Программа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием

3
0
Материал опубликован 1 September 2021 в группе

Программа преемственности

между дошкольным и начальным школьным образованием

МОУ Детского сада № 279 Красноармейского района Волгограда


Автор-разработчик: педагог-психолог Жемчужнова М.В.


«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать,

зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л.С. Выготский

Пояснительная записка


Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Вдвойне острее эта проблема встает, когда речь идет о ребенке с ОВЗ. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению в рамках ФГОС НОО.

Преемственность предполагает последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Программа преемственности основывается на следующих теоретико- методологических положениях:

1) о фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической школы по изучению закономерностей развития ребенка дошкольного возраста;

2) о научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;

3) о действующем законодательстве, иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.


Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:

1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.


Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной и учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи программы:

1. Создать на территории дошкольного образовательного учреждения единое воспитательное пространство, наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, обеспечить единство требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной психолого-педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса МОУ Детского сада № 279.

3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4.Обеспечить условия, способствующие плавному переходу детей от игровой к учебной деятельности.

5.Способствовать реализации преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках реализации ФГОС.

6. Создать единую стратегию в работе с родителями.

7. Обеспечить профессиональный рост педагогов и воспитателей.

Цель дошкольного образования:

- общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Портрет выпускника детского сада (Приложение № 3).


Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, (далее – СанПиН).

5. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

6. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000г. «О построении преемственности в рамках дошкольного образования и начальной школы» № 237/ 23-16.

7. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 г. Утверждена Федеральным координационным Советом (ФСК) по общему образованию.



Принципы построения программы

1. Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.

2. Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.

3. Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

4. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

5. Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, способствовать переходу от игры, как ведущей деятельности дошкольника, к учебной деятельности.


Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.


Общие условия:

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка, с детьми с особыми образовательными потребностями, детьми с инвалидностью;

доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.


Партнерство в рамках ведомственного и межведомственного

педагогического взаимодействия

МОУ Детский сада № 279 осуществляет с:

- государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат № 5»;

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 8 Красноармейского района Волгограда»;

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 125 Красноармейского района Волгограда»;

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 124 Красноармейского района Волгограда»;

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1 Красноармейского района Волгограда»;

- муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 4 Красноармейского района Волгограда»

С каждым ОУ на начало учебного года заключается Договор о сотрудничестве.



Содержательные компоненты преемственности

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение благоприятной атмосферы, способствовать эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.

Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов,

опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению содержания обучения и воспитательской деятельности, а так же рассмотрение перспектив развития и изменения обучения и воспитания от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Направления реализации программы преемственности:

Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение

Работа с воспитанниками детского сада и учащимися начальной школы (бывшими воспитанниками МОУ Детский сад № 279)


Непрерывность и преемственность раннего, дошкольного и начального школьного образования в МОУ Детский сад № 279 отражены в системе сопровождения ребенка (в том числе ребенка с ОВЗ и инвалидностью) от раннего возраста до начальной ступени школьного образования (Приложение 1).


Организационно-методическое обеспечение включает:

Установление делового сотрудничества между воспитателями, специалистами Детского сада и учителями начальных классов.

Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.

Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и педагогов ДОУ подготовительных групп по подготовке детей к обучению в школе.

Семинары-практикумы, круглые столы и т.д.

Взаимопосещения занятий в детском саду и уроков в начальной школе (с последующим обсуждением).

Изучение опыта использования инновационных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Разработка и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Консультативная помощь специалистов детского сада учителям начальной школы по вопросам работы с детьми с ОВЗ.

Приглашение на заседание Координационного совета по инклюзии педагогов ОУ и заседания ПМПк ДОУ.


Данное направление имеет несколько аспектов:

Информационно–просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно–воспитательной работы.

Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы.

Практический: выражается, с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны – в курировании бывших воспитанников (в первую очередь – детей с ОВЗ) в процессе обучения в начальных классах.

Работа с детьми включает:

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованного при ОУ.

Посещение воспитанниками ДОУ курсов по подготовке к школьному обучению на базе ОУ.

Экскурсии в ОУ, посещение воспитанниками детского сада «Дней открытых дверей» в ОУ.

