Статья «Волонтёрское движение школьников как эффективное средство патриотического воспитания»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борис-Глебская средняя общеобразовательная школа
Волонтерское движение школьников как эффективное средство патриотического воспитания
Выполнила: педагог-организатор
Королева Кристина Алексеевна
2022 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………стр.3-4
Основная часть………………………………………….стр.4
Практическая часть…………………………………….стр.5-7
Заключение……………………………………………..стр.9
Литература………………………………………………стр.10
Приложение……………………………………………стр.11-
Введение
Номинация: «Патриоты России»
На сегодняшний день среди наиболее важных и приоритетных направлений государственной политики образования остается вопрос патриотического воспитания учащихся в школе.
Работа по патриотическому воспитанию в школах - это систематический и целенаправленный процесс, который ориентирован на включение в деятельность всех субъектов образовательного процесса и способствует формированию у обучающихся чувства патриотического сознания, верности своему Отечеству, быть готовым выполнить свой гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов страны и своей малой родины. Патриотическое воспитание самым непосредственным образом связано с волонтерским движением, которое тоже является одним из приоритетных направлений в современном мире.
Тема работы: Волонтерское движение школьников как эффективное средство патриотического воспитания.
Цель: создать систему патриотического воспитания школьников через включение их в различные виды деятельности (в частности волонтерское движение), направленную на формирование у учащихся чувства патриотического сознания, верности своей стране и малой родине, а также быть готовым выполнить свой гражданский долг и конституционные обязанности.
Задачи:
Разработать систему работы по патриотическому воспитанию в школе;
Использовать различные виды деятельности с учащимися по формированию патриотического воспитания;
Создать все возможные благоприятные условия в урочной и внеурочной деятельности для совершенствования работы по патриотическому воспитанию у учащихся;
Формирование у учащихся чувства гордости к своей стране и малой родине, уважение государственных символов и традиций;
Создать условия для самореализации у каждого обучающего собственной гражданской позиции посредством вовлечения в деятельность школьной детской общественной организации и волонтерского движения.
Способствовать расширению кругозора школьников об истории, культуре, традициях своей малой родины и страны в целом.
Актуальность:
В настоящий момент работа по патриотическому воспитанию в школе очень актуальна, так как в последнее время наблюдается сильное снижение патриотического сознания у молодежи. Дети и подростки почти не интересуются культурно-историческими ценностями, предметами искусства. Для них не важны военные и трудовые подвиги русского народа. В связи с этим возникает необходимость создания такой системы патриотического воспитания в школе, которая позволила бы им самим стать частью этой системы и попробовать себя в различных видах деятельности.
Новизна опыта заключается в том, что она сочетает в себе работу двух приоритетных направлений: патриотическое воспитание и волонтерское движение в условиях сельской малокомплектной школы. Вот уже третий год в школе действует волонтерское движение «Рука помощи», в которое входят учащиеся 5-11 классов.
Основная часть
Давайте разберемся в основных понятиях патриотического воспитания. Что же такое патриотизм? Толковый словарь дает нам следующее определение: Патриотизм – это любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу, к своей культурной среде. Выступая с речью наш президент Российской Федерации В.В. Путин, в своем выступлении сказал: «Патриотизм является основой фундамента нашей страны. И от того, насколько много в нашей стране будет патриотов, зависит будущее России».
Кто есть патриот? Словарь В.Даля дает нам такое определение: патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник.
Остается выяснить кто же есть волонтер? Волонтёр – это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе оказывает посильную помощь окружающим.
Волонтёрская деятельность – это вид безвозмездной деятельности, направленный на пользу людей (как отдельных личностей, так и группы).
Волонтёрская деятельность является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» №135-ФЗ от 7 июля 1995 года.
Как же связаны между собой волонтерство и патриотическое воспитание? А связано оно самым непосредственным образом, так как любой вид волонтерства направлен прежде всего на патриотическое воспитание, сохранение культурных и исторических традиций, укрепление здоровья нации, помощь в различных чрезвычайных ситуациях, защите бережного отношения к окружающей среде.
Практический опыт
Вся работа по патриотическому воспитанию школьников организуется в тесном взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса.
