Презентация "Изобразительное искусство как педагогическое средство патриотического воспитания учащихся"

4
1
Материал опубликован 5 December в группе

Предварительный просмотр презентации

Изобразительное искусство, как педагогическое средство патриотического воспитания учащихся (на примере картин художников баталистов) ХIХ –ХХ вв

Эта подборка посвящена русским художникам, мастерам батальной живописи и графики. Конечно же, это лишь малая часть из того, что есть в русском изобразительном искусстве в батальном жанре. Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Наша задача защита исторической правды, сохранение исторической памяти, памятных дат, знание деятелей культуры, искусства, героев-освободителей, великих полководцев, правителей. Что такое батальный жанр? Баталия в переводе с французского языка дословно – битва. Батальный жанр – это жанр изобразительного искусства, в котором раскрывается военная тема: войны, сражения, битвы, военный быт. В России батальный жанр приходит с эпохой Петра I. При нем активно воспеваются русские победы императора и его полководцев. Русские художники-баталисты особенно тонко чувствовали патриотизм, поэтому русский батальный жанр пронизан преклонением перед мужеством русского народа, русских героев-освободителей и героев-завоевателей.

Стоит отметить героический труд художника - Франц Алексеевича Рубо. Панорама «Бородинская битва» гигантские размеры картины: 115 метров в длину, 15 метров в высоту. Стоит отметить героический труд художника - Франц Алексеевича Рубо. Панорама «Бородинская битва» гигантские размеры картины: 115 метров в длину, 15 метров в высоту. Картина была написана по личному заказу Николая II в честь 100-летия Отечественной войны 1812 года. Рубо писал картину при участии военных консультантов для максимально подробной и достоверной интерпретации события. В 1912 году для панорамы специально выстроили павильон в центре Москвы, а также торжественно открыли. К сожалению, после революции 1918 года долгое время огромная панорама «скиталась» по неподобающим для нее местам, была практически уничтожена и не подлежала восстановлению. Только спустя 50 лет картину отреставрировали, и к 150-летию Бородинской битвы поместили в музей-панораму на Кутузовском проспекте, где она хранится до сих пор. Пройдемся по содержанию полотна. На картине показан решающий момент Бородинского сражения. Кутузовская армия и армия французов смешались, практически нельзя различить отдельных воинов. Этим автор хотел показать героизм русского народа, подчеркнуть, что победа была достигнута мужеством и отвагой всех русских воинов. Каждый из них – герой, каждый внес вклад в победу над врагом.

Мазуровский написал картину ещё студентом Академии художеств. За эту работу Виктора наградили большой золотой медалью. Картина посвящена Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Атака при Телише была частью битвы за Горный Дубняк, развернувшейся в октябре 1877-го недалеко от Плевны (Болгария). Победа в сражении была достигнута большой ценой: русская армия потеряла больше 800 солдат убитыми и две с половиной тысячи ранеными. Мазуровский написал картину ещё студентом Академии художеств. За эту работу Виктора наградили большой золотой медалью. Картина посвящена Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Атака при Телише была частью битвы за Горный Дубняк, развернувшейся в октябре 1877-го недалеко от Плевны (Болгария). Победа в сражении была достигнута большой ценой: русская армия потеряла больше 800 солдат убитыми и две с половиной тысячи ранеными. Виктор Викентьевич Мазуровский (1859-1944) русский живописец польского происхождения, мастер батальных сцен. В возрасте 85 лет был убит солдатами дивизии СС «РОНА» во время резни гражданского населения района Охота в Варшаве 6 августа 1944 вместе с супругой — пианисткой Ядвигой Залесской-Мазуровской.