Совместная работа педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Проведение промежуточной и итоговой диагностики воспитанников ДОУ, направленных на изучение готовности к школьному обучению в начальных классах.

Совместные праздники, акции, конкурсы и др.


Система взаимодействия педагогов ДОУ и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение «Дней открытых дверей».

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Открытые занятия.

Консультации воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ и детей инвалидов.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации совместных праздников, акции, конкурсов, проектная деятельность.


Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:

1. Консультации родителей воспитателями, педагогами, психологами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами в рамках Консультационного центра, Виртуального консультационного клуба ДОУ.

2. Консультации в рамках «Школы будущего первоклассника».

3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи».

4. Детско-родительские клубы и тренинги.

5. Курсы дополнительного образования для родителей по вопросам педагогики и психологии «Родительский университет» на базе дошкольного образовательного учреждения.


Направления работы

по реализации программы преемственности

Направления работы

На 2020-2021 учебный год

Теоретическое и информационное

обеспечение программы.

Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы,

тесты)

Теоретический анализ состояния проблемы преемственности в научно-методической литературе, передовом педагогическом опыте.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Подготовка нормативно-правовой базы. Изучение социума (запросы родителей).

Определение уровня готовности детей к школе.

Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе.

Формирование банка данных по имеющимся технологиям.

Определение влияния инновационных технологий на воспитательно-образовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГОС.

Перспектива: Определение уровня и качества знаний детей в динамике. Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения. Публикации о ходе инновационной деятельности.

Презентация педагогического опыта на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы.

Финансовое, материально-техническое

обеспечение

Анализ уровня развития МТ базы и ее возможностей для ведения инновационной и инклюзивной деятельности. Организация работы психолого-педагогической службы и сопровождение детей. Консультирование родителей будущих воспитанников.

Организация кружковой работы.

Работа с педагогическими кадрами

Разработка, утверждение и внедрение программы

«Преемственность дошкольного и начального школьного образования»,

Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГОС

Использования разных видов деятельности.

Повышение квалификации работников в рамках преемственности.

Интеграция образовательных областей

Оформление опыта работы в разных формах.

Определение качества и результативности.

Работа с детьми

Выявление интересов, потребностей, проблем в развитии.

Определение группы риска.

Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий.

Организация образовательного процесса на основе принципов ФГОС.

Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами.

Подготовка портфолио при переходе на следующую ступень обучения.

Обработка результатов по усвоению программы.

Внешние связи с заинтересованными организациями

Обобщение педагогического опыта, анализ результативности программы.

Организация работы МО, творческие встречи

Работа с семьей.

Поиск развития педагогического

сотрудничества

Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы.

Психолого-педагогические консультации. Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий.

Обеспечение родителей педагогическими знаниями и ознакомление их с результатами работы через наглядную информацию, творческие отчеты перед родителями.

Организация работы родительского комитета, Координационного совета по инклюзии.

Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели.

Результаты работы родительского комитета.

Обеспечение оптимального пути

выполнения программы

«Преемственность дошкольного и

начального школьного образования»

Выявление и анализ недостатков, корректировка.

Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка. Анализ выполнения образовательной программы.

Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Обобщение опыта работы. Составление методических

рекомендаций, подготовка итогового отчета.


На основе выделенных направлений в программе составлен план работы МОУ «Детский сад № 279» по реализации преемственности, где отражены основные мероприятия, определены сроки, ответственные (Приложение 2).


Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. С какими же проблемами сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не всегда компетентны в выборе образовательных программ.

2. Проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.

3. Неадекватное восприятие родителями детей с ОВЗ возможностей ребенка, выбора учебной программы и ОУ.

4. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

5. Отсутствие специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов) в образовательном учреждении.

6. Проблема недостаточной обеспеченности учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.


Ожидаемые результаты программы

1. Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного учреждения и начальной школы; подчиненность всего учебно-воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки в свете требований ФГОС.

2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

4. Обеспечение более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах. Сохранению желания дошкольников учиться.

5. Организация работы по преемственности дает возможность педагогам лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

6. Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.


Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:

- личностного развития ребенка;

- укрепления психического и физического здоровья;

- целостного восприятия картины окружающего мира;

- формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;

- адекватного обучения и развития детей с ОВЗ согласно его индивидуально-психологических возможностей;

- преодоления разноуровневой подготовки.