Комплекс «Зеленая слобода»
Администрация сельского поселения
Дом культуры
Педагоги-предметники
Педагог-организатор
Ученик
Родитель
Классный руководитель
Таким образом, из схемы мы видим, что в патриотическом воспитании школьников задействованы:
педагог-организатор (организация и работа ДОО «Империя» и волонтерского движения «Рука помощи»)
педагоги-предметники (включение в тематику уроков моментов патриотической направленности)
классные руководители (проведение классных часов на патриотическую тематику по разным направлениям, организация и проведение различных акций и мероприятий)
родители (оказание помощи в проведении мероприятий и акций)
Дом Культуры села Борисоглеб (совместное проведение мероприятий и акций)
АНО ЦКСиИ «Зеленая Слобода» (совместное проведение мероприятий, акций, экскурсий; помощь в уходе за животными)
Администрация Борисоглебского сельского поселения (оказание помощи в проведении мероприятий, акций, встреч с ветеранами, тружениками тыла, участниками горячих точек, представителями военного комиссариата г.Мурома)
Патриотическое воспитание строится через
Внеурочную деятельность (волонтерское движение «Рука помощи»)
Работу школьного историко-краеведческого музея «Истоки» (боевой путь 32-ой стрелковой дивизии, история, культура, традиции и знаменитые люди села)
Систему классных часов
Участие в мероприятиях различных уровней
Работа по патриотическому воспитанию в МБОУ Борис-Глебская СОШ ведется по следующим направлениям:
Духовно-нравственное (формирование личности учащегося с такими моральными качествами как добросовестность, честность, мужество и т.п)
Культурно-историческое (привитие любви к своей стране и малой родине, ее людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы)
Гражданско-правовое (более подробное изучение конституции, гимна, символики, правовых отношений, совершенствование работы детской общественной организации)
Военно-патриотическое (изучение трудовых и военных подвигов жителей родного села и страны в целом в годы ВОВ, сохранение связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами села, а также участниками боевых действий в горячих точках; готовность к выполнению своего военного долга)
По каждому из этих направлений в школе проводятся различные мероприятия:
Ежегодное участие в акции «Бессмертный полк» (https://vk.com/wall-156916945_170)
Ежегодное участие в акции «Чистый обелиск»( https://vk.com/wall-156916945_657)
Ежегодное поздравление- видеоролик, посвященное дню Защитника Отечества
Акции: «Сад Победы», «Свеча Памяти», «Окна Победы», «Дети-Детям войны», «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка», «География Подвига» (https://vk.com/wall-156916945_140) (https://vk.com/wall-156916945_165
https://vk.com/wall-156916945_166
https://vk.com/wall-156916945_536)
Акция и мини-театрализованное мероприятие «Блокадный Ленинград» (https://vk.com/wall-156916945_666)
Разработка и участие в проекте «Обелиск для будущих поколений»
Участие в конкурсе чтецов «Дети о Победе» (https://vk.com/wall-156916945_134)
Постоянные трудовые десанты: помощь ветеранам и одиноким пожилым людям
Экологические трудовые десанты и акции: «Покорми птиц», «Покорми бездомных кошек и собак», уборка территории возле школы и памятника погибшим воинам, ежедневная помощь в уходе за животными в комплексе «Зеленая Слобода»
Осенняя неделя добра (https://vk.com/wall-156916945_597)
Ежегодное участие в краеведческом конкурсе «Отечество»
Ежегодное участие в слете школьных музеев
Участие в конкурсе видеороликов «Победа в моем сердце»
Участие в конкурсе рисунков на военно-патриотическую тематику
Участие в конкурсе «На фронтовой волне»
Участие в конкурсе сочинений на военно-патриотическую тематику
Проведение классных часов (https://vk.com/wall-156916945_462)
Проведение общешкольных мероприятий (23 февраля, 9 мая)
Ежегодное проведение смотра строя и песни, посвященные 23 февраля
Литературно-музыкальные гостиные, посвященные дню Победы
Многие наши мероприятия размещены в социальной сети в контакте на странице РДШ/ДОО «Империя».
Количество учащихся вовлеченных в волонтерскую деятельность
Заключение
В самом начале нашей работы по патриотическому воспитанию школьников была поставлена цель: создать систему патриотического воспитания через включение учащихся в различные виды деятельности и направленная на формирование у них чувства патриотизма, гражданского долга и любви к своей стране и малой родине. Исходя из результатов работы можно сделать вывод о том, что цель была достигнута. С каждым годом возрастает количество учащихся, вовлеченных в волонтерскую деятельность. Поставленные в ходе работы задачи также были реализованы: созданы условия для реализации программы в школе, учащиеся школы принимают участие в различных мероприятиях и акциях патриотической направленности, а также многие учащиеся школы проявляют себя в качестве волонтеров.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по патриотическому воспитанию школьников и постараемся вовлечь еще больше учащихся в волонтерское движение.
Литература
Агапова, И.А. Мы –патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия : 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : ВАКО, 2018. –366 с.
Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. –Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с. (6 п.л.)
Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. —Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
Циулина,М. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3.–С. 24-32. 69.Эффективные пути патриотического воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы. [Электронный ресурс]. URL : https://multiurok.ru/files/effiektivnyie - puti -patriotichieskogho - vospitaniiamladshikh – shkolnikov- v – protsiessie – vnieklassnoi - raboty.html
Щепотьев, В. И. Развитие волонтерства и добровольческой деятельности как инструмент воспитания патриотизма / В. И. Щепотьев, А. В. Щепотьев, А. И. Щепотьев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11901/ (дата обращения: 03.02.2022).
Приложение