Статья «Преемственность в преподавании математики между начальной и средней школой»
Лапко И. В.,
учитель математики
«Школа № 80г. Донецка»
Преемственность в преподавании математики между
начальной и средней школой
Подготовка к работе в 5 классе учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Хорошо бы познакомиться со своим будущим классом, полезно побывать на уроках, внимательно понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем составить и провести итоговую работу и при необходимости наметить коррекционные мероприятия. К сожалению это не всегда осуществляется, что и приводит к определенным проблемам адаптации. Так расхождения в оценках за 4 класс и 1 четверть 5 класса составляет 53%, а между оценками 4 класса и оценками 2 четверти – 32%.
Уже к четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов: одни дисциплины нравятся, другие - нет. Математика большинству учащихся 5 класса нравится, стараюсь этот интерес поддерживать.
Чтобы пятиклассникам было легче адаптироваться к новым условиям, использую такие формы и методы:
- чередование видов деятельности на уроке;
- игровые моменты (напр. 1) на уроке знакомства с понятием дроби уч-ся делили на дольки мандарины, угощали одноклассников и определяли, какая часть каждому досталась; 2) на уроке систематизации знаний и умений по теме «Равенство дробей» проводилось путешествие по станциям: Станция «Математический диктант»; Станция «Графические задания»; Станция «Равенство дробей»; Станция «Сколько…»; Станция «Какую часть составляет…»).
- физкультминутки (общие-в стихотворной форме или с учетом темы урока);
- парная, групповая, самостоятельная работа;
- знакомство с историческими фактами;
- дифференцированное домашнее задание (задания повышенной трдности, которые оцениваются отдельной оценкой)
- использование презентаций ( на каждом уроке изучения новой темы, для устной работы)
- рефлексия (уч-ся нравится делать выводы в конце урока: Я узнал… Мне понравилось… Я научился… Меня удивило…)
В работе с пятиклассниками я столкнулась с такими проблемами:
- недостаточное умение устных вычислений (разрешаю пользоваться черновиком, но стараюсь чаще проводить устный счет и в случае затруднения большинства, разъясняем, как это получено: 48*12=48*(10+2);
- ошибки в письменном делении и умножении многозначных чисел (повторение таблицы умножения и алгоритмов выполнения действий в столбик. Так последняя письменная проверка таблицы умножения показала, что без ошибок знают таблицу – 36 %, плохо знают 29%)
- недостаточная тренированность долговременной механической памяти (практикую письменный опрос правил, но это занимает много времени. Правила и определения учат плохо);
- привычка получать оценку за любое самое малое действие (стараюсь добиваться полных ответов, четкой и грамотной речи, не допускаю выставление высоких оценок за неполные ответы).
Организация внеклассной работы способствует формированию интереса к предмету и улучшению качества образования. 1. С интересом большинство детей знакомятся с факультативным курсом «Логика», ведутся тетради для записи новых понятий и решения некоторых задач, которые являются образцом для решения следующих задач. Однако успешно справляются с заданиями единицы. 2. Со второй четверти предложила учащимся дополнительно решать занимательные задачи (примерно 10 задач за неделю), которые я проверяю, пишу замечания, советы, оцениваю и выставляю пятерки. 3. Последние уроки в 1 и 2 четвертях были посвящены решению занимательных задач, которые готовили сам ученики, такая работа им очень нравится. 4.Стараюсь привлечь учащихся к участию в интернет - конкурсах и олимпиадах. Я, конечно, понимаю, что здесь возможна помощь родителей, но при правильном подходе польза все же есть. 5. Двумя учащимися уже подготовлены работы на школьный конкурс исследовательских работ «Новое поколение». 6. На каникулах учащиеся посещали дополнительные занятия.
Несмотря на то, что курс «Логика» очень интересен и полезен для более легкой адаптации индивидуальные занятия по математике пятиклассникам необходимы.
Родители учащихся ознакомлены с рекомендациями по подготовке домашних заданий и результатами дополнительной работы по математике.