Мы надеемся, что проблема преемственности как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена (педагогами ДОУ и школы), а это значит, что наши дети полноценно пройдут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.


Литература:

1. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 г. Утверждена Федеральным координационным Советом (ФСК) по общему образованию.

2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2020. – 368 с.

3. Письмо Министерства образования России от 09.08.2000г. «О построении преемственности в рамках дошкольного образования и начальной школы» № 237/ 23-16

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".

5. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, (далее – СанПиН).

6. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

7. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 — ФЗ

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru


Приложение 1

СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

(РАННИЙ ВОЗРАСТА – ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

 Начальная ступень школьного образования

Работа с детьми:

- Совместные праздники, акции, проектная деятельность.

Работа с родителями и педагогами:

- Встречи и беседы с родителями и бывшими воспитанниками Детского сада;

- Оказание консультационной помощи педагогам ОУ.

 Дошкольный возраст

от 6 до 7 лет

Работа с детьми:

- Определение дальнейшего образовательного маршрута;

- Выбор образовательного учреждения;

- Экскурсии в школу, «Дни открытых дверей»;

- Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе;

- Совместные праздники, акции, конкурсы и др.

Работа с родителями и педагогами:

- Приглашение на заседание Координационного совета по инклюзии педагогов ОУ;

- Консультирование родителей и педагогов ДОУ И МОУ;

- Экскурсии в школу, «Дни открытых дверей»;

- Совместные праздники, акции, конкурсы и др.

от 3 до 6 лет

 Работа с детьми:

- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов согласно индивидуальной образовательной траектории;

- Совместные праздники, акции, конкурсы, проектная деятельность.


Работа с родителями и педагогами:

- Детско-родительские клубы и тренинги;

- Курсы дополнительного образования для родителей;

- Совместные праздники, акции, конкурсы, проектная деятельность.

Ранний возраст

от 2 месяцев  до 3 лет

 Работа с детьми:

 - Курсы раннего развития для детей 1,5 до 3 лет;

- Кружок «Разноцветные ладошки»

Работа с родителями и педагогами:

- Консультационный центр;

- Виртуальный консультационный клуб;

 - ПмПк ДОУ;

 - Школа молодых родителей;

 - Детско-родительские клубы и тренинги;

 - Курсы дополнительного образования для родителей.

t1630498407ay.png


Приложение 2

План работы

МОУ Детского сада № 279

по реализации преемственности


Цель: создание условий для совместного благоприятного взаимодействия участников образовательного процесса

( педагоги ДОУ, дети, родители, учителя начальных классов) при обеспечении преемственности между ДОУ и начальной школой.


План работы


п\п

Содержание работы

Сроки проведения

Цель

Ответственные

Организационно-методическая работа

1.

Обсуждение и утверждение совместного плана работы с ОУ.

сентябрь

Планирование работы по преемственности на текущий учебный год

Старший воспитатель ДОУ, Зам. директора по УВР ОУ, зам. зав. по ВР

2.

Проведение тестирования дошкольников по определению школьной зрелости при поступлении в школу.

Апрель-май

Выявление уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных

групп.

Наметить пути повышения и поддержания уровня школьной

мотивации у детей с показателями ниже среднего.

Старший воспитатель ДОУ

4.

Оформление странички на сайте детского сада

«Для вас родители, будущих первоклассников»:

Консультации для родителей будущих первоклассников, разработка буклетов и рекомендаций

Январь-Май

Информирование родителей о подготовке к школе

Помощь родителям в решении

педагогических проблем.

Воспитатели, специалисты ДОУ

5.

Заседания Координационного совета по инклюзии и ПМПк ДОУ совместно с педагогами ОУ

В течение учебного года

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ

Специалисты ДОУ, специалисты ОУ

6.

Семинар «Как подготовить детей к расширению сферы общения при переходе из детского сада в школу»

Ноябрь

Повышение профессиональной компетентности по вопросу

Завуч по нач. школе гимназии № 8,

педагоги-психологи ДОУ

7.

Лекторий для воспитателей подготовительных групп «Изучение литературы по теме: Психологические компоненты готовности к школе»

Октябрь

Повышение профессиональной компетентности по вопросу

Педагоги-психологи ДОУ

8.

