12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусева Ирина Михайловна34
Россия, Краснодарский край, Краснодар
0

Выступление на педагогическом совете школы на тему"Преемственность между начальным и средним звеном"

Тема выступления на педагогическом совете «Преемственность между начальной школой и средним звеном»

Подготовила: Гусева Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ 45 имени адмирала Ф. Ушакова

г. Краснодар

Изучение русского языка и владение русским языком - один из наиболее эффективных путей культурного воспитания человека.

Задача учителя – филолога - воспитать духовно богатую и высоконравственную личность, развивать речевые, интеллектуальные, творческие способности учащихся, развивать устную и письменную речь.

Но всегда ли это удается учителю? Какие проблемы возникают в преподавании русского языка?

Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.

Возникает множество вопросов: Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения?

Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся?

Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся?

Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

Очень важно, чтобы учитель, который продолжит образование пятиклассников, раньше начал контактировать с классом, вел его изучение с помощью работающего в классе учителя начальной школы.

Предметник должен посещать уроки учителя начальной школы, познакомиться с его системой работы.Тогда, придя в 5 класс, дети увидят знакомое лицо. Исчезнет страх перед новым строгим учителем.

Преемственность между различными звеньями школы, между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка.

1. Как же решается проблема преемственности?

В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов должны провести открытые уроки для учителей русского языка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика.

2. Рекомендуем проводить совместные заседания МО учителей русского языка и учителей начальных классов, на которых обсудить вопросы:

- Как учить, чтобы не переучивать? (Единый орфографический режим, виды разбора, синтаксический анализ текста и др.)

- Каковы типичные ошибки и как их избежать?

Взаимопосещение уроков !

Принцип преемственности осуществляется по целям и содержанию учебных программ, ориентированных на индивидуализацию учебного процесса.

Мы убедились, как важно правильно осуществлять решение проблемы преемственности в преподавании, ведь анализ состояния качества обучения показывает, что наибольшие потери приходятся на 1 четверть 5 -го класса. Спад обучения обуславливается низким уровнем преемственности. А успех зависит только от согласованных действий всех специалистов школы.









 План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием, 20___/20____ учебный год


Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и среднего школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.



Мероприятия

^

Цель проводимого мероприятия


Сроки проведения


Ответственные за проведение мероприятия


Выход


1


Собеседование заместителя директора по УВР с педагогами и классными руководителями 5-х классов


Ознакомление классных руководителей с окончательным списочным составом, особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по преемственности на период адаптации


Август


Зам. директора по УВР


Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов


2


Родительские собрания 5-х классов при участии учителей-предметников


Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием


2-я неделя сентября


Классные руководите-ли


Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащих­ся, предупреждение взаимных претензий


3


Входные диагностические работы


Определить степень сохранности (устойчивости) ЗУН учащихся за курс начальной школы


2-я неделя сентября


Председатели МО


Разработка системы повторения учебного ма­териала за курс началь­ной школы


4


Классно-обобщающий контроль 5-х классов


Выявление организационно-пси­хологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педа­гогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 клас­сов в среднем звене обучения


Сентябрь – 1-я неделя октября


Администра­ция, психолог


Разработка системы мер по дальнейшему разви­тию классных коллек­тивов




а) посещение уроков


Ознакомление с особенностя­ми коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единс­тва требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 классов


Сентябрь – 1-я неделя октября


Администрация, председатели МО, психолог, учи­теля начальной школы


Анализ уроков, изучение педагогических подхо­дов, разработка методи­ческих рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методичес­кая помощь




б) анкетирование учащихся


Определение уровня комфор­тности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе


4-я неделя сентября


Классные руководите-ли, психолог


Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классом в целом




в) анкетирование родителей


Определение круга претензий


2-я неделя октября на родитель

ском собрании


Классные руководите-ли, психолог


Индивидуальная работа с родителями и учителя­ми-предметниками




г) изучение организации домашней работы


Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним за­данием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителям, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков)

Определении степени помощи родителей при выполнении домашней работы учащимися (по анкетам, результатам собесе­дования)


4-я неделя сентября – 1-я неделя октября


Зам. ди­ректора по УВР, психолог


Индивидуальная работа с учителями, с родите­лями




д) проверка школьной документации


Проверка ведения контроля за дисциплиной учащихся. Про­верка регулярности выставления оценок в классный журнал, днев­ники учащихся, ознакомление с культурой ведения учащимися тетрадей и дневников


3-я неделя сентября


Зам. директора по УВР


Собеседование с учителями и классными руководителями




е) посещение внеклассных мероприятий


Выявление проблем формирова­ния классного коллектива в пере­ходный период


Сентябрь – 1-я неделя октября


Зам. директора по воспитатель­ной работе


Помощь классному руководителю в коррекции плана воспитательной работы, организации ученического актива, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива


5


Родительские собрания 5-х классов при участии учителей-предметников и психолога


Ознакомление родителей с ито­гами проверочных контрольных работ, с психо-эмоциональным состоянием в классном коллекти­ве на первом этапе адаптацион­ного периода учащихся в среднем звене школы


2-я неделя октября


Классные руководите-ли 5-х классов


Рекомендации родителям по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями


6


Малый педсовет с учас­тием администрации, учителей начальной школы, учителей средней школы, работающих в 5-х класса, психолога


Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, итогов работы по преемственнос­ти в обучении между начальным и средним образованием в период адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене


3-я неделя октября


Зам. директора по УВР


Индивидуальная работа с учителями-предметни­ками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с учащимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы по вопросам пре­емственности с учетом выявленных проблем


7


Педагогичес­кий консилиум по 5-м классам


Подведение итогов успеваемости учащихся 5 классов в 1-й четверти. Оценка степени адаптации каждо­го ученика к условиям и требова­ниям средней школы. Определение перспектив дальнейшего развития учащихся и классных коллективов


2-я неделя ноября


Зам. директора по УВР


Завершение работы по вопросам адаптации учащихся 5-х классов к обучению в среднем звене школы


8


Родительские собрания 5 классов с участием учителей-предметников


Подведение итогов успеваемости учащихся 5 классов в 1-й четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов


3-я неделя ноября


Классные руководите-ли 5-х классов


Совместная деятельность классных руководителей и родителей по дальнейшему формированию и развитию классных коллективов


9


Предварительная расстановка кадров для работы в 5-х классах на следую­щий учебный год


Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности


март


Администр-ция


Собеседование с учите­лями-предметниками и классными руководителями будущих 5-х классов о целях и зада­чах предстоящей работы по преемственности


10


Совместное заседание учителей выпускных 4-х классов и педколлектива учителей и классных руководителей будущих 5-х классов


Определение целей и задач меро­приятий по подготовке учащихся выпускных классов начальной школы к успешной адаптации к обучению в среднем звене


март


Зам. директора по УВР


Корректировка плана совместной деятельнос­ти, согласование расписания взаимопосещения уроков, контрольных срезов знаний


11


Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку (ЕМТ), математике

(ЕМТ), замер техники чтения


Проверить сформированность знаний за курс начальной школы, изучить готовность – выпускни­ков 4-х классов к дальнейшему обучению в средней школе


3-я и 4-я недели апреля


Заместитель ди­ректора по УВР начальной школы


Анализ работ на заседаниях МО. Коррекция знаний учащихся. Подготовка к педконсилиуму по 4-м классам


12


Педконсилиум по 4-м классам


Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х клас­сов, соответствие уровня обу­ченности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников


4-я неделя декабря


Заместитель директора по УВР начальной школы


Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися и их родителями


13


Знакомство с классными коллективами выпуск­ных 4-х классов. Посеще­ние уроков администрацией, учителями средней школы, классными руководителями будущих 5-х классов, психологом, председателями МО средней школы


Изучение программ начальных классов, ознакомление с особенностями выпускников начальной школы. Изучение уровня работоспособ­ности учащихся, их познаватель­ной активности.

Ознакомление с системой педагогических подходов учителей начальной школы, выявление пси­холого-педагогических проблем. Знакомство детей с их будущими учителями


Март – май


Зам. директора по УВР


Проведение в 4-х классах пробных уроков учи­телями средней школы, разработка и проведение коррекционных мероприятий


14


Совместная методичес­кая работа учителей начальной школы и учите­лей математики, русского языка и литературы


Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в среднюю школу


В течение года


Председатели МО математики, русского языка и литературы


Проведение председателями МО средней школы консультаций для учителей начальной школы, для учителей математики, русского языка и литературы будущих 5-х классов. Обмен опытом посредством открытых уроков. Совместные заседания МО учителей начальных классов и МО учителей средней школы. Проведение праздни­ков в начальной школе совместно с учителями будущих 5-х классов


15


Индивидуальные беседы

родителями учащихся 4-х классов


Ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5-м классе


3-я четверть


Зам. директора по УВР


Предварительное комплектование 5-х классов


16


Психологическое тести­рование учащихся 4-х классов


Изучение личности выпускника начальной школы


2-я неделя апреля


Классные руководители 4-х классов, психолог


Составление психологической характеристики классных коллективов. Подготовка мате­риалов к педконсилиуму


17


Педагогический консилиум по 4-м классам


Анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4-х классов. Определение соответствия уров­ня подготовленности каждого ученика 4-го класса требованиям средней школы


1-я неделя мая


Зам. директора по УВР


Составление психологического и педагогического портрета каждого учени­ка и классных коллекти­вов. Проект комплектова­ния 5-х классов


18


Совещание при дирек­торе


Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за истекший год. Определить КПД проделанной работы


2-я неделя мая


Директор


Разработка плана преемственности на следую­щий год с учетом опыта и пожеланий педколлектива


19


Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы


Знакомство учащихся с кабинет­ной системой средней школы


2-я неделя мая


Классные руководители будущих 5-х классов




20


Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов


Торжественный перевод выпуск­ников начальной школы в сред­нюю школу


Последняя неделя обучения


Зам. директора по УВР




21


Совещание при дирек­торе


Комплектование 5-х классов


4-я неделя мая


Директор


Составление списочного состава 5-классов, утверждение педагогичес­кого состава и классных руководителей будущих 5-х классов


22


Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы


Подведение итогов учебного года. Знакомство родителей с будущи­ми учителями их детей, снятие психологического барьера настороженного ожидания трудностей при обучения в 5-м классе


4-я неделя мая


Директор


Определение перспектив дальнейшего обучения детей, согласование с ро­дителями возможного уровня обучения в 5-м классе

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.