Материал на проверке

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах А.П.Чехова (на примере рассказа «Толстый и тонкий»)"

8
2
Материал опубликован 6 January в группе

Пояснительная записка к презентации

Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах А.П.Чехова

(на примере рассказа «Толстый и тонкий») 2 часа

Автор: Хома А.В., учитель СОШ №5 г.Черногорска

Тип: урок «открытия» нового знания.

Форма: урок-исследование.

Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Модель обучения: базовая, 6 класс.

Цель: осознать, какие ценности Чехов считает ложными, рассуждать, что высмеивает и критикует в своих рассказах.

Задачи:

1. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.

2. Учиться видеть красоту, меткость чеховского слова.

3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, истинные ценности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.

Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование урока, дидактические средства:

Мультимедийный проектор, ПК.

Презентация.

Художественные тексты.

Тетрадь.

Виды деятельности обучающихся: обращение к личности А.П. Чехова через интересные факты его биографии. Эвристическая беседа. Синонимия. Обращение к предшествующим знаниям. Обобщающий вывод. Мобилизация понимания. Обработка навыка выразительного чтения. Смысловое чтение одного отрывка. Работа в паре. Текстовый поиск-выделитель. Узнавание иллюстрированного эпизода, персонажа. Заполнение таблицы. Запись в тетрадь.

Оргмомент (2 минуты)

Актуализация знаний. Мотивация - Кластер «Чехов» (10 минут)

Учитель: Ребята, когда вы слышите имя Антона Павловича Чехова, какие ассоциации у ваз возникают? (слайды 3-14)

сирень. Догадайтесь, какое отношение имеет сирень к А. П. Чехову.

(Чехов все свободное время проводил в саду: он успел посадить 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени. Сирень и сегодня – «визитная карточка» имения).

Дорожный саквояж: Чехов путешествовал по Западной Европе. Чехов побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Монте-Карло и Париже. Во время путешествия по Европе Чехов совершил восхождение на Везувий; побывал в Японии, Гонконге, Сингапуре, Константинополе, на Цейлоне. 

марки: Чехов коллекционировал марки, его собрание содержит около 15 тысяч экземпляров и хранится в Доме-музее Чехова в Ялте. Чехов покупал марки во всех городах, где бывал, и даже отклеивал марки с писем.

благотворительность: всю жизнь Чехов много занимался благотворительностью. Он занимался и сбором средств для нуждающихся, и строительством школ, и общественной деятельностью.

Чайковский: Чехов признавался, что «ужасно любит» музыку Чайковского и посвятил знаменитому композитору один из сборников рассказов.

чувство юмора: Чехов любил называть по-своему всё и всех. Стоит только вспомнить некоторые из его псевдонимов: Шиллер Шекспирович Гёте, Человек без селезенки… Он давал прозвища друзьям и часто разыгрывал их. К примеру, пошутил над писательницей Татьяной Щепкиной-Куперник, объяснив ей, что голуби кофейного цвета с белым произошли от скрещивания обычных голубей с кошкой такого же окраса

- Так какой же он, Чехов? (составление словесного портрета Чехова – слайд 15)


Открытие нового знания (15 минут)

- Как вы думаете, какие качества характера не были присущи Чехову? Какие черты характера он высмеивает в своих рассказах?

Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом, откроем некоторые секреты чеховского мастерства.

- Давайте вместе вспомним особенности рассказов Чехова (слайд 20) и в течение урока проследим, как в рассказе «Толстый и тонкий» проявляются эти особенности.

Работа в парах с текстом.

- На какие части можно разделить рассказ? (слайд 21, 22)
1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.

3. Прощание «друзей». (записи в тетрадях)

Беседа по вопросам:

Где произошла встреча? Что произошло на вокзале? Эта нестандартная ситуация? Такое бывает редко?

Какова история знакомства героев, что мы о них узнаем? Что тонкий вспоминает о школьном детстве. Какие клички? (стайд 23)

Как вы думаете, у героев одинаковое окружение? Социальный статус? Что мы узнаем о их службе? (слайд 24)

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Почему Чехов выбирает для них такие имена? (слайд 25) Задумаемся, почему имена звучат только один раз?

