Автор: Десятова Юлия Викторовна, учитель музыки МБОУ «СОШ № 7» города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ПЕСНЯ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
«…пение, особенно хоровое, совместное –
это верный показатель здоровья нации.
Народ, воспитанный на одухотворенной песне,
благороден и велик».
Георгий Александрович Струве
Аннотация: В статье рассматривается роль песни в формировании патриотических качеств школьников: любовь к родине, гордость за свой народ, чувство долга, чести, справедливости, ответственности за общее дело.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, патриот.
Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года одной из главных целей заявляет «сохранение и развитие культур и языков народов РФ, укрепление их духовной общности». «Приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявления в ее активно - деятельной самореализации на благо Отечества.
Патриотическое воспитание подразделяется на несколько направлений: духовно-нравственное, гражданско–патриотическое, военно-патриотическое.
Актуальность изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально психологические, мировоззренческие чувства, а также чувства долга, гордости, чести, справедливости и формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного.
Музыка - это тот вид искусства, который наиболее близок и понятен детям, в связи с этим большие потенциальные возможности патриотического воспитания и развития учащихся заключаются именно в музыке.
На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности — она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Песня «Священная война», ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, написанная сразу же после её начала поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом и композитором А.В. Александровым, подняла всю страну на смертный бой! Она воодушевляла бойцов передового края и тружеников тыла. Песни военных лет — это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке, предающим бойцам силу и бодрость. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней…
На уроках музыки и во внеурочное время мы разучиваем с ребятами песни военных лет, песни о России, о родном крае. При изучении вокальных произведений я использую разные средства: репродукции картин, фотографии с военной тематикой, экранизации художественных фильмов. Стараюсь с помощью правильно подобранных слов, интонации, доступно и интересно передать содержание, историю создания произведения. Так, при разучивании песни «Случайный вальс» я знакомлю ребят с историей создания песни, о том как поэт Е. Долматовский написал стихи в 1942 году, наблюдая за тем, как отдыхают солдаты и медсестры в прифронтовой полосе. В стихах отразилась грусть этих недолгих встреч и тоска по дому и мирной жизни. После окончания Сталинградской битвы поэт познакомился с композитором М. Фрадкиным, и вместе они записали песню.
Разучивая песню «В землянке», дети изначально слушают рассказ об авторе слов, Алексее Суркове, который в годы Великой Отечественной войны вместе с другими солдатами попал под немецкий обстрел и чудом выжил. Оставшись в живых, Алексей Сурков в этот же день пишет письмо жене, в котором 16 стихотворных строк о жизни, смерти и любви. Позже композитор Константин Листов сочинил музыку к этим словам. 25 марта 1942 года песню «В землянке» опубликовали в газете. Через несколько дней её пели солдаты и в бою, и после боя.
На всех фронтах звучали песни: «Темная ночь», «Смуглянка», «Синий платочек», «Катюша» и др. «Песни как снаряды и патроны, были нужны нам в бою,» - говорили солдаты и офицеры.
Эти рассказы производят на ребят сильное впечатление. Беседы и разучивание песен военно-патриотической тематики вселяет в детях чувство гордости за свой народ и за страну, и это чувство они передают, исполняя вокальные произведения, воплощая художественный образ произведения.
Одним из важнейших факторов в духовно-нравственном воспитании ребенка является хоровое пение, которое воспитывает чувство коллектива, ответственности за общее дело.
В нашей школе под моим руководством организован сводный хор учащихся, родителей и учителей (150 уч.) Возраст участников от 8 до 65 лет. Три поколения стоят плечом друг к другу, объединённые общей идеей, сохранять и приумножать песенное творчество России. Понимание, чувственное восприятие, сопереживание при разучивании и воспроизведении текстов тех песен, которые поют ребята в хоре, приводят к осмысленному исполнению этих песен, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на них.
Сводный хор в полном и неполном составе участвует в мероприятиях, конкурсах и фестивалях разного уровня, такие как: «Песня, опаленная войной», «С чего начинается Родина», «Димитриевская суббота», «Окружные Пасхальные хоровые Ассамблеи», «Поют дети России», «Песни военных лет» и др. Ежегодно является призёром и победителем.
