Программа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием
Программа преемственности
между дошкольным и начальным школьным образованием
МОУ Детского сада № 279 Красноармейского района Волгограда
Автор-разработчик: педагог-психолог Жемчужнова М.В.
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям».
В.А. Сухомлинский.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
Пояснительная записка
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Вдвойне острее эта проблема встает, когда речь идет о ребенке с ОВЗ. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению в рамках ФГОС НОО.
Преемственность предполагает последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Программа преемственности основывается на следующих теоретико- методологических положениях:
1) о фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической школы по изучению закономерностей развития ребенка дошкольного возраста;
2) о научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
3) о действующем законодательстве, иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной и учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи программы:
1. Создать на территории дошкольного образовательного учреждения единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, обеспечить единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной психолого-педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса МОУ Детского сада № 279.
3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия, способствующие плавному переходу детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать реализации преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках реализации ФГОС.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов и воспитателей.
Цель дошкольного образования:
- общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.
Портрет выпускника детского сада (Приложение № 3).
Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, (далее – СанПиН).
5. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
6. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000г. «О построении преемственности в рамках дошкольного образования и начальной школы» № 237/ 23-16.
7. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 г. Утверждена Федеральным координационным Советом (ФСК) по общему образованию.
Принципы построения программы
1. Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
2. Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
3. Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
4. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
5. Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, способствовать переходу от игры, как ведущей деятельности дошкольника, к учебной деятельности.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка, с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с инвалидностью;
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Партнерство в рамках ведомственного и межведомственного
педагогического взаимодействия
МОУ Детский сада № 279 осуществляет с:
- государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 5»;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда»;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 125 Красноармейского района Волгограда»;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 124 Красноармейского района Волгограда»;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1 Красноармейского района Волгограда»;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда»
С каждым ОУ на начало учебного года заключается Договор о сотрудничестве.
Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение благоприятной атмосферы, способствовать эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.
Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов,
опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению содержания обучения и воспитательской деятельности, а так же рассмотрение перспектив развития и изменения обучения и воспитания от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Направления реализации программы преемственности:
Работа с родителями
Организационно-методическое обеспечение
Работа с воспитанниками детского сада и учащимися начальной школы (бывшими воспитанниками МОУ Детский сад № 279)
Непрерывность и преемственность раннего, дошкольного и начального школьного образования в МОУ Детский сад № 279 отражены в системе сопровождения ребенка (в том числе ребенка с ОВЗ и инвалидностью) от раннего возраста до начальной ступени школьного образования (Приложение 1).
Организационно-методическое обеспечение включает:
– Установление делового сотрудничества между воспитателями, специалистами Детского сада и учителями начальных классов.
– Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
– Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и педагогов ДОУ подготовительных групп по подготовке детей к обучению в школе.
– Семинары-практикумы, круглые столы и т.д.
– Взаимопосещения занятий в детском саду и уроков в начальной школе (с последующим обсуждением).
– Изучение опыта использования инновационных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
– Разработка и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
– Консультативная помощь специалистов детского сада учителям начальной школы по вопросам работы с детьми с ОВЗ.
– Приглашение на заседание Координационного совета по инклюзии педагогов ОУ и заседания ПМПк ДОУ.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно–просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы.
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы.
Практический: выражается, с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны – в курировании бывших воспитанников (в первую очередь – детей с ОВЗ) в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
– Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованного при ОУ.
– Посещение воспитанниками ДОУ курсов по подготовке к школьному обучению на базе ОУ.
– Экскурсии в ОУ, посещение воспитанниками детского сада «Дней открытых дверей» в ОУ.
– Совместная работа педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
– Проведение промежуточной и итоговой диагностики воспитанников ДОУ, направленных на изучение готовности к школьному обучению в начальных классах.
– Совместные праздники, акции, конкурсы и др.
Система взаимодействия педагогов ДОУ и родителей включает:
– Совместное проведение родительских собраний.
– Проведение «Дней открытых дверей».
– Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
– Открытые занятия.
– Консультации воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ и детей инвалидов.
– Организация экскурсий по школе.
– Привлечение родителей к организации совместных праздников, акции, конкурсов, проектная деятельность.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1. Консультации родителей воспитателями, педагогами, психологами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами в рамках Консультационного центра, Виртуального консультационного клуба ДОУ.
2. Консультации в рамках «Школы будущего первоклассника».
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи».
4. Детско-родительские клубы и тренинги.
5. Курсы дополнительного образования для родителей по вопросам педагогики и психологии «Родительский университет» на базе дошкольного образовательного учреждения.