Докажите текстом, что встреча была приятной.

4. Первичное закрепление (10 минут)

- Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? (От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur dorange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе).


Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительны? (Тонкий навьючен, он беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)

- Что мы можем сказать о героях по их внешнему описанию?


- Итак, ребята, Чехов – мастер ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ.

Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? Один- толстый, другой- тонкий, Один- губы- спелые вишни, - и чемоданы, узлы, корзины. антитеза (слайд 26) Давайте отразим это противопоставление в тетрадях.


Самостоятельная работа, самоанализ, самоконтроль – заполнение таблицы (15 минут)

Работая с текстом, заполните таблицу и сделайте вывод, как меняется поведение героев во второй части рассказа (слайд 27)

Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?

Чехов почти не использует эпитеты, выбирая удивительное сочетение слов для определения выражения, которое появилось на лице тонкого – почтительной кислоты. Как вы это понимаете? Может ли кто-нибудь изобразить эту эмоцию?

Какие знаки препинания ставятся в конце слов Толстого? А какие в конце слов Тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)

Что необычного появилось в речи этого персонажа? Кто знает, с чем связана эта особенность в речи? Он стал добавлять в конце слов букву с (слайд 28) (сообщение ученика о словоерсе)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (20 минут)

Какое понимание приходит к нам после чтения последней сцены? Тонкий морально уничтожен, и на глазах превращается из самодовольного отца семейства в униженного и растоптанного чиновника. Остается задаться вопросом, кто в этом виноват? Может быть, его школьный товарищ? (слайд 29)

- Так почему же тонкий заискивает перед толстым?

- Какая проблема является центральной в рассказе: проблема социального неравенства или человеческого достоинства?

- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? В русском языке есть несколько терминов для точного определения состояния тонкого. Обратите на них внимание  (слайд 30).
Тонкий, и его семья  раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а  перед тем местом, которое тот занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафанаилу, гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по – другому, узнав, какой пост занимает друг его отца.  А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось чинопочитание.

- Мы понимаем, что здесь речь идёт не о простой шутке. Этот рассказ одновременно и смешной, и грустный. Значит, рассказ Чехова – сатирический (слайд 31).

- К какому же выводу подводит нас А. П. Чехов? Какие ценности называет ложными? (слайд 32)

Автор показывает «маленьких людей», которые никогда не восстают против царящего миропорядка и унижают сами себя. Просто потому, что жизнь уже сформировала из них рабов. Человека не заставляют быть рабом, он сам им хочет быть. Тонкий лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.

Автор условно обозначает общество «тонких» и «толстых» (слайд 33). «Тонкие» раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших. Именно служебная иерархия сделала тонкого морально нездоровым человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования.

Основная мысль – вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Рефлексия (5 минут)

Полилог «выбери и закончи предложение»:

- Я узнал..

- Я понял..

- Я выполнял..

- Мне теперь известно..

- За урок я..

- Материал урока был..

- Я умею..

- Наиболее сложным для меня было..

- Моё настроение..

- Мои чувства после знакомства с произведением..

- Я хотел бы дополнить..

7. Домашнее задание (3 минуты): написать рассказ в стиле Чехова или отзыв на рассказ





Предварительный просмотр презентации

А. П. Чехов «Толстый и тонкий Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г.Черногорска А.В. Хома

Антон Павлович Чехов ­- мастер лаконичной речи, выразительного ёмкого штриха: словом, репликой, деталью он сумел сказать многое. Антон Павлович Чехов ­- мастер лаконичной речи, выразительного ёмкого штриха: словом, репликой, деталью он сумел сказать многое. Цель урока: выявить способы создания комической ситуации; сделать вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А. П. Чехов; послушать слово писателя, научиться видеть красоту и меткость его.

Антон Павлович Чехов Какие ассоциации у вас возникают при упоминании фамилии известного писателя?

Догадайтесь, какое отношение имеет сирень к А. П. Чехову?