На картине — эпизод польского восстания 1830–1831 годов. Битва случилась 26 августа 1831 года на подступах к Варшаве: русский Лейб-гвардии Драгунский полк генерал-майора Корнелия фон Засса больше часа противостоял четырём полкам повстанцев. Русские отбили все атаки неприятеля, но понесли тяжёлые потери. В решающий момент на помощь Зассу подошёл гусарский полк, заставивший поляков отступить. На картине — эпизод польского восстания 1830–1831 годов. Битва случилась 26 августа 1831 года на подступах к Варшаве: русский Лейб-гвардии Драгунский полк генерал-майора Корнелия фон Засса больше часа противостоял четырём полкам повстанцев. Русские отбили все атаки неприятеля, но понесли тяжёлые потери. В решающий момент на помощь Зассу подошёл гусарский полк, заставивший поляков отступить. Виктор Викентьевич Мазуровский

Картина подготовлена Мазуровским к 100-летнему юбилею Отечественной войны, широко отмечавшемуся в 1912 году. Проиграв Наполеону сражение под Аустерлицем, русская армия унесла с поля боя единственный трофей. На картине рядовые лейб-гвардии Конного полка Гаврилов и Омельченко захватывают стяг 4-го французского линейного полка. В память об этом событии Александр I пожаловал Конному полку особый штандарт «За взятие при Аустерлице неприятельского знамени». Сам Гаврилов, сражаясь за французское знамя, погиб. Картина подготовлена Мазуровским к 100-летнему юбилею Отечественной войны, широко отмечавшемуся в 1912 году. Проиграв Наполеону сражение под Аустерлицем, русская армия унесла с поля боя единственный трофей. На картине рядовые лейб-гвардии Конного полка Гаврилов и Омельченко захватывают стяг 4-го французского линейного полка. В память об этом событии Александр I пожаловал Конному полку особый штандарт «За взятие при Аустерлице неприятельского знамени». Сам Гаврилов, сражаясь за французское знамя, погиб.

Художники изображали не только наземные бои, но также морские сражения. Главный русский художник-маринист Иван Айвазовский написал множество морских баталий. Айвазовскому было присвоено почетное звание «живописца Главного морского штаба». Еще со времен учебы в Академии художеств Айвазовский познакомился с великими флотоводцами: П. С. Нахимовым, А. И. Панфиловым и В.А. Корниловым. С ними художник выходил в морские путешествия, становясь свидетелем боевых действий в море. Синопский бой – это сражение в Синопской бухте между русскими и турками. Художник описывает события Крымской войны 1853-1856 гг. Иван Айвазовский написал две картины этого боя – днем и ночью. Именно ночью мы видим динамичность и экспрессию, яркие оттенки красного создают впечатление полного погружения в бой и присутствия как участника. Художник противопоставляет драматичный красный цвет разгромленного врага черному, спокойному, но трагичному цвету. На черной морской глади, в стороне, тихо и величественно движутся корабли победителей – русской эскадры. Эскадра флотоводца П.С. Нахимова отследила и разгромила вражеские турецкие корабли 18 ноября 1853 года. «Синопский бой» 1853 Синопский бой днем. На полотне художник изобразил море, небольшие волны, на которых покачиваются парусные суда, укрытое серыми тучами небо и первые клубы дыма от пушечных выстрелов. Картина хранится в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. Айвазовский Иван Константинович (1817– 1900,) Живописец-маринист. Почетный член Императорской Академии художеств с 1887, профессор. Член Римской Академии Св. Луки, Флорентийской, Амстердамской и Штутгартской академий художеств. Кавалер ордена Почетного легиона. Член Русского географического общества.

Синопское сражение. 1860 год. Синопское сражение. 1860 год. Алексей Петрович Боголюбов. Алексей Петрович Боголюбов (1824 —1896) знаменитый русский художник XIX века, талантливый маринист, виртуоз батального жанра. Творчество Алексея Боголюбова охватывает всю историю военного флота нашей страны. Его картины поражают удивительной точностью изображения фортификационных сооружений и кораблей.

Афонское сражение. 1853 год. Афонское сражение. 1853 год. Алексей Петрович Боголюбов. 1807 год. Русско-турецкая война в самом разгаре, сражения идут не только на суше, но и на море. И вот, недалеко от полуострова Афон в Эгейском море, несмотря на численное превосходство турок в кораблях и артиллерии, русская эскадра 1 июля атаковала турецкий флот капудан-паши Сеида-Али. Нашими парусниками командовал вице-адмирал Д. Н. Сенявин. Этот момент и запечатлел художник на своем полотне.