Рисунок № 1 Сводный хор учащихся, родителей, учителей
В нашем репертуаре: песни военной тематики:
- «Баллада о хлебе» - слова: В. Балачан, музыка: В. Захарченко.
- «Встаньте, люди!» - автор: Н. Косминская
- «Белые слезы черёмух» - слова: И. Тарабукин, музыка: В. Горячих.
- «Ветераны» - автор: В. Серебренников.
- «Солнце скрылось за горою» - слова: А. Коваленков, музыка: М. Блантер.
- «В землянке» -слова А. Суркова, музыка К. Листова;
- «Вальс победы» - автор: В. Овчинцев.
песни о России, о родном крае:
- «Наш край – Россия» - автор неизвестный, обработка: В. Капаев.
- «Где-то в роще соловей» - авторы: Ф. Гольцев, К. Карев.
- «Любимый край» - автор: А. Олейничев.
- «Родина моя» - слова: Р. Рождественский, музыка: Д. Тухманов.
- «Песня русская» - слова: О. Дубровская, музыка: Е. Зарицкая.
- «Над Обью» - автор: В. Пшеничников.
- «Мы с тобой, Россия» - авторы слов и музыки: А. Петренко, М. Гейхман.
- «Горькая моя родина» - слова: Н. Добронравов, музыка: А. Пахмутова.
произведения композиторов-классиков:
- «Слава народу» - С.В. Рахманинов;
- «Славься» из оперы «Иван Сусанин» - М.И. Глинка.
Такие песни воспитывают ребят как на уровне сознания, так и на уровне эмоций и чувств. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к своей Отчизне, своему краю, чувствам других, учит быть добрым и отзывчивым.
В школе сложились свои традиции проводить мероприятия военно- патриотической направленности: смотр строя и песни, «День защитника отечества», «Отчизне верные сыны», линейка «Да, мы не видели войны», «Разговор о главном» с приглашением ветеранов ВОВ и ветеранов труда, участие в традиционных городских мероприятиях: «Песня в солдатской шинели», «Песня, опаленная войной», «А песни тоже воевали».
Рисунок № 2 Встреча с ветераном ВОВ: Павел Фомич Свербягин
21 февраля 2020 года состоялась встреча учащихся школы № 7 г. Нефтеюганска с ветераном Великой Отечественной войны Свербягиным Павлом Фомичом, которому исполнилось 94 года. Зал приветствовал его стоя бурными аплодисментами. Он рассказал о страшных годах войны, о том, как 16-летним мальчишкой попал на фронт, о своих боевых действиях. Ребята в полной тишине слушали историю фронтовика, затем задавали вопросы и благодарили ветерана за мирное небо над головой. В конце мероприятия в знак благодарности вокальный мальчишеский ансамбль «Лазурит» исполнил песню «Долгожданный день» - автор: В. Ревин, а Павел Фомич, в свою очередь, спел свои любимые песни о войне («Ехал я из Берлина, «Катюша», «День победы»), аккомпанируя себе на аккордеоне, который, по его словам, он приобрёл в 1945 году в г. Берлине. Все пели вместе с ветераном, и слёзы были на глазах как у детей, так и у взрослых. Трогательная атмосфера зала передавала глубокое уважение к людям, отстоявших мир на нашей земле, любовь к своей стране, вечную память о былых днях.
Участие в таких мероприятиях вызывает у детей огромное чувство ответственности, дети приобретают бесценный опыт, который способствует развитию их гражданственности и национального самосознания.
Список литературы:
Ананьева М.А. Патриотическое воспитание посредством музыки/ М.А. Ананьева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. - № 5 (295).- С. 301-303.
Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
Вендрова Т.Е., Пигарева Е.В. Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, Т.Е. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. - 367 с.
Кормишенкова Е.М. Патриотическое воспитание учащихся образовательного учреждения средствами музыки / Е.М. Кормишенкова// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. - № 10. – С. 72 - 73.
Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания /В. В. Медушевский. Искусство в школе. - 1995. - №.2. - 304 с.
Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., 1972 - 279 с.
Родина М. С. Воспитание гражданственности через развитие эмоционально-чувственной сферы // Народное образование РМ. — 2014. — № 3.
Струве Г.А. Школьный хор: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – С. 76 – 81.
Интернет – ресурсы