«Мне кажется, что я, если бы не литература, мог бы быть садовником»,- говорил Чехов. Всё свободное время Антон Павлович проводил в саду: он успел посадить 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени. Сирень и сегодня – визитная карточка усадьбы Мелихово

Почему Чехов не расставался с дорожным саквояжем? Из истории В середине XIX века с развитием строительства железнодорожных путей расширился круг людей, имеющих возможность отправиться в путешествие. Появился спрос на недорогие, но удобные дорожные сумки.

Чехов любил путешествовать Антон Павлович путешествовал не только по Западной Европе (в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Монте-Карло и Париже). Он побывал в Японии, Гонконге, Сингапуре, Константинополе, на Цейлоне. 

Чехов – филателист?

Чехов коллекционировал марки, его собрание содержит около 15 тысяч экземпляров и хранится в Доме-музее писателя в Ялте. Чехов покупал марки во всех городах, где бывал, и даже отклеивал марки с писем.

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» (рассказ «Крыжовник») Чехов занимался и сбором средств для нуждающихся, и строительством школ, и общественной деятельностью.

Как связаны Чехов и Чайковский? Писателя и музыканта связывала крепкая дружба. Они познакомились в декабре 1888 года в Петербурге  у брата композитора Модеста Ильича. Ещё во время первой встречи с Чайковским у Чехова возникла мысль посвятить композитору новую книгу рассказов. 12 октября 1889 года Чехов письменно обратился к Чайковскому с просьбой разрешить это посвящение, и Пётр Ильич разрешил.

«Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Чайковский, вот до какой степени я его уважаю», - писал Чехов о композиторе. В 1890 году вышел сборник рассказов Чехова «Хмурые люди», который он посвятил Чайковскому  

Многие современники считали Чехова пессимистом, несмотря на то, что он часто шутил и сам считал себя вполне веселым человеком

К шкафу со сладостями писатель обращался как к «многоуважаемому и дорогому» Чехов любил называть по-своему всё и всех. Стоит только вспомнить некоторые из его псевдонимов: Шиллер Шекспирович Гёте, Человек без селезенки… Он давал прозвища друзьям и часто разыгрывал их.

Словесный портрет Чехова Худощавый, высокий Открытое умное лицо… Интеллигентность Образованность Чувство юмора Милосердие Трудолюбие Скромность Чувство собственного достоинства… Вы узнали много интересных фактов о писателе. Давайте попробуем описать Антона Павловича? Каким вы его представляете?

Ложь, двуличность , притворство, лукавство, фальшь… Всё это претило Чехову Как вы думаете, какие качества характера не были присущи Чехову? Какие черты характера он высмеивает в своих рассказах? Сегодня мы узнаем, что такое лицемерие и как Чехов разоблачает это качество в рассказе «Тонкий и толстый».  -

Могли бы стать эти слова эпиграфом к рассказу «Тонкий и толстый?» Антон Чехов писал: «Ничтожество своё сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно сознавать своё достоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек. Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность»

«Толстый и тонкий»

Особенности рассказов Чехова: Особенности рассказов Чехова: короткое вступление; нет подробного описания пейзажа, портрета; яркие художественные детали; основа рассказа – диалог.

Разделим текст на части Где произошла встреча? Какие детали выбраны для создания портретов героев? Каков их смысл? Докажите текстом, что встреча была приятной. Как построена вторая часть рассказа? О чём разговор друзей? Кто больше говорит? Почему? 1. Приятная и неожиданная встреча. 2. Разговор о жизни. 3. Расставание «друзей».

Лексическое значение устаревших и редко употребляемых слов Навьючен. Навьючивать - грузить, нагружать, накладывать тяжести, ношу. Облобызались - (книж. устар., теперь шутливое.). Крепко поцеловаться с кем-нибудь. Столоначальник - чиновник (должностное лицо), управлявший столом - низшей структурной частью центральных и местных государственных учреждений. Благоговение – глубокое уважение, почтение к кому-либо, чему-либо, преклонение перед кем-либо, чем-либо

Прозвища героев в юности Тонкий – Эфиальт (предатель: любил ябедничать) Толстый – Герострат (поджигатель храма: хулиганил, прожег папироской книжку

Статусы героев Тонкий – коллежский асессор Коллежский асессор - гражданский чин в Российской империи, соответствовавший 8-му классу Табели о рангах. Тонкий имеет орден Святого Станислава, Самый младший в иерархии орденов Российской империи, главным образом для отличия чиновников. Толстый – тайный советник Тайный советник — чин третьего, генеральского, класса в Российской империи. Давался высшим государственным чиновникам, министрам, товарищам (заместителям) министров, посланникам «Две звезды» в чине тайного советника — это знаки отличия высших степеней орденов святого Станислава и святой Анны. 