Проведение совместных педагогических советов


В течение учебного года

(в онлайн формате)

Совместная выработка педагогами ДОУ и учителями школы общее понимание

готовности ребенка к школе.

Повысить уровень подготовки

воспитанников к обучению в школе. Обмен опытом по вопросу преемственности

Старший воспитатель ДОУ, Зам. директора по УВР ОУ, педагоги ДОУ, педагоги ОУ

9.

Проведение совместных совещаний, семинаров


10.

Взаимное консультирование


11.

Проведение совместных родительских собраний

Работа с родителями

12.

Индивидуальные консультации для родителей детей с ОВЗ

В течение учебного года

Определение дальнейшего образовательного маршрута. Выбор образовательного учреждения. Подготовка документов к Прохождению ПМПК.

Специалисты ДОУ, специалисты ОУ

13.

Консультации для родителей будущих первоклассников в рамках «Школы будущего первоклассника»: «Критерии готовности ребенка к школьному обучению»

Октябрь

Познакомить родителей с психологической готовностью детей к школе

Специалисты и воспитатели ДОУ

14.

Информирование родителей посредством страницы на сайте детского сада «Для вас родители, будущих первоклассников», буклетов и памяток для родителей «Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школе»

В течение учебного года



Январь

Познакомить родителей с психологической готовностью детей к школе

Специалисты и воспитатели ДОУ

15.

Родительское собрание «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи»

Апрель

(в онлайн формате)

Информирование родителей о подготовке к школе

Помощь родителям в решении

педагогических проблем.

Специалисты и воспитатели ДОУ,

педагоги ОУ

16.

Курсы дополнительного образования для родителей по вопросам педагогики и психологии «Родительский университет» на базе дошкольного образовательного учреждения

В течение учебного года

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Специалисты ДОУ

Работа с детьми

17.

Мониторинг воспитанников ДОУ

Сентябрь, май

Анализ уровня сформированности интегративных качеств дошкольника

Воспитатели, специалисты ДОУ

18.

Проведение тестирования дошкольников по определению школьной зрелости при

поступлении в школу

Апрель-май

Выявление уровня развития школьной зрелости воспитанников подготовительных

групп

Воспитатели, специалисты ДОУ

19.

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованного при ОУ

В течение учебного года

Подготовка к обучению в ОУ.

Формирование интереса и желания быть школьником

Педагоги ОУ

20.

Экскурсии в ОУ, посещение воспитанниками детского сада «Дней открытых дверей» в ОУ

Апрель

Формирование интереса и желания быть школьником

Педагоги ОУ


Совместные праздники, акции, конкурсы и др.

В течение учебного года


Старший воспитатель ДОУ, Зам. директора по УВР ОУ

21

Посещение воспитанниками ДОУ курсов по подготовке к школьному обучению на базе ОУ

В течение учебного года

Создание условий для личностного развития ребенка.

Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Педагоги ОУ

22

Проведение Дня знаний

Сентябрь


Музыкальный руководитель, специалисты ДОУ

23

Проведение занятий, игр, викторин для воспитанников подготовительных групп

В течение учебного года

Формирование интереса и желания быть школьником

Воспитатели ДОУ

24

Совместное развлечение с обучающимися МОУ СОШ № 124 «Зеленый огонек»

Ноябрь


Старший воспитатель ДОУ

25

Совместное проведение с обучающимися МОУ Лицея № 4 «Недели зимних игр и забав»

Январь


Старший воспитатель ДОУ


Приложение 3

Портрет выпускника детского сада:


Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;


Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;


Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;


Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;


Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);


Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе . Ребенок имеет представление о себе,

собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и

взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;


Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;


Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


Предпосылки УУД у детей при поступлении в школу


- умеет положительно относиться к себе, обладает чувством собственного достоинства;

- умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека;

- умеет уважать достоинство других;

- умеет беречь свои вещи;

- умеет взаимодействовать со сверстниками взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры, договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре;

- в обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнёров
- умеет обсуждать возникшие проблемы, правила;

- может поддержать разговор на интересную для него тему;

- умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности - умеет делать самооценку и себе и своим действиям;

- Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих силах.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации