Презентация к уроку русского языка «Деепричастие»
Пояснительная записка к презентации
Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи:
Образовательные:
совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
отработать практическое умение образовывать деепричастия;
совершенствовать навыки правописания деепричастий;
закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.
Тип урока: обобщающий урок – путешествие с использованием ИКТ
Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»
Ход урока
I. Организационный момент (объявление темы, цели, задач урока)
(слайды 1 – 5)
- Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…
Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу «Деепричастие», посетим главные достопримечательности этого города.
Самое известное место города – проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт – площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.
Итак, в путь!
II. Основная часть урока.
1) Проспект Теоретический (слайд 6)
Закончите фразы… (слайд 7)
Цель: проверка теоретических знаний учащихся.
Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8)
Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.
Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.
Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова – деепричастия (слайд 9)
- Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?
2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)
Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.
Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.
Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11)
Физминутка
3) Улица Орфографическая (слайд 12)
- С какой орфограммой мы познакомились в теме «Деепричастие»?
(правописание НЕ с деепричастиями)
Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13)
Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе «Фраза»)
4) Улица Пунктуационная (слайд 14)
Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15)
Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе «Фраза»)
5) Площадь Стилистическая (слайд 16)
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17)
6) Выполнение теста (5 заданий)
Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.
III. Итоги урока (слайд 18,19)
IV. Рефлексия.
Домашнее задание:
1)подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;
2)выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;
3)индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся)
Самоанализ урока
Урок будет проведен в 7б классе. Большинство учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».
Тема урока: Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие»
Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
отработать практическое умение образовывать деепричастия;
совершенствовать навыки правописания деепричастий;
закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.
Тип урока: обобщающий урок – путешествие с использованием ИКТ.
Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа «Фраза»
Содержание урока, его форма, методы и приемы обучения направлены на решение поставленных задач. Урок сопровождается презентацией (19 слайдов)
Этапы урока:
1.Оргмомент (приветствие, настрой на работу, объявление темы, цели, задач урока)
2.Основная часть (выполнение заданий на повторение и обобщение материала)
Закончите фразы… (лингвистический рассказ о деепричастии)
Решение кроссворда (работа по парам)
Работа с поэтическими текстами, нахождение в них деепричастий с доказательством
Распределительный диктант (по вариантам)
Повторение орфограмм деепричастий
Индивидуальная работа за компьютерами (выполнение заданий по «Фразе»
Повторение пунктуации при деепричастном обороте
Работа над умением правильно употреблять деепричастия в речи
Выполнение теста
3. Итоги урока.
Домашнее задание (дифференцированное)
Использованы следующие методы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Метод контроля
Формы обучения:
Фронтальная работа
Индивидуальная
Групповая
Дифференцированная
На этапе контроля для проверки орфографических и пунктуационных навыков применяю программу-тренажер «Фраза»(правописание Не с деепричастиями, запятая при деепричастном обороте). По окончании работы компьютер выставляет ученику оценку.
Считаю, что применение ИКТ на уроке необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка; активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок. Это позволяет воспитывать информационную культуру учащихся.
Учитель русского языка и литературы Дубровская Ирина Петровна
Татьяна Куклева