Презентация к уроку литературы в 6 классе "Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах А.П.Чехова (на примере рассказа «Толстый и тонкий»)"
Пояснительная записка к презентации
Проблема истинных и ложных ценностей в рассказах А.П.Чехова
(на примере рассказа «Толстый и тонкий») 2 часа
Автор: Хома А.В., учитель СОШ №5 г.Черногорска
Тип: урок «открытия» нового знания.
Форма: урок-исследование.
Методы: эвристический, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Модель обучения: базовая, 6 класс.
Цель: осознать, какие ценности Чехов считает ложными, рассуждать, что высмеивает и критикует в своих рассказах.
Задачи:
1. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади ёмко сказать много.
2. Учиться видеть красоту, меткость чеховского слова.
3. Воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства, истинные ценности.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умений аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целополагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: общеучебные – выразительное чтение, пересказ, выбор художественных средств, развитие устной речи через диалог, умение анализировать отдельный эпизод.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражпть свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Оборудование урока, дидактические средства:
• Мультимедийный проектор, ПК.
• Презентация.
• Художественные тексты.
• Тетрадь.
Виды деятельности обучающихся: обращение к личности А.П. Чехова через интересные факты его биографии. Эвристическая беседа. Синонимия. Обращение к предшествующим знаниям. Обобщающий вывод. Мобилизация понимания. Обработка навыка выразительного чтения. Смысловое чтение одного отрывка. Работа в паре. Текстовый поиск-выделитель. Узнавание иллюстрированного эпизода, персонажа. Заполнение таблицы. Запись в тетрадь.
Оргмомент (2 минуты)
Актуализация знаний. Мотивация - Кластер «Чехов» (10 минут)
Учитель: Ребята, когда вы слышите имя Антона Павловича Чехова, какие ассоциации у ваз возникают? (слайды 3-14)
сирень. Догадайтесь, какое отношение имеет сирень к А. П. Чехову.
(Чехов все свободное время проводил в саду: он успел посадить 60 вишен, 80 яблонь и 100 кустов сирени. Сирень и сегодня – «визитная карточка» имения).
Дорожный саквояж: Чехов путешествовал по Западной Европе. Чехов побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Монте-Карло и Париже. Во время путешествия по Европе Чехов совершил восхождение на Везувий; побывал в Японии, Гонконге, Сингапуре, Константинополе, на Цейлоне.
марки: Чехов коллекционировал марки, его собрание содержит около 15 тысяч экземпляров и хранится в Доме-музее Чехова в Ялте. Чехов покупал марки во всех городах, где бывал, и даже отклеивал марки с писем.
благотворительность: всю жизнь Чехов много занимался благотворительностью. Он занимался и сбором средств для нуждающихся, и строительством школ, и общественной деятельностью.
Чайковский: Чехов признавался, что «ужасно любит» музыку Чайковского и посвятил знаменитому композитору один из сборников рассказов.
чувство юмора: Чехов любил называть по-своему всё и всех. Стоит только вспомнить некоторые из его псевдонимов: Шиллер Шекспирович Гёте, Человек без селезенки… Он давал прозвища друзьям и часто разыгрывал их. К примеру, пошутил над писательницей Татьяной Щепкиной-Куперник, объяснив ей, что голуби кофейного цвета с белым произошли от скрещивания обычных голубей с кошкой такого же окраса
- Так какой же он, Чехов? (составление словесного портрета Чехова – слайд 15)
Открытие нового знания (15 минут)
- Как вы думаете, какие качества характера не были присущи Чехову? Какие черты характера он высмеивает в своих рассказах?
Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом, откроем некоторые секреты чеховского мастерства.
- Давайте вместе вспомним особенности рассказов Чехова (слайд 20) и в течение урока проследим, как в рассказе «Толстый и тонкий» проявляются эти особенности.
Работа в парах с текстом.
- На какие части можно разделить рассказ? (слайд 21, 22)
1. Встреча школьных друзей. Это блаженный момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад – машина времени! Перед нами вдруг появляются не два солидных мужа, а два мальчугана – Порфирий и Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет бездна, и эта пропасть – социальное положение и чин.
3. Прощание «друзей». (записи в тетрадях)
Беседа по вопросам:
Где произошла встреча? Что произошло на вокзале? Эта нестандартная ситуация? Такое бывает редко?