С первого взгляда искусство и насилие не могут быть связаны: первое подразумевает разрушение, уничтожение, второе же ассоциируется с созиданием. Однако искусство невозможно представить без реакции на современность, рефлексии над коллективными травмами и переосмысления мировых трагедий через образы и художественные средства. «Генерал М. Д. Скобелев на коне в Русско-турецкой войне 1877/78» Николай Дмитриев-Оренбургский (1883). Никола́й Дми́триев-Оренбу́ргский (1838-1898) русский живописец и график, представитель петербургского академизма пореформенной эпохи, ассоциируемый с окружением Ивана Крамского и первой волной передвижников; баталист и жанрист, также работал как портретист, книжный и журнальный иллюстратор. Участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников ( в 1863). Академик (с 1868) и профессор (с 1883) Императорской Академии художеств.

Василий Иванович Суриков в полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899, оба в Государственном Русском музее) создал величественную эпопею подвига русского народа, показал его богатырскую силу. Василий Иванович Суриков (1848 —1916) подлинно русский великий художник рубежа XIX—XX веков, сумевший воплотить в своих исторических произведениях самую суть народного характера.

Василий Васильевич Верещагин  (1842—1904). Один из ярчайших баталистов России, литератор. Путешествовал по миру, получил отличное художественное образование. Его перу принадлежит одна из известнейших работ в батальном направлении изобразительного искусства – «Апофеоз войны». Батальный жанр представляют работы: «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», «Бывшее укрепление Кош-Тигермень», «Въезд в город Катта-Курган», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Подавление индийского восстания англичанами».

«Левый марш» А. А. Дейнека. "Оборона Севастополя". 1942. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Александр Александрович Дейнека (1899–1969) – выдающаяся личность. Один из самых ярких и значительных мастеров в истории русского искусства ХХ века,  живописец, художник-монументалист, график, иллюстратор, скульптор, автор книг, спортсмен. В период Великой Отечественной войны Дейнека создал другие произведения. Картина "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941.

Митрофан Борисович Греков (1882-1934) СТУДИЯ ВОЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ИМЕНИ М. Б. ГРЕКОВА  В 1934 г. после смерти художника специальным постановлением Совнаркома была создана в Москве «Изомастерская самодеятельного красноармейского искусства имени М. Б. Грекова». Студия была призвана продолжить и творчески развить лучшие традиции советского батального жанра. Первоначально она была учебной мастерской для наиболее одаренных художников-красноармейцев, которые совершенствовали свое мастерство под руководством видных художников: В. Бакшеева, М. Авилова, Г. Савицкого и других. В 1940 г. студия стала художественной организацией Красной Армии, объединяющей военных художников.  «Трубачи Первой конной армии» Живописец, график Из казачьей семьи. Учился в Одесском художественном училище (1898–1903) у К. К. Костанди, затем — в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1903–1911), до 1907 — в мастерской И. Е. Репина, затем — у Ф. А. Рубо. Тачанка.  1925 год. Холст. Масло. 83 x 114.

Примерные вопросы при просмотре: Как вы считаете, батальный жар относится к историческому? ( очень близок). Что показано на картинах в батальном жанре? (Сражение). Каких художников баталистов вы знаете? Какие картины вам больше всего запомнились? Знали ли вы раньше об исторических событиях изображенных на картинах? Что такое стратегия на поле боя? Надо ли писать такие картины? Что такое ПАНАРАМА? Какие чувства вызывают у вас изображения битв? (Гордость за бесстрашный русский народ, смелость, мужество, отвагу, героизм, преданность Родине). Где находится линия горизонта? Какое состояние тревожное или спокойное? Какое время суток изображено на картине? Какой ландшафт? Рассмотреть предложенные изображения художников в зависимости от художественно-выразительных средств (колорит, характер линий, манера письма, настроение и др.) На что надо обратить внимание школьников: одежда солдат, их головные уборы, оружие. Как изображены люди, лошади. Какая символика у солдат на флагах, одежде? Итог. Многие авторы-баталисты тонко чувствовали общественные настроения и транслировали через искусство патриотизм, престижность военной службы, почтение героизма и восхваление мужества воинов. Благодаря батальному жанру, мы имеем возможность заглянуть в героическое прошлое.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Благодарю! Довольно емкий, красочный и необходимый материал, который позволяет заинтересовать обучающихся к изучению данной темы!

6 December