музыканты посетят в июле. А свой тур они решили начать с розыгрыша подарков в одной из социальных сетей.
В розыгрыше участвуют 3 билета на концерт, колонка, наушники, плеер, футболка с автографом. Призы упакованы в непрозрачные разноцветные коробки одинакового размера: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя. Коробки расставлены на столе точно в таком порядке, как перечислены.
красный |
оранжевый |
желтый |
зеленый |
Синий |
билеты |
плеер |
наушники |
футболка |
колонка |
При расставлении коробок красная коробка перевернулась, и из неё выпали билеты, что лежит в остальных коробках не известно. Если зеленую коробку поставить между коробкой с наушниками и плеером, то по соседству с наушниками будет колонка, а футболка будет точно в середине.
К сожалению ребята не выиграли в розыгрыше. Но посетить концерт любимой группы все-таки намерены, они решили приобрести билеты самостоятельно.
Стоимость билетов не маленькая: 1500, 2000, 3000, 5000 рублей, и родители не готовы их оплатить. Откуда взять деньги на билеты школьнику?
Копить
Заработать
Продать что-нибудь не нужное.
Первичное осмысление и закрепление полученных знаний
Практическая работа (15 мин)
Накопление. Ивану мама давала каждый месяц деньги на питание 2000 независимо от количества учебных дней. Так она его приучала к самостоятельности, но при этом контролировала, поэтому не питаться он не мог. Питание в школьной столовой стоит 87 р. в день, и ежемесячно списывали 60 р. за пользование личным кабинетом. Начиная с января Иван начал копить. Календарь с отмеченными выходными, праздничными и каникулярными днями приведен ниже.
Заполните таблицу Накопления.xlsx
/data/files/m1568387623.xlsx (Накопление.xlsx) |
В столбце Доход каждый месяц стоит фиксированная сумма 2000 р. Столбец Количество учебных дней необходимо заполнить, ориентируясь на календарь. Стоимость питания в день = 87 р. Абонентская плата 60 р. в месяц. Величина расходов за каждый месяц складывается из абонентской платы (60 р.) и питания (количество учебных дней, умноженное на 87 р.). Для автоматического расчета введите знак «=», а затем арифметическое выражение, нажмите клавишу Enter. Чтобы рассчитать накопление за месяц, нужно от дохода отнять полученные расходы. После выполнения расчетов, продублируйте столбец Накопления в таблицу ниже. Подсчитайте, сколько денег удалось накопить Ивану, постройте диаграмму. |
Ответьте на вопросы
Какую сумму удалось накопить Ивану?
Какой месяц был самым прибыльным и почему?
В каком месяце удалось накопить меньше всего? Сколько?
Какова стоимость билета, который может позволить себе Иван?
Заработок. Семён в отличии от Ивана питался льготно в школьной столовой и денег на карманные расходы не получал. Но ему улыбнулась удача! Соседка предложила ему заработок: выгуливать её собаку по будням дважды в день. Оплата 20 р. в день. В выходные и праздничные дни соседка сама выгуливала собаку, а в будни не успевала, Семён охотно согласился. Календарь с отмеченными выходными и праздничными днями приведен ниже, так же стоит учесть, что с 20 мая соседка уехала в отпуск на дачу вместе с собакой. Семён исправно выполнял работу с января по май, но с 5 по 10 февраля он болел и не мог выгуливать собаку.
Заполните таблицу Заработок.xlsx
Столбец Количество отработанных дней необходимо заполнить, ориентируясь на календарь. Не забудьте: с 5 по 10 февраля Семён болел и не мог выгуливать собаку. Оплата в день = 20 р. Заработок за каждый месяц вычисляется по формуле количество отработанных дней, умноженное на оплату 20 р. Для автоматического расчета введите знак «=», а затем арифметическое выражение, нажмите клавишу Enter. После выполнения расчетов, продублируйте столбец Заработок в таблицу ниже. Подсчитайте, сколько денег удалось заработать Семёну, постройте диаграмму. |
Ответьте на вопросы
Какую сумму удалось заработать Семёну?
Какой месяц был самым прибыльным и почему?
В каком месяце удалось заработать меньше всего? Сколько?
Какова стоимость билета, который может позволить себе Семён?
Продажа. Ситуация с финансами у Дениса обстояла хуже, чем у его друзей. Деньги на карманные расходы ему не давали и вариантов для заработка не было. Он решил продать личные вещи, которые ему уже были не нужны. Зарегистрировался на известном интернет-сервисе и подал объявление.
В январе у Дениса купили коньки за 450 р. и одну фигурку супергероя за 30 р. В феврале он продал 3 фигурки супергероев по 35 р. В марте он продал электронный конструктор за 600 р. и еще одну фигурку за 40 р. В мае он продал футболку за 200 р. и последнюю фигурку за 20 р.
Представьте эти данные в таблице Продажи.xlsx
/data/files/o1568387775.xlsx (Продажи.xlsx) |
Заработок за месяц вычисляется как сумма, полученная от продажи товаров. Для автоматического расчета введите знак «=», а затем арифметическое выражение, нажмите клавишу Enter. После выполнения расчетов подсчитайте, сколько денег удалось заработать Денису, постройте диаграмму. |
Ответьте на вопросы
Какую сумму удалось заработать Денису?
Какой месяц был самым прибыльным и почему?
В каком месяце удалось заработать меньше всего? Сколько?
Какова стоимость билета, который может позволить себе Денис?
Задачи для тех, кто справился раньше остальных
Задача 1.
Ребята пришли на концерт заранее, чтобы успеть купить сувениры. У Ивана 200 р. и 100 р. купюры, у Семена 500 р. одной купюрой, У Дениса три 50 р. и одна 200 р. купюра. Сувенир стоит 250 р., но у продавца нет сдачи совсем. В какой последовательности ребята должны покупать сувениры, чтобы продавец мог дать сдачу?
Задача 2.
После концерта друзья добирались домой на такси. Стоимость поездки на такси складывается из двух частей:
платы за подачу автомобиля в указанную точку (составляет 50 рублей) и платы за проезд по маршруту (10 рублей за каждый километр поездки). Итоговая стоимость поездки округляется до целого количества рублей в меньшую сторону. Вычислите стоимость поездки для каждого мальчика, если:
Ивану нужно проехать 11 км,
Семёну нужно проехать 12 км,
Денису нужно проехать 9 км.
Итог урока (3 мин)
Демонстрация работ
Давайте порассуждаем:
Все ли могут пойти на концерт?
Что необходимо сделать, чтобы пойти на концерт вместе?
Какие билеты могут позволить себе ребята, чтобы сидеть рядом?
Рефлексия (2 мин)
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Приходится ли вам рассуждать логически в повседневной жизни?
Напомнить про д.з. Попросить оценить урок на выходе (приложение vote, http://kpolyakov.spb.ru/prog/vote.htm)
6