Зачем Чехов дает героям такие имена? Тонкий: Чехов обыгрывает и осмеивает значение имени тонкого Порфирий: «порфира» – царская мантия. Порфирий – в переводе с греческого еще и «багряный, пурпурный». В его поведение нет ничего царственного, наоборот, ужимки и подобострастие присущи людям низших слоев общества. Толстый: Михаил – красивое, простое и понятное русское имя, без претензий на оригинальность. За Михаилами прочно установилось сопоставление их с медведем, а значит с силой и решимостью. Имя Михаил - происходит от древнееврейского имени Микаэль, что означает «равный, подобный Богу»

Антитеза – противопоставление героев Толстый Богатый (губы лоснились, как вишни, пахнет изысканным одеколоном и хересом) Довольный жизнью Говорит мало, уверенно Высокая должность – тайный советник (генерал) Тонкий Бедный («навьючен», пахнет ветчиной и кофе) Неуверенный в себе, суетливый. Многословен, речь бедная, много повторов Скромное жалованье - коллежский асессор (майор).

Как меняются герои во второй части рассказа? Линии Сравнения Толстый Тонкий глаголы внутреннего состояния героев. “Хотел возразить… стошнило” “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. мимика, жесты, поза.. “поморщился” “Побледнел, окаменел… лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой… от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” знаки препинания в конце предл. Восклицательный знак Многоточие. обращение героев друг к другу. “Мы с тобой друзья” “…ваше превосходительство… Что вы-с Вельможи-с”

Что необычного появилось в речи тонкого? Он стал добавлять «с» в конце слов. Словое́рс (словое́р, словое́рик) — название частицы -с, прибавляемой к концу слов в определённых ситуациях: в XIX веке — в знак почтения к собеседнику; в конце XIX века прибавилось значение демонстративного самоунижения; в XX веке словоерс используется для выделения особо значимых высказываний, также для подчёркивания иронии. Вначале использовалось как сокращение от слова сударь, государь: вместо извольте, сударь — извольте-с.  

Что вызывает особую горечь и неприятие? Является ли толстый непосредственным начальником тонкого? Какова причина перемены настроения тонкого? Есть ли у тонкого какие-нибудь причины угодничать перед толстым? Зачем же он унижается?

Так что становится мишенью для острого ума Чехова? Подобострастие – льстивое угодничество, усердно проявляемое раболепие, обычно по отношению к вышестоящим Угодничество – льстивое поведение. Самоуничижение - уничижение самого себя, признание себя ничтожным; порицание самого себя путем принижения, недооценки. Чинопочитание – лицемерное отношение у старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Основной приём рассказа «Толстый и тонкий» сатира. Однако в рассказе есть юмор и ирония: Основной приём рассказа «Толстый и тонкий» сатира. Однако в рассказе есть юмор и ирония: «Нафанаил немного подумал и снял шапку». «Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца». «Все трое были приятно ошеломлены». «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи».

Как реализуется в рассказе тема «маленького человека»? «Маленькие люди, такие как тонкий, никогда не восстают против царящего миропорядка и унижают сами себя. Человека не заставляют быть рабом, он сам им хочет быть. Тонкий лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.

К какому же выводу подводит нас Чехов? Какие ценности называет ложными? К какому же выводу подводит нас Чехов? Какие ценности называет ложными? Автор делит общество на тонких и толстых. Служебная иерархия сделала тонкого морально нездоровым человеком, а он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Раболепство и угодничество – ложные ценности. Все люди разные, но самоуважение – это основа любой личности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо! Качественная работа!

6 January

Благодарю!

Сегодня в 06:44