Какова история знакомства героев, что мы о них узнаем? Что тонкий вспоминает о школьном детстве. Какие клички? (стайд 23)
Как вы думаете, у героев одинаковое окружение? Социальный статус? Что мы узнаем о их службе? (слайд 24)
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Почему Чехов выбирает для них такие имена? (слайд 25) Задумаемся, почему имена звучат только один раз?
Докажите текстом, что встреча была приятной.
4. Первичное закрепление (10 минут)
- Сравните портреты толстого и тонкого. На какие детали портрета обращает автор внимание читателя? (От толстого пахнет флёрдоранжем (изысканным одеколоном fleur d’orange – фр. «цветок апельсина») и хересом (вином, настоянном на травах). От тонкого, ехавшего, как можно догадаться, не в первом классе, - ветчиной и кофе).
– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительны? (Тонкий навьючен, он беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
- Что мы можем сказать о героях по их внешнему описанию?
- Итак, ребята, Чехов – мастер ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ.
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? Один- толстый, другой- тонкий, Один- губы- спелые вишни, - и чемоданы, узлы, корзины. антитеза (слайд 26) Давайте отразим это противопоставление в тетрадях.
Самостоятельная работа, самоанализ, самоконтроль – заполнение таблицы (15 минут)
Работая с текстом, заполните таблицу и сделайте вывод, как меняется поведение героев во второй части рассказа (слайд 27)
Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?
Чехов почти не использует эпитеты, выбирая удивительное сочетение слов для определения выражения, которое появилось на лице тонкого – почтительной кислоты. Как вы это понимаете? Может ли кто-нибудь изобразить эту эмоцию?
Какие знаки препинания ставятся в конце слов Толстого? А какие в конце слов Тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
Что необычного появилось в речи этого персонажа? Кто знает, с чем связана эта особенность в речи? Он стал добавлять в конце слов букву с (слайд 28) (сообщение ученика о словоерсе)
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение (20 минут)
– Какое понимание приходит к нам после чтения последней сцены? Тонкий морально уничтожен, и на глазах превращается из самодовольного отца семейства в униженного и растоптанного чиновника. Остается задаться вопросом, кто в этом виноват? Может быть, его школьный товарищ? (слайд 29)
- Так почему же тонкий заискивает перед толстым?
- Какая проблема является центральной в рассказе: проблема социального неравенства или человеческого достоинства?
- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? В русском языке есть несколько терминов для точного определения состояния тонкого. Обратите на них внимание (слайд 30).
Тонкий, и его семья раскланиваются не перед другом и товарищем по школьному детству, а перед тем местом, которое тот занимает. И в этом рассказе огромная роль принадлежит и Нафанаилу, гимназисту и сыну тонкого. Ведь даже он стал вести себя по – другому, узнав, какой пост занимает друг его отца. А это значит, что в то время уже с детских лет воспитывалось чинопочитание.
- Мы понимаем, что здесь речь идёт не о простой шутке. Этот рассказ одновременно и смешной, и грустный. Значит, рассказ Чехова – сатирический (слайд 31).
- К какому же выводу подводит нас А. П. Чехов? Какие ценности называет ложными? (слайд 32)
Автор показывает «маленьких людей», которые никогда не восстают против царящего миропорядка и унижают сами себя. Просто потому, что жизнь уже сформировала из них рабов. Человека не заставляют быть рабом, он сам им хочет быть. Тонкий лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.
Автор условно обозначает общество «тонких» и «толстых» (слайд 33). «Тонкие» раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших. Именно служебная иерархия сделала тонкого морально нездоровым человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования.
Основная мысль – вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.
Рефлексия (5 минут)
Полилог «выбери и закончи предложение»:
- Я узнал..
- Я понял..
- Я выполнял..
- Мне теперь известно..
- За урок я..
- Материал урока был..
- Я умею..
- Наиболее сложным для меня было..
- Моё настроение..
- Мои чувства после знакомства с произведением..
- Я хотел бы дополнить..
7. Домашнее задание (3 минуты): написать рассказ в стиле Чехова или отзыв на рассказ
Селиванова Галина Геннадьевна
Анастасия Васильевна Хома