Направления работы
по реализации программы преемственности
Направления работы | На 2020-2021 учебный год |
Теоретическое и информационное обеспечение программы. Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты) | Теоретический анализ состояния проблемы преемственности в научно-методической литературе, передовом педагогическом опыте. Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Подготовка нормативно-правовой базы. Изучение социума (запросы родителей). Определение уровня готовности детей к школе. Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. Формирование банка данных по имеющимся технологиям. Определение влияния инновационных технологий на воспитательно-образовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГОС. Перспектива: Определение уровня и качества знаний детей в динамике. Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения. Публикации о ходе инновационной деятельности. Презентация педагогического опыта на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы. |
Финансовое, материально-техническое обеспечение | Анализ уровня развития МТ базы и ее возможностей для ведения инновационной и инклюзивной деятельности. Организация работы психолого-педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников. Организация кружковой работы. |
Работа с педагогическими кадрами | Разработка, утверждение и внедрение программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования», Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГОС Использования разных видов деятельности. Повышение квалификации работников в рамках преемственности. Интеграция образовательных областей Оформление опыта работы в разных формах. Определение качества и результативности. |
Работа с детьми | Выявление интересов, потребностей, проблем в развитии. Определение группы риска. Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий. Организация образовательного процесса на основе принципов ФГОС. Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами. Подготовка портфолио при переходе на следующую ступень обучения. Обработка результатов по усвоению программы. |
Внешние связи с заинтересованными организациями | Обобщение педагогического опыта, анализ результативности программы. Организация работы МО, творческие встречи |
Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества | Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы. Психолого-педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий. Обеспечение родителей педагогическими знаниями и ознакомление их с результатами работы через наглядную информацию, творческие отчеты перед родителями. Организация работы родительского комитета, Координационного совета по инклюзии. Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели. Результаты работы родительского комитета. |
Обеспечение оптимального пути выполнения программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования» | Выявление и анализ недостатков, корректировка. Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка. Анализ выполнения образовательной программы. Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Обобщение опыта работы. Составление методических рекомендаций, подготовка итогового отчета. |
На основе выделенных направлений в программе составлен план работы МОУ «Детский сад № 279» по реализации преемственности, где отражены основные мероприятия, определены сроки, ответственные (Приложение 2).
Проблемы преемственности.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. С какими же проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не всегда компетентны в выборе образовательных программ.
2. Проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
3. Неадекватное восприятие родителями детей с ОВЗ возможностей ребенка, выбора учебной программы и ОУ.
4. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
5. Отсутствие специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов) в образовательном учреждении.
6. Проблема недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.
Ожидаемые результаты программы
1. Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного учреждения и начальной школы; подчиненность всего учебно-воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки в свете требований ФГОС.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Обеспечение более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах. Сохранению желания дошкольников учиться.
5. Организация работы по преемственности дает возможность педагогам лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.
6. Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
- личностного развития ребенка;
- укрепления психического и физического здоровья;
- целостного восприятия картины окружающего мира;
- формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
- адекватного обучения и развития детей с ОВЗ согласно его индивидуально-психологических возможностей;
- преодоления разноуровневой подготовки.
Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школы), а это значит, что наши дети полноценно пройдут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.
Литература:
1. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 г. Утверждена Федеральным координационным Советом (ФСК) по общему образованию.
2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.
3. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000г. «О построении преемственности в рамках дошкольного образования и начальной школы» № 237/ 23-16
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, (далее – СанПиН).
6. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
7. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru
Приложение 1
СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА
(РАННИЙ ВОЗРАСТА – ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Начальная ступень школьного образования
Работа с детьми:
- Совместные праздники, акции, проектная деятельность.
Работа с родителями и педагогами:
- Встречи и беседы с родителями и бывшими воспитанниками Детского сада;
- Оказание консультационной помощи педагогам ОУ.
Дошкольный возраст
от 6 до 7 лет
Работа с детьми:
- Определение дальнейшего образовательного маршрута;
- Выбор образовательного учреждения;
- Экскурсии в школу, «Дни открытых дверей»;
- Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе;
- Совместные праздники, акции, конкурсы и др.
Работа с родителями и педагогами:
- Приглашение на заседание Координационного совета по инклюзии педагогов ОУ;
- Консультирование родителей и педагогов ДОУ И МОУ;
- Экскурсии в школу, «Дни открытых дверей»;
- Совместные праздники, акции, конкурсы и др.
от 3 до 6 лет
Работа с детьми:
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов согласно индивидуальной образовательной траектории;
- Совместные праздники, акции, конкурсы, проектная деятельность.
Работа с родителями и педагогами:
- Детско-родительские клубы и тренинги;
- Курсы дополнительного образования для родителей;
- Совместные праздники, акции, конкурсы, проектная деятельность.
Ранний возраст
от 2 месяцев до 3 лет
Работа с детьми:
- Курсы раннего развития для детей 1,5 до 3 лет;
- Кружок «Разноцветные ладошки»
Работа с родителями и педагогами:
- Консультационный центр;
- Виртуальный консультационный клуб;
- ПмПк ДОУ;
- Школа молодых родителей;
- Детско-родительские клубы и тренинги;
- Курсы дополнительного образования для родителей.
Приложение 2
План работы
МОУ Детского сада № 279
по реализации преемственности
Цель: создание условий для совместного благоприятного взаимодействия участников образовательного процесса
( педагоги ДОУ, дети, родители, учителя начальных классов) при обеспечении преемственности между ДОУ и начальной школой.
План работы
№ п\п | Содержание работы | Сроки проведения | Цель | Ответственные |
Организационно-методическая работа | ||||
1. | Обсуждение и утверждение совместного плана работы с ОУ. | сентябрь | Планирование работы по преемственности на текущий учебный год | Старший воспитатель ДОУ, Зам. директора по УВР ОУ, зам. зав. по ВР |
2. | Проведение тестирования дошкольников по определению школьной зрелости при поступлении в школу. | Апрель-май | Выявление уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных групп. Наметить пути повышения и поддержания уровня школьной мотивации у детей с показателями ниже среднего. | Старший воспитатель ДОУ |
4. | Оформление странички на сайте детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников»: Консультации для родителей будущих первоклассников, разработка буклетов и рекомендаций | Январь-Май | Информирование родителей о подготовке к школе Помощь родителям в решении педагогических проблем. | Воспитатели, специалисты ДОУ |
5. | Заседания Координационного совета по инклюзии и ПМПк ДОУ совместно с педагогами ОУ | В течение учебного года | Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ | Специалисты ДОУ, специалисты ОУ |
6. | Семинар «Как подготовить детей к расширению сферы общения при переходе из детского сада в школу» | Ноябрь | Повышение профессиональной компетентности по вопросу | Завуч по нач. школе гимназии № 8, педагоги-психологи ДОУ |
7. | Лекторий для воспитателей подготовительных групп «Изучение литературы по теме: Психологические компоненты готовности к школе» | Октябрь | Повышение профессиональной компетентности по вопросу | Педагоги-психологи ДОУ |
8. | Проведение совместных педагогических советов | В течение учебного года (в онлайн формате) | Совместная выработка педагогами ДОУ и учителями школы общее понимание готовности ребенка к школе. Повысить уровень подготовки воспитанников к обучению в школе. Обмен опытом по вопросу преемственности | Старший воспитатель ДОУ, Зам. директора по УВР ОУ, педагоги ДОУ, педагоги ОУ |
9. | Проведение совместных совещаний, семинаров | |||
10. | Взаимное консультирование | |||
11. | Проведение совместных родительских собраний | |||
Работа с родителями | ||||
12. | Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ | В течение учебного года | Определение дальнейшего образовательного маршрута. Выбор образовательного учреждения. Подготовка документов к Прохождению ПМПК. | Специалисты ДОУ, специалисты ОУ |
13. | Консультации для родителей будущих первоклассников в рамках «Школы будущего первоклассника»: «Критерии готовности ребенка к школьному обучению» | Октябрь | Познакомить родителей с психологической готовностью детей к школе | Специалисты и воспитатели ДОУ |
14. | Информирование родителей посредством страницы на сайте детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников», буклетов и памяток для родителей «Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школе» | В течение учебного года Январь | Познакомить родителей с психологической готовностью детей к школе | Специалисты и воспитатели ДОУ |
15. | Родительское собрание «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» | Апрель (в онлайн формате) | Информирование родителей о подготовке к школе Помощь родителям в решении педагогических проблем. | Специалисты и воспитатели ДОУ, педагоги ОУ |
16. | Курсы дополнительного образования для родителей по вопросам педагогики и психологии «Родительский университет» на базе дошкольного образовательного учреждения | В течение учебного года | Повышение психолого-педагогической компетентности родителей | Специалисты ДОУ |
Работа с детьми | ||||
17. | Мониторинг воспитанников ДОУ | Сентябрь, май | Анализ уровня сформированности интегративных качеств дошкольника | Воспитатели, специалисты ДОУ |
18. | Проведение тестирования дошкольников по определению школьной зрелости при поступлении в школу | Апрель-май | Выявление уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных групп | Воспитатели, специалисты ДОУ |
19. | Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованного при ОУ | В течение учебного года | Подготовка к обучению в ОУ. Формирование интереса и желания быть школьником | Педагоги ОУ |
20. | Экскурсии в ОУ, посещение воспитанниками детского сада «Дней открытых дверей» в ОУ | Апрель | Формирование интереса и желания быть школьником | Педагоги ОУ |
| Совместные праздники, акции, конкурсы и др. | В течение учебного года | | Старший воспитатель ДОУ, Зам. директора по УВР ОУ |
21 | Посещение воспитанниками ДОУ курсов по подготовке к школьному обучению на базе ОУ | В течение учебного года | Создание условий для личностного развития ребенка. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться | Педагоги ОУ |
22 | Проведение Дня знаний | Сентябрь | | Музыкальный руководитель, специалисты ДОУ |
23 | Проведение занятий, игр, викторин для воспитанников подготовительных групп | В течение учебного года | Формирование интереса и желания быть школьником | Воспитатели ДОУ |
24 | Совместное развлечение с обучающимися МОУ СОШ № 124 «Зеленый огонек» | Ноябрь | | Старший воспитатель ДОУ |
25 | Совместное проведение с обучающимися МОУ Лицея № 4 «Недели зимних игр и забав» | Январь | | Старший воспитатель ДОУ |
Приложение 3
Портрет выпускника детского сада:Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе . Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу
- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;
- умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;
- умеет уважать достоинство других;
- умеет беречь свои вещи;
- умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре;
- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров
- умеет обсуждать возникшие проблемы, правила;
- может поддержать разговор на интересную для него тему;
- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку и себе и своим действиям;